Найти в Дзене

Кому на Руси жить хорошо. Разгадка Некрасова: почему мужики не нашли счастливого?

Оглавление

Сначала краткое содержание, потом анализ!

Краткое содержание поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо":

  1. Завязка: Семь крестьян-странников спорят, кому на Руси живется хорошо (чиновнику, попу, купцу, боярину, царю). Они отправляются в путешествие, чтобы найти по-настоящему счастливого человека.
  2. Безуспешные поиски:
    Поп:
    Жаловался на тяжелую жизнь после отмены крепостного права (нищета, отсутствие уважения, тяжелый труд).
    Сельская ярмарка: Среди пьяного народа счастливцев не нашлось.
    Ермила Гирин: Хотя его все считали счастливчиком (честный, умный, любим народом, стал бурмистром, купил мельницу), он оказался в тюрьме из-за бунта.
    Помещик: Жаловался, что после реформы жизнь стала невыносимой (крестьяне не работают, сам он работать не умеет). Странники делают вывод: реформа ударила и по барину, и по мужику ("Порвалась цепь великая...").
  3. История князя Утятина (Последыша):
    Богатый князь не признал отмену крепостного права, перенес удар. Он грозился лишить сыновей наследства, если те освободят крестьян.
    Сыновья уговорили крестьян села Большие Вахлаки притворяться крепостными до смерти князя, пообещав им заливные луга у Волги.
    Крестьяне разыгрывали комедию, высмеивая нелепые приказы старика. Один мужик, сказавший князю правду, был "наказан" (его напоили и заставили кричать от "боли"), после чего умер.
    После смерти Утятина наследники отказались отдать луга, начав судиться с крестьянами.
  4. Поиски счастливой женщины (Матрёна Тимофеевна Корчагина, "губернаторша"):
    Рассказала странникам о своей тяжелой доле: счастливое детство в родной семье сменилось адом в семье мужа (рабский труд, сварливые родственники).
    Трагедии: гибель первого сына (съели свиньи, пока дед недоглядел), голодный год, незаконный рекрутский набор мужа.
    Ей удалось спасти мужа от солдатчины, бросившись в ноги губернаторше. За это ее прозвали "счастливицей" и "губернаторшей".
    Сама Матрёна считает, что женского счастья нет: "Ключи от женского счастья... потеряны навсегда".
  5. Пир на весь мир и Финал:
    Крестьяне Больших Вахлаков и странники устроили пир в честь избавления от Последыша у Волги.
    На пиру пели песни и слушали поучительные истории прохожих (о верном холопе Якове, о разбойнике-атамане, о "крестьянском грехе" - предательстве старосты).
    Григорий Добросклонов: Молодой семинарист, сын дьячка, поэт, самоотверженный патриот. Он подбодрил приунывших крестьян, напомнив, что они больше не крепостные. В порыве чувств он спел песню о Руси ("убогой, обильной, могучей и бессильной") и ее скрытой силе.
    Развязка: Автор намекает, что странники нашли истинно счастливого человека – Гришу Добросклонова. Его счастье не в богатстве или покое, а в беззаветной любви к родине и народу, в готовности бороться за их лучшее будущее. Он – "воплощение счастья народного". Узнай странники, "что творилось с Гришей", они бы поняли, что цель их поисков достигнута, и разошлись по домам.

Разберемся в подробностях?

1. Мужики-правдоискатели: Кто они и кого встретили? (Кратко)

  • Кто: Семеро временнообязанных крестьян из соседних деревень (Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож) Подтянутой губ., Терпигоревского уезда, Пустопорожней волости.
  • Цель: Найти ответ на спорный вопрос: "Кому живется весело, вольготно на Руси?" (Помещику? Чиновнику? Попу? Купцу? Боярину/министру? Царю?).
  • Обет: Не возвращаться домой, пока не найдут ответа.
  • Волшебная помощь: Получили скатерть-самобранку от пеночки за спасенного птенца (с ограничениями).
  • Основные встречи (из фрагмента и далее):
    Поп:
    Рассказывает о тяготах жизни духовенства (нет покоя, почета, доходы упали). Мужики разочарованы.
    Сельская Ярмарка (Кузьминское): Наблюдают народную жизнь, пьянство, нищету, торговлю лубочными картинками вместо Белинского и Гоголя. Видят "счастливого" (Яким Нагой).
    Пьяная Ночь: Видят масштабы народного пьянства. Слушают спор Якима Нагого с Павлушей Веретенниковым о его причинах (горе, непосильный труд). Слышат о Ермиле Гирине.
    Счастливые (глава): Собирают истории "счастливых" (старуха с репой, солдат, каменотес, разбитый работник, дворовый, белорус, ловец медведей, нищие). Все истории – пародия на счастье. Узнают о настоящей народной славе Ермила Гирина (честность, справедливость, помощь миром).
    Помещик Оболт-Оболдуев: Ностальгирует по крепостному раю, оплакивает утрату власти и "порядка". Жизнь помещика показана как прошлое счастье, невозможное после реформы. Мужики понимают, что он не счастлив.
    Матрёна Тимофеевна Корчагина ("Крестьянка"): Ее долгая исповедь – квинтэссенция женской доли на Руси (тяжелый труд в семье мужа, побои, смерть первенца Демушки, рекрутчина мужа, унижения). Ее "счастье" – в выживании и силе духа. Губернаторша – лишь эпизод относительного везения, не отменяющий всей горькой судьбы.
    Савелий, богатырь святорусский (в рассказе Матрёны): Олицетворение народной силы, терпения и потенциального бунта (история с немцем-управляющим). Его кредо: "Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть!".
    Гриша Добросклонов (в частях "Последыш" и "Пир на весь мир"): Семинарист, сын дьячка. Небогат, но полон любви к народу и веры в его лучшее будущее. Пишет революционные песни ("Русь", "В минуту унынья, о родина-мать!"). Видит счастье не в личном благополучии, а в борьбе за счастье всего народа. Ключевая фигура финала.
Иллюстрация к поэме Некрасова. Источник: https://kasheloff.ru/photos/geroi-poemiy-komu-na-rusi-xorosho/30
Иллюстрация к поэме Некрасова. Источник: https://kasheloff.ru/photos/geroi-poemiy-komu-na-rusi-xorosho/30

2. Почему они не нашли "счастливого"? (Разбор)

  • Ложные критерии: Они искали человека уже живущего "весело и вольготно" в современных им условиях (после реформы 1861 г.). Но Некрасов показывает, что в сословной, несправедливой России такого счастья нет:
    Поп: Зависим, беден, не уважаем.
    Помещик: Разорен, ностальгирует по рабству, потерял смысл жизни.
    Чиновник, купец, боярин/министр, царь: Не показаны напрямую, но их "счастье" подразумевается как паразитическое за счет народа. Мужики интуитивно понимают его ложность ("Не тем ли думал взять, Что борода лопатою?" - о попе).
  • "Счастье" народа – иллюзия или горе:
    Ярмарка и Пьяная Ночь: Народ пытается забыться, но счастья нет.
    "Счастливые": Их истории – сплошная ирония над понятием счастья (выжил, не умер с голоду, не забит до смерти – уже "счастье"?).
    Матрёна: Ее сила – в терпении и любви, но жизнь – сплошная трагедия. Губернаторша – случайность.
    Ермил Гирин:
    Честен и уважаем, но его счастье разрушено системой (бунт, тюрьма). Он символ потенциала народной правды, но не ее триумфа.
    Савелий: Богатырский дух сломлен каторгой, живет с грузом убийства и неправедной жизни.
  • Системная несправедливость: Поэма – обвинительный акт против крепостнических пережитков, нищеты, бесправия, темноты народа. В такой системе подлинное, человеческое счастье для большинства невозможно.
Источник: https://www.ozon.ru/product/n-a-nekrasov-komu-na-rusi-zhit-horosho-poema-nekrasov-nikolay-alekseevich-912111577/?at=WPtN8XgKRCBx129jS7m0jr4TgyADlAcZlBVW8fQvxxDy
Источник: https://www.ozon.ru/product/n-a-nekrasov-komu-na-rusi-zhit-horosho-poema-nekrasov-nikolay-alekseevich-912111577/?at=WPtN8XgKRCBx129jS7m0jr4TgyADlAcZlBVW8fQvxxDy

3. Кто такой Гриша Добросклонов и почему он важен?

  • Кто: Молодой разночинец (сын бедного дьячка), семинарист. Живет среди народа, понимает его боль ("Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь").
  • Его "счастье": Кардинально отличается от того, что искали мужики! Он не богат, не "вольготен". Его счастье – в служении народу, в борьбе за его освобождение и светлое будущее. Это счастье духовное, идейное, жертвенное.
  • Значение:
    Ответ Некрасова:
    Подлинное счастье для России – не в довольстве отдельных сословий, а в освобождении и счастье народа. Гриша – носитель этой идеи, будущее России.
    Новый герой: Он представляет поколение революционеров-разночинцев, идущих "в народ". Его песни ("Русь", "В минуту унынья...") – гимны борьбе и вере.
    Финал поэмы: Мужики не узнали о Грише (их путь закончился на Матрёне), но финальные строки ("Быть бытью счастливу...") и песни Гриши дают оптимистичный прогноз. Счастье – впереди, его завоюет народ, ведомый такими, как Гриша. Он и есть "счастливец", но счастье его особого рода.
    Ключ к названию:
    Композиционно мужики не нашли ответа. Но поэма в целом отвечает: по-настоящему счастлив будет тот, кто, как Гриша, посвятит жизнь борьбе за народное счастье. "Пиру" народа (освобождению) посвящена последняя часть.
Гриша Добросклонов. Источник: https://fb.ru/article/561194/2023-pochemu-schastliv-grisha-dobrosklonov-v-poeme-nekrasova-komu-na-rusi-jit-horosho
Гриша Добросклонов. Источник: https://fb.ru/article/561194/2023-pochemu-schastliv-grisha-dobrosklonov-v-poeme-nekrasova-komu-na-rusi-jit-horosho

4. Как писать сочинение? Тезисы и ловушки (Практика)

  • Главные тезисы (основа сочинения):
    Поиск счастья как исследование России:
    Путь мужиков – это панорама русской жизни после реформы 1861 года во всех сословиях (крестьянство, духовенство, помещики).
    Кризис старого мира: Ни одно из традиционных сословий (поп, помещик) не является счастливым в новых условиях. Их "счастье" было основано на угнетении, которое рухнуло.
    Трагедия народа: Основная масса народа (крестьяне) живет в бесправии, нищете, темноте, пьянстве. Их "счастье" (Яким, солдат, Матрёна) – это героизм выживания, терпения, редкие проблески удачи или справедливости (Ермил), но не благополучие.
    Причина неудачи поиска: Мужики искали личное, устроенное счастье в несправедливой системе, где оно невозможно для честного труженика или невозможно без угнетения других (для высших сословий).
    Новое понимание счастья: Ответ дает образ Гриши Добросклонова. Истинное счастье – в служении идее народного освобождения, в борьбе за будущее. Это счастье духовное, жертвенное, коллективное.
    Оптимизм финала: Несмотря на мрачные картины, поэма проникнута верой в силы народа (Савелий, Ермил, стойкость Матрёны) и в молодое поколение (Гриша), которое выведет Россию к счастью. Счастье – впереди, его нужно завоевать.
  • Ловушки (Чего НЕ делать!):
    Пересказ:
    Не пересказывайте сюжет главу за главой! Используйте эпизоды как примеры для доказательства своих тезисов (см. выше).
    Прямой ответ на вопрос мужиков: Не пишите: "Они нашли счастливого – это Гриша". Поиск мужиков формально не увенчался успехом. Важно показать, почему не увенчался и какой ответ дает сама поэма в целом через образ Гриши и финал.
    Игнорирование Гриши: Не сводите сочинение только к описанию несчастий. Финал и образ Гриши – ключевые для понимания идеи Некрасова.
    Упрощение образа Матрёны:
    Не сводите его только к "страдалице". Ее сила, ум, любовь к детям, способность бороться – важны. Она символ женской доли и народной стойкости.
    Забыть про Савелия и Ермила: Они важные вехи в понимании народного характера (сила/бунт и правда/совесть).
    Не анализировать "Пир на весь мир": Эта часть (песни Гриши, разговоры) критически важна для понимания авторского оптимизма и идеи будущего счастья.
    Без исторического контекста: Упомяните реформу 1861 г., ее половинчатость, сохранение пережитков крепостничества – это корень проблем.

-5

5. Актуальность: Поиск счастья и справедливости – тогда и сейчас

  • Вечные вопросы: Поэма поднимает вопросы, актуальные всегда: Что такое истинное счастье? Возможно ли оно только для себя? В чем смысл жизни? Как достичь справедливости?
  • Социальная несправедливость: Картины нищеты, бесправия, эксплуатации, пьянства как бегства от реальности – к сожалению, имеют параллели и в современном мире.
  • Ценность служения: Идея Гриши о счастье через служение высокой цели (не обязательно революционной, но общественно полезной, гуманитарной, созидательной для страны) остается вдохновляющей.
  • Сила духа народа: Образы Матрёны, Савелия, Ермила напоминают о важности нравственной стойкости, честности, взаимопомощи, семейных ценностей в любые времена, особенно в трудные.
  • Вера в будущее: Оптимистичный пафос финала (несмотря на все тяготы) – это вера в возможность перемен к лучшему через просвещение, труд и борьбу за правду. Это актуально для любого общества, стремящегося к развитию.

-6

Удачи в подготовке! Поэма Некрасова требует вдумчивого чтения, но ее понимание дает ключ не только к экзамену, но и к размышлениям о России и жизни вообще.

P.S. Любите литературу, но не хотите разбираться в ней в одиночку? Подписывайтесь на наш канал «Шпаргалка по литературе» – здесь всё просто, понятно и без лишних сложностей!