Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Закрытый показ" (Франция) и "Королевская охота" (Франция–Чехословакия)

Королевская охота / La Chasse royale / Kráľovská poľovačka. Франция–Чехословакия, 1969. Режиссёр и сценарист Франсуа Летерье (по мотивам романа Пьера Муано). Актеры: Сами Фрей, Клод Брассёр, Людмила Микаэль, Жан Шампьон, Сюзанн Флон, Магда Вашариова и др. Премьера в Чехословакии: 26.12.1969. Прокат в СССР – с августа 1972: 8,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

В замке, затерянном где-то в лесах, живут три женщины, одна из которых – душевнобольная. И вот однажды сюда приезжают на охоту двое молодых людей...

Драма «Королевская охота» вызвала в советской прессе неоднозначную реакцию.

Кинокритик Дмитрий Писаревский (1912-1990) писал о ней вполне благосклонно: «В фильме этом налицо все приметы приключенческой картины: напряженная борьба двух главных героев с бандой браконьеров, ранение одного из них, внезапная его любовь к уединенно живущей красавице Элен. Но режиссер стремится углубить психологию своих героев, превратить красоту окружающей их природы из пассивного фона в самостоятельную тему. Тема любви в сочетании с темой природы, ее первозданной красоты привлекала многих художников, вспомним хотя бы купринскую Олесю.

И хотя фильм «Королевская охота» не выдержит сравнения с такими высокими образцами, он затрагивает круг мотивов обаятельных и человечных, хотя и хорошо известных. … Поэтичность фильма в немалой степени является заслугой известного оператора Жана Бадаля, признанного «поэта камеры», из фильма в фильм сотрудничающего с Франсуа Летерье. К фильму привлечет внимание и участие известных актеров. Так, например, роль главного героя картины — Филипа — играет актер Сами Фрей, известный нашему зрителю по серии фильмов об Анжелике. И несмотря на то, что тема фильма не блещет новизной, а в истории кино можно найти примеры более яркого художественного воплощения этой темы, думается, что картина найдет своего зрителя благодаря поэтичности атмосферы и красоте природы, раскрепощающей героев фильма и приносящей радость не только им, но и зрителям» (Писаревский, 1972).

Однако кинокритик Литавра Дуларидзе дала низкую оценку, действительно слабой в художественном отношении ленте «Королевская охота»: «Франсуа Летерье — ученик Брессона, но, увы, ученик, мало что от него унаследовавший. В картинах Летерье … психологизм и философичность творчества Брессона приобретают характер претенциозности и празднословия. В «Королевской охоте» претензии многократны» (Дуларидзе, 1972: 19).

Как известно, советская публика активно посещала зарубежные фильмы, шедшие в прокате, особенно индийские, американские, французские и итальянские. Вот почему даже такая, в общем-то, неразвлекательная картина, как «Королевская охота», сумела собрать в советских кинозалах 8,3 млн. зрителей. А вот во французский кинопрокат, по свидетельству самого Франсуа Летерье, этот фильм так и не попал. По-видимому, и сам сюжет, и его режиссерская трактовка не понравились французским прокатчикам, и они заранее просчитали возможные финансовые убытки…

Киновед Александр Федоров

-2

Закрытый показ / Частный показ / Projection privée. Франция, 1973. Режиссёр Франсуа Летерье. Сценаристы: Франсуа Летерье, Мадлен Шапсаль, Бернар Ревон. Актеры: Франсуаз Фабиан, Жан-Люк Бидо, Джейн Биркин, Бюль Ожье, Жак Вебер и др. Драма. Премьера: 8.10.1973. Прокат во Франции: 0,3 млн. зрителей.

Главный герой этого фильма – кинорежиссер, который хочет снять автобиографический фильм, затрагивающий причины смерти его бывшей жены…

В год премьеры «Закрытого показа» кинокритик Жан де Баронселли (1914-1998) обратил внимание читателей, что в центре авторской концепции фильма – «тайна художественного творения, взаимодействие жизни и творчества, столкновение реальности и воображения, тревожное возрождение прошлого… История разворачивается на двух уровнях, которые Франсуа Летерье сопоставляет в едином повествовательном потоке: эпизоды повседневной жизни – подготовка к съемкам, выбор актеров, обсуждение изменений в сценарии – тесно переплетаются с материализованными сценами будущего фильма… Для своего фильма Франсуа Летерье не выбрал легкий путь. Созданная им головоломка настолько сложна, что рискует остаться неразгаданной. Однако, разгадав эту головоломку, режиссеру удалось создать произведение, целостность которого неизбежна, и за драматическим развитием которого мы с интересом следим. Мастерство исполнения, строгость монтажа, изящество постановки заставляют нас забыть о некоторой холодности и искусственности первоначального замысла» (de Baroncelli, 1973).

В «Закрытом показе» Франсуа Летерье удалось собрать впечатляющий ансамбль талантливых актеров: Франсуаз Фабиан, Жан-Люк Бидо, Джейн Биркин, Бюль Ожье, Жак Вебер. Каждый из них замечательно ведет свою партию в фильме, балансирующем между прошлым и настоящим…

Многие знаменитые режиссеры рано или поздно обращались к автобиографическим мотивам и снимали своего рода «кино о кино» («Сансет бульвар», «8 ½», «Американская ночь» и др.). «Зарытый показ» – это своего рода «Американская ночь» Франсуа Летерье. Его режиссерское мастерство получило высокую оценку в кинематографической среде – Гран-при французского кино. Однако для массовой аудитории эта картина Летерье в очередной раз оказалась слишком сложной – во французских кинозалах ее посмотрели около 300 тыс. зрителей…

Киновед Александр Федоров