Найти в Дзене
Российская газета

Выставка графики Пабло Пикассо в Тюмени рассказывает о нем как о друге поэтов

Выставка графических работ Пабло Пикассо, открывшаяся в Тюмени, рассказывает о нем как о друге поэтов.

   Ирина Никитина/РГ
Ирина Никитина/РГ

Еще задолго до официального анонса "культурный слой" уверенно предсказывал: будет сентябрь - снова приедет Башмаков из Петербурга с подарком. Так и случилось: накануне обещанного бабьего лета галерист и коллекционер Павел Башмаков разместил в полюбившейся локации - музейном комплексе имени Словцова - новую для сибирского города выставку "Художник среди поэтов" с собственным дизайнерским решением. Она - про Пабло Пикассо. Точнее, про его графические искания в дружбе с мастерами слова - последним он помогал облекать рифмы в бумагу то в шутливой манере, то с серьезным и даже трагическим настроем.

Более 100 оригиналов - это гравюры, офорты, цинкография - экспонируют до середины марта следующего года. Посетителям предлагают исследовать два зала с довольно интимным освещением (графику предпочтительнее выставлять не под софитами, а после рабочего периода отправлять на отдых в самое темное место), а отдохнуть - на скамье в мультимедийной зоне.

    Фото: Ирина Никитина/РГ
Фото: Ирина Никитина/РГ

Если отмотать назад, то премьера проекта "Художник среди поэтов" состоялась в Эрмитаже еще в 2018 году. Он был собран из "накопленного наследия" Марка Башмакова, дяди Павла. Блистательный математик, альпинист, советник директора музея, тот слыл дотошным собирателем книг про художников "Парижской школы" начала XX века. Вместе с Михаилом Пиотровским Марк Иванович составил план выставок на основе личной коллекции и сделал 20 экспозиций. Поначалу скромная числом, но сейчас уже разросшаяся благодаря стараниям племянника (добавлены листы из "Человеческой комедии" Бальзака, фотографии, пять работ Михаила Шемякина по мотивам творчества испанца) графическая история Пабло Пикассо, пожалуй, самая гастролирующая - побывала во всех городах-миллионниках. Тюмень, конечно, официально к таковым не относится. Просто тут, признается Башмаков-младший, хорошая аура и люди простые, доброжелательные.

Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться

"Известный факт: Пикассо, переехавший во Францию в 1900 году, много общался с мастерами слова. Макс Жакоб, Ильязд, Жан Кокто, Пьер Реверди стали ему друзьями. Существует такая легенда, что Гийом Аполлинер посоветовал художнику разместить у мастерской лаконичную табличку "Место встречи поэтов". Пикассо-хулиган, больше всего любивший женщин, корриду и табак, возвращаясь сюда в три часа ночи, неизменно палил в воздух из пистолета: вот, мол, я тут, вставайте, соседи!" - ведет рассказ Павел Башмаков.

Читайте также:

В картине Пикассо нашли неизвестную женщину

История про Пабло Пикассо, в фамилии которого в испанский период ударение на "а", а во французский - на "о" (информация для тех, кто до сих пор путается) - история все-таки успешного старта. Будущего гения в задиристом юноше разглядел арт-дилер Амбруаз Воллар. Не просто разглядел - дал точку опоры и показал направление. И это тоже оказались книги, мир, сотканный из слов и знаков препинания.

    Фото: Ирина Никитина/РГ
Фото: Ирина Никитина/РГ

"Первый заказ для Пикассо состоял в создании иллюстраций к "Неведомому шедевру" Бальзака. Художник бравировал перед друзьями, что автора не читал, понятия не имеет, что под обложкой, но рискнет… Так появился цикл, где в точках и линиях, казалось бы, хаотично расположенных, угадываются музыкальные инструменты, звезды, взаимоотношения творца и модели. Писатель, рассказавший о художнике, который много лет корпит над шедевром, а для его учеников это представляется ужасной мазней, будто предвидел сюрреализм как выплеск подсознательного, а Пикассо же, будто и не погружаясь в новеллу, выплеснул подсознательные точки и линии на листы", - продолжает галерист.

Читайте также:

33 работы трех поколений живописцев выставили в Ярославле

Конечно, в этот раз по двум залам особо не разбежишься. Первый - про раннее творчество под присмотром Воллара и издателя Альберта Скиры. Второй - про трагизм Второй мировой войны, где художник потерял многих близких, однако и про комизм тоже, проявляющейся в общении и работе с поэтом Кокто и литографом Мурло. Эту выставку надо впитывать не спеша как осенний глинтвейн: рассматривать графику то близко, то издали, читать заметки на баннерах, дивиться манифестовому красному цвету, который стал основным в оформлении и который наилучшим образом соответствует мастеру. Хулиган же он, обожатель корриды и женской красоты, основоположник кубизма, самовлюбленный и дерзкий гений в художестве и гений в пиаре.

    Фото: Ирина Никитина/РГ
Фото: Ирина Никитина/РГ

Автор: Ирина Никитина