Для меня стало огромным удивлением, что остались ещё достопримечательности в пешей доступности от транспорта, которые поражают и остаются в сердечке, но при этом не обозначены на карте. Хотя именно изучяя карту, я и нашёл каньон на реке Уривок: мне показалось подозрительным, что река вначале движется по изогипсам вниз, а затем вверх, после чего повторяет этот манёвр ещё раз. Так же не бывает!
Первооткрывателями нам быть не суждено - каньон на реке Уривок вполне себе гуглится, хотя материала и не очень много. Есть несколько видео прохождения наиболее сложных и впечатляющих участков, которые я принципиально не стал смотреть, дабы не портить впечатление перед встречей с дикой природой.
В этот раз моим компаньоном стал мой кум Денис - эта наша вторая совместная вылазка, первая состоялась зимой на хребет Азиш-Тау.
Выезжаем из Брюховецкой рано - около 4 утра. В 5:45 встречаем рассвет за Усть-Лабинском, в 7 утра проносимся мимо Майкопа, в 8 утра уже стоим ждём открытия Пятерочки в Мостовском.
Мостовской район - пожалуй, самое большое белое пятно на карте моих вылазок. Здесь очень много потрясающих мест, но и ехать к нему неблизко. Если не стартануть затемно, то есть риск и не успеть дойти то точки.
В станице Баговской съезжаем с асфальта, чтоб зафиксировать панораму местности: скальные гиганты Мостовского района и горной Адыгеи как на ладони!
Проезжаем Баговскую, по асфальту доезжаем до посёлка Узловой. Название не случайно - когда-то здесь сходились несколько ветвей лесовозной узкоколейки из долин рек Ходзь, Бугунжа и Бах.
Выше - по приемлемой гравийке до посёлка Бугунжа. Сам посёлок остаётся слева, а дорога проходит по кромке леса под склоном.
Машину оставляем сразу за знаком - здесь дорога ещё кажется сухой, но впереди, в тени нависших над дорогой деревьев, уже виднеются лужи.
При нас компания из нескольких кроссоверов и Весты кросс попыталась проехать через лужи, но их запал быстро погас, и они развернулись восвояси.
Дорога примечательна отсутствием крутых поворотов и резких перепадов высоты: когда-то здесь была проложена узкая колея, а тепловозы, как известно - не УАЗики, бездорожье не штурмуют.
Спустя час пути мы вышли к скальному участку - дорогу здесь прорубали (а скорее взрывали) в крутых склонах отрога, тянущегося от самой спины Большого Тхача. Отсюда уже открываются интересные виды - на почти отвесные стены ущелья Бугунжи впереди.
Впереди в изгибе реки зазеленела глубиной водобойная яма под скальным выходом - верный признак купальни. На карте в этих местах обозначена некая "Гришкина яма", и раз это место примечательно - нам туда! "
Спойлер - это не Гришкина яма, но подойдя к ней, я вполне себе мог представить, как местные детишки прибегают сюда, чтоб попрыгать с камней в реку.
Сама Гришкина яма нашлась чуть выше по течению - здесь уже была пикникующая семья на внедорожнике, а также трое местных, приехавших на одном советском мотоцикле.
Эта яма и правда примечательна! Глубокий провал, зажатый в теснине. Вода здесь течёт неспешно, так и приглашая прыгнуть с одной из береговых скал.
Мне это место напомнило сахрайский водопад Раскол: прыгай в любом стиле - до дна всё равно не достанешь.
Возвращаемся на дорогу и спустя сотню метров выходим на старый мост. Очевидно, что перекинули его через скальный участок не случайно: самое узкое место, да и возможности продолжить путь по левому берегу больше нет никакой.
За мостом старую дорогу отчасти размыло паводками, и она сползла в реку, поэтому мы обходили этот участок по тропам и новодельным дорогам - через шикарный лес, залитый золотым солнечным светом.
Здесь не стоит разгоняться: нам нужно найти слияние Бугунжи и Уривка, и перейти на тот берег, чтоб продолжить путь вверх по Уривку. Ориентир - стоянка с пеньками на берегу Бугунжи.
Уривок сразу показывает свой дикий характер: вдоль него нет троп, в русле лежат огромные необкатанные валуны, а переходить реку вброд приходится постоянно и по невероятно скользким камням.
Через несколько минут движения вверх по Уривку сквозь кроны деревьев стала проглядывать огромная скальная стена впереди. Уже на этом этапе меня стало пробирать от эмоций, что мы прикоснёмся к чему-то грандиозному и явно недооценённому.
Поначалу участки реки, зажатые меж скал, казались исключением, но вскоре превратились в правило. Река, хоть и казалась небольшой, но обладала быстрым течением на порогах, поэтому порой приходилось выбирать более глубокие, но спокойные пути продвижения.
Процесс фотографирования тоже оказался трудозатратным. Для очередного фото телефон нужно было достать из гермомешка, находящегося в рюкзаке за спиной, а затем упрятать обратно. И стоит ли говорить, что запечатлеть хотелось каждый камень и открывшийся вид после очередного виража реки!
Вскоре мы вышли к теснине. Позолоченная редкими лучами солнца, она манила ровным дном на входе, как будто вымощенной на глубине "по колено" древней мостовой.
Но это был обман. Как только скалы смыкались, дно провалиливалось так, что даже такой великан, как я, не дотягивался кончиками пальцев ног.
Решено: плывём! Течение здесь не быстрое, но всё же есть. Если вы не очень хорошо плаваете, то уверен, что эти 20 метров отнимут у вас немало сил. Меня же подгоняла ледяная водичка (в ущелье дует ветер, и стало совсем уж прохладно), а над водой выталкивал гермешок, из которого я не удосужился выдавить весь воздух.
Заплыв оканчивается на скальной ступени, после которой отвесные стены восстают, практически смыкаясь на высоте порядка десяти (а порой и двадцати) метров. Я просто не мог молчать, и мой восторг был слышен в диапазоне от восхищённых криков до бранных возгласов. Потрясающее место!
И тут мы подобрались к главному препятствию. Бурный порог в виде огромного скольского камня посреди теснины. Обойти слева - нельзя. Поток сбивает с ног, а дно представлено чередованием скользких булыжников и глубочайших узких ям между ними. Обойти справа - путь верный, но не простой. Здесь необходимо проделать командную работу. Денис нашёл наиболее устойчивую позицию под камнем, я забрался ему на плечи, заполз на уступ, после чего вытянул напарника, упёршись ногами в булыжники. Как будем возвращаться - вопрос, повисший в воздухе.
Выше камня река снова приобрела мелкий и спокойный характер. Мне казалось, что прекраснее места на свете уже и не придумать: здесь тихо, уютно, а главное - дико, и нет людей.
Верхний край теснины озаряло полуденное солнце. Обедать, возможно, ещё рано, но вот посидеть погреться в лучах и перекусить - самое время.
На тот момент мы всерьёз стали обсуждать, что, похоже, самую красоту мы уже прошли. Стоит нам развернуться здесь, или прогуляться ещё чутка - вот в чём вопрос. Сейчас я понимаю, что не простил бы себе, если бы решил повернуть назад после нижней теснины (недаром же зову её нижней!).
Спустя метров сто после выхода из нижней теснины русло преграждают десятки огромных валунов, и река бурлит между ними, под ними, а иногда и переливается через них. Эдакий каньон Каменный завал, но в дебрях Мостовского района. Путь здесь каждый может выбрать свой, но наиболее простой обозначен турами - каменными башенками. Выше завала река выполаживается, становясь похожей на своё нижнее течение. На левом (орографически) берегу появляются террасы пойменного леса, и появляется даже выбор: скользить по валунам в русле или пробивать тропу через лопухи на суше.
Опять закрадываются мысли развернуться, но любопытство берёт верх, и награда не заставляет себя долго ждать. Как и в случае с первой тесниной, мы будто входим на вымощенную мелкой галькой водную дорогу, прорубленную глубоко в серых скалах преграждающих путь хребтов.
Вновь задул ветер, означающий приближение узкого места, откуда ему нет пути ни вправо, ни влево - только вперёд. Что уж говорить о нас, людях: берега для человека в подобных теснинах неприступны, а потому каньоны очень опасны в непогоду.
Мы точно не были первооткрывателями, но именно так я чувствовал наш каждый шаг в ледяной воде, не подозревая, какие потрясающие открытия таит каждый новый поворот.
Верхняя теснина - в разы масштабнее нижней. Выше, контрастнее, длиннее. Я продолжал не верить своим глазам. Мне хотелось одновременно присвоить это место себе, и при этом рассказать всему свету, как тут прекрасно.
Как и в Нижнем каньоне реки Цица, напрашивались сравнения с Гуамским ущельем. Да, вот именно так оно должно было выглядеть до прихода цивилизации и индустриализации.
В сердце верхней теснины - два огромных валуна, на которые стоит взобраться, чтоб насладиться обзором.
Под валунами, пожалуй, единственное чуть сложное место, которое преодолевается вплавь.
Чем дальше - тем плотнее стали смыкаться нижние пласты, слагающие стены каньона. Солнечного света становится всё меньше, и мы попадаем в царство серых скал и отражений в прозрачнейшей воде реки Уривок.
Судя по отражениям на скалах, где-то за поворотом на воду попадал яркий свет, а значит выход из теснины был где-то рядом. С каждым шагом всё громче становился шум воды, как будто мы приближались к водопаду - такой эффект создавали стены этого храма природы.
Последний участок теснины оказался довольно глубоким - мне по грудь, а куму пришлось даже проплыть какое-то расстояние.
И вскоре - вот он, луч солнца золотого. Выглядит очень тепло. Мы промокли до ниточки, и один вид яркого солнца уже грел и придавал сил.
Выход из верхней теснигы оказался испещрён надписями на стенах. Похоже, сюда заходят сверху без особого труда. Возможно, заглядывают по пути с Тхачей. Судя по карте, в паре сотен метров выше по течению должна быть лесовозная дорога. Было решено дойти до неё и там отобедать.
Водопада никакого не оказалось: это шумела река на перекатах у входа в ущелье.
Скалы расступились внезапно. Слева по ходу движения на длинной отмели мы сели у небольшого кострища. Я снял обувь, чтоб пальцы хоть немного отошли от состояния изюма.
От устья мы проходили ущелье три с половиной часа. Но стоит сделать существенную поправку на восхищённые вздохи и фотографирование. Уверен, это отняло около половины времени.
Для чистоты эксперимента я твёрдо решил на обратном пути не доставать телефон, и прохождение каньона вниз заняло у нас полтора часа. Затормозили нас лишь два момента. Первый - это тот самый камень посреди нижней теснины. Минут пять мы чесали репу, как спуститься и не расшибиться, и в итоге я просто прыгнул в щель между скалами - туда, где показалось наиболее широко и глубоко. Ушиб колено, но не критично. Второй момент - это моё желание всё-таки забрать пару красивых камней. В итоге на обратном пути при заплыве в теснине рюкзак больше не выталкивал меня из воды, а скорее наоборот 😅
Уже в устье реки я обнаружил, что мой гермомешок протёк. А значит сухих вещей у меня не осталось, как и пауэрбанка, и фонарика, и случайно оказавшейся там флешки с рабочей информацией. Каким-то чудом влага не добралась ни до телефона, ни до паспорта. Весь обратный путь идти было крайне зябко, но моя довольная улыбка ярче слов говорила, что меня это не волнует.
Также заставил задуматься эпизод, в котором в пяти метрах перед нами на дорогу упало дерево. В долине Бугунжи не было ветра, землю не трясло и йети лес не шатали. Просто упало. Быстро и без предупреждения. Открывая глаза утром, стоит всегда помнить, что жизнь одна и она прекрасна. А ещё что не на всё вокруг мы можем повлиять. И я не считаю, что к сожалению.
Сложность по шкале от Горячего ключа до Фишта: 4 из 10.
Всего пройдено: 14 км
Затрачено времени: 8 часов.
22 августа 2025 года.