Продолжают читать старые газеты. 24 августа 1937 года - репортаж о встрече в Москве экипажа Громова, совершивший рекордный перелёт через Северный полюс в США. Теперь, 23 августа летчики приезжают в Москву на Белорусский вокзал, где им приготовлен триумф. Среди встречающих – главный советский полярник Отто Юльевич Шмидт, собственно, он старшее лицо среди встречающих.
Контекст: 10 днями ранее где-то за полюсом исчез третий самолет, совершавший трансполярный перелёт из Москвы в США через Северный полюс, под командованием С. Леваневского. Найти и спасти пропавший экипаж приказано с самого верха, вопрос контролирует сам Сталин. Газеты разгоняют шумную волну, что летчики непременно будут вызволены, средств для их обнаружения не пожалеют. Однако ни один советский самолет на поиски пока не вылетел. Шмидт входит в правительственную комиссию по спасению.
И вот на торжественном митинге по поводу прибытия Громова и его коллег Юмашева и Данилина, Шмидт произносит основную речь. А в ней, среди прочего, такие слова:
«….Путь в Америку, соединяющий два великих народа, открыт. Этот путь будет до конца освоен, несмотря ни на какие трудности. А трудности, товарищи, есть. Арктика пытается напомнить нам о своей силе, она задержала тов. Леваневского. Но наша могучая страна не отступит. Полеты двух героических троек доказывают, что ваша авиация сможет найти тов. Леваневского, продолжит и завершит начатое дело и до конца освоит путь через Северный полюс. (Аплодисменты)»
Что от пропавшего экипажа десять дней никаких известий, главного полярника ничуть не смущает. Он уверенно заявляет: «Арктика только задержала летчиков». Оказывается, уже доказано: «Их найдут».
В тот же день в честь прибывших героев состоялся прием в Кремле. На банкете Шмидт исполнял роль тамады. Газета подробно расписала последовательность тостов:
«Во время приема начальник Главсевморпути Герой Советского Союза 0. Ю. Шмидт провозгласи первый тост а честь геройской тройки — товарищей Громова, Юмашева и Данилина, славных сынов великого Советского Союза, которые своим невиданный перелетом умножили славу нашей великой родины. Все присутствующие с огромным воодушевлением и теплотой приветствовали героев-победителей.
Восторженной, бурной, длительной овацией встречают все присутствующие тост, который тов. Шмидт провозгласил в честь организатора и вдохновителя всех побед социализма, в том числе и невиданных в истории перелетов через Северный полюс – в честь великого в любимого вождя народов товарища Сталина.
… Все встают. Огромный зал оглашается громовой овацией, бурей рукоплесканий, возгласами: «Да здравствует товарищ Сталин!».
Далее тов. Шмидт провозглашает тост: за В. Молотова. Потом за М. Калинина. За К. Ворошилова. Именно в таком порядке. Затем за славного наркома Л. Кагановича. И его заместителей В. Чубаря и А. Микояна.
Власа Чубаря арестуют спустя 10 месяцев, в июле 1938 г, а расстреляют еще через полгода, уже в 1939 г.
Возможно, далее пить устали, потому что дальнейшие пошли пакетом:
«0. Ю. Шмидт провозглашает заключительный тост в честь рабочих и инженеров, техников, конструкторов и руководителей авиации и авиационной промышленности, в честь наркома оборонной промышленности тов. Рухимовича…»
Вот этого арестуют менее чем через два месяца, 16 октября 1937 г. Возможно за то, что плохо искал Леваневского - Рухимович был председателем комиссии по поиску. А расстреляют в июле 1938 г.
«…известного конструктора ряда самолетов, в том числе «АНТ-25», проф. Туполева…» - этот тоже двух месяцев на свободе не проходит, его посадят через неделю после Рухимовича. Но его судьба, как мы знаем, сложится благополучней, его будут держать в специальном тюремном КБ, а через три года выпустят.
«…конструктора моторов т. Микулина…» - у этого вообще все будет хорошо.
«… и других» - интересно было бы узнать, кто эти другие?
«Снова гремят аплодисменты».
Таким образом, из девяти человек, персонально отмеченных тостами, за год арестуют всего троих – 33%. А расстреляют и того меньше, только двоих из них, или 22 %. Но это если считать без тройки летчиков, Сталина, и самого Шмидта, за которого выпили отдельно, когда тамада взял перерыв, по предложению Ворошилова. Если добавить всех, то количество осужденных станет незначительным – всего чуть более 20%.
Можно сделать вывод: участвовать в торжественных кремлевских приемах было сравнительно безопасно. Большинство выживало.
И напоминаю, что совсем недавно вышла книга «Спасти Леваневского. Грандиозная поисковая операция в Арктике» - подробная хроника, как проходили поиски пропавшего в Арктике экипажа знаменитого самолета «Н-209» в 1937/1938 гг. Точная история событий, проводящая к неожиданным выводам.