Поступили новости о том, что очередное крупное производство остановлено, погрязло в убытках, увольняет сотрудников, находится на грани банкротства и полного закрытия. Речь идет о тюменском производителе фанеры, упаковки и ДСП "Свеза".
Причем это не какое-то устаревшее советское наследие, а огромный модернизированный современный комбинат, использующий современное высокотехнологичное оборудование. Вот как он выглядит.
Наполовину обеспечил строительства всего этого небезызвестный мажоритарный владелец Северстали Алексей Мордашов, бизнес входит в его "Севергрупп" - ему принадлежит 49% компании "Свеза", в которую входит целый ряд комбинатов такого профиля, это лишь один из них.
Принадлежность предприятия Мордашову для меня прямо указывает на то, что оно управляется высокоэффективно, и проблемы на заводе не могут быть вызваны какими-то локальными факторами - тут речь о комплексном кризисе в отрасли. Ведь, например Северсталь, несмотря на общий кризис в металлургии, продолжает оставаться прибыльной и самой эффективной на фоне прочих компаний этой сферы.
Сначала, еще в конце августа стало известно, что с этого комбината с августа по октябрь уволят 323 сотрудника - это весь производственный персонал. Они уже получили уведомления об увольнении.
Само же производство с сентября, как сообщают СМИ, полностью остановлено. Ситуация на комбинате обсуждалась даже на специальном заседании Регионального штаба по обеспечению устойчивого развития экономики Тюменской области (когда создаются штабы - это уже прямое свидетельство критической ситуации).
Если посмотреть описание предприятия "Свеза" на официальном сайте, то можно увидеть, что компания является российским лидером по производству целого ряда фанерной, картонной, упаковочной продукции, а по производству березовой фанеры - мировым лидером.
Например, фанера "Свезы" использовалась для опалубки при строительстве сложного архитектурного здания - асимметричной башни Аль-Хамра в Кувейте, где требовалась фанера повышенной прочности, компания этим очень гордится.
Ну а что же теперь случилось с производством?
Все просто. Оно было ориентировано, преимущественно, на европейский экспорт, даже имело офис продаж в Гамбурге (Германия). 70% продукции уходило на экспорт в Европу. И до 2022 года активно развивалось и работало с прибылью. Когда этот экспорт был перекрыт санкциями, у компании наступили трудные времена.
Еще сильнее они усугубились из-за кризиса в строительной отрасли России, после отмены льготной ипотеки, последовавшего падения мебельного производства и замедления экономики в целом.
Несмотря ни на что, компания продолжала работать, и даже инвестировать в модернизацию своих производств - в 2024 году было вложено на эти цели порядка 2 млрд. рублей.
Но российская экономика продолжала падать, спрос на продукцию падал, а затраты одновременно росли: дорожали трудовые ресурсы, электроэнергия, кредиты, повышались налоги.
Еще в июне, выступая на отраслевом саммите в Москве, директор по взаимодействию с государственными органами ООО «Свеза-Лес» Борис Френкель открыто говорил, что предприятия работают на износ. Старые заказы и накопленные резервы, которые помогали выживать в 2022–2023 годах, закончились. Компания всячески пыталась компенсировать падение спроса: запускала новые продукты, искала сбыт в Африке, Латинской Америке и даже на южноамериканских рынках. Но эти направления никак не могут заместить европейское, как по объемам спроса, так и по стоимости доставки: вести туда продукцию деревообработки финансово невыгодно, с такой логистикой российские производители оказываются неконкурентоспособны.
Итог оказался неутешительным и себестоимость производства оказалась выше возможных доходов. Компания ушла в убыток.
«Мы снижаем издержки, выходим на новые рынки, стараемся сохранить людей. Но без поддержки государства многие заводы будут вынуждены закрыться», — говорил тогда Френкель.
И вот, его слова, по сути, оказались пророческими: первый комбинат из восьми уже остановлен.
Уже в 2023 году чистый убыток фанерного комбината «Свеза» в Тюмени составил 217,4 миллиона рублей при выручке 1,9 миллиарда рублей. Финансовый результат 2024 и 2025 годов неизвестен, но очевидно, что убытки кратно выросли.
Сама компания "Свеза" сейчас никак не хочет комментировать происходящее с ее комбинатом в Тюмени. Региональные власти также не давали комментариев.
СМИ приводят комментарии представителей схожих компаний, экспертов отрасли, которые объясняют ситуацию.
Андрей Сухарев, промышленный аналитик в сфере деревообработки:
Сначала замедлилось строительство, вслед за этим резко сократились заказы на отделочные материалы, а мебельщики потеряли платежеспособный спрос. Фанера оказалась в самом уязвимом положении, потому что она не конечный продукт, а промежуточный ресурс. Когда конечный рынок тормозит, фанерные заводы просто не могут перераспределить риски. Плюс логистика и энергозатраты растут быстрее, чем спрос, и бизнес перестает быть устойчивым.
Мария Лапина, замруководителя крупной мебельной компании региона:
Снижение спроса на мебель в России в 2025 году составило 30–40%, и это цифры, которые подтверждают практически все производители. Высокая ключевая ставка делает кредиты для покупателей недоступными, маркетплейсы обострили конкуренцию и фактически обесценили традиционные каналы продаж. В результате мебельщики вынуждены демпинговать, а это тут же отражается на смежных отраслях, в первую очередь на фанере. Мы живём в условиях, когда внутренний рынок не справляется с поддержкой даже базовых производств.
Спасти ситуацию, считают они, сможет только масштабная финансовая поддержка со стороны государства.
Доктор экономических наук Сергей Волков:
Такая пауза со стороны властей — не случайность, а осознанная тактика. Регион ждет федеральных решений, потому что без участия Москвы субсидии и меры поддержки будут носить точечный характер и не спасут отрасль. Основная проблема — это не только локальные издержки, но и изменение глобальной карты сбыта. Российская фанера потеряла европейский рынок, а новые направления пока не дают нужной маржинальности.
При этом, по мнению эксперта, даже такие меры помогут отрасли продержаться еще максимум год-два. Для глобального решения проблемы потребуется возрождение строительной отрасли - масштабные меры стимулирования там, например, обратное расширение льготной ипотека (а это, как известно, приводит к разгону инфляции). Так что, по-хорошему, без возврата европейского рынка вряд ли получится вернуть лесообрабатывающую промышленность к прибыли и былым успехам.
По общему мнению специалистов, консервация «Свезы» в Тюмени — не просто локальная новость, а сигнал о глубинных негативных процессах в российской экономике, реальные последствия санкций и падения внутреннего спроса.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.
Поблагодарить автора можно через донат. Кнопка доната справа под статьей, в шапке канала или по ссылке. Это не обязательно, но всегда приятно и мотивирует на фоне падения доходов от монетизации в Дзене.