Вступил в силу новый ценовой потолок ЕС на российскую нефть. Властям, вероятно, придется искать дополнительные источники пополнения бюджета.
Новое ограничение нефтяных цен
С 3 сентября вступил в силу новый ценовой потолок Евросоюза на российскую нефть: он снижен с 60 до 47,6 долларов за баррель. С этого времени запрещено предоставлять страховые, финансовые и другие услуги для морских перевозок углеводородов из нашей страны, если их цена превышает установленный лимит. Это решение является частью 18-го пакета санкций, направленных на ограничение доходов России от экспорта энергоресурсов.
Более того, для предельной цены на отечественную сырую нефть предусмотрен динамичный механизм, благодаря которому она будет оставаться на 15% ниже среднерыночной стоимости. Новая «потолочная» цена будет автоматически корректироваться каждые шесть месяцев с возможностью внесения специальных изменений. К этим санкциям также присоединились Великобритания и Канада.
Напомним, 5 декабря 2022 страны «Большой семерки», Австралия и ЕС ввели первоначальный потолок цен на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель, а на нефтепродукты — 100 долларов за баррель. Не далее как 18 июля было принято решение о понижении потолка еще на 12,4 доллара за баррель. В ответ Россия запретила поставки нефти и нефтепродуктов лицам, которые прямо или косвенно используют фиксацию предельной цены в своих контрактах.
Россия продолжает продавать углеводороды по рыночной стоимости
Аналитик «Цифра брокер» Дмитрий Вишневский считает, что покупатели российского «черного золота» вряд ли будут строго соблюдать новый ценовой потолок ЕС, так как нефть марки Urals на рынке уже торгуется по цене около 57-63 долларов в зависимости от региона.
Старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Кирилл Бахтин также полагает, что установленная предельная цена существенно не скажется на той стоимости, по которой углеводороды будут реализовываться. Профильные агентства продолжают публикацию цен на добытую в нашей стране нефть на еженедельной основе, и 3 сентября ее дисконт к Brent даже снизился, подчеркнул он.
Доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Татьяна Скрыль отмечает, что танкеры продолжают перевозить российское «черное золото» без особых изменений.
— Фактически, наша страна продолжает продавать углеводороды по рыночным ценам, используя обходные механизмы, — говорит она.
Собеседница издания напоминает, что новый, более низкий, потолок цены на российскую нефть входит в очередной пакет западных рестрикций, цель которых — уменьшить доходы нашего государства от экспорта энергоресурсов. Но, констатирует эксперт, «реальное влияние этих мер остается предметом споров, учитывая адаптацию нашей страны к санкциям и переориентацию потоков нефти на новые рынки».
Старший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Филипп Мурадян соглашается с тем, что уже сформированная инфраструктура успешно справляется с обходом ограничений.
Поэтому он убежден, что озвученный потолок цены нефти вряд ли значительно повлияет на возможности нашей страны по экспорту энергоресурсов.
— Новые санкции лишь могут привести к незначительному росту дисконта на сбыт за счет сужения круга танкеров, которые могут быть задействованы в перевозках, — заключил эксперт.
Китай, Индия и Турция
Крупнейшие покупатели российской нефти в настоящее время — это Индия и Китай, констатируют эксперты. Аналитик ИК «ВЕЛЕС Капитал» Елена Кожухова добавила к ним еще и Турцию.
В эти страны энергоресурсы из нашей страны поставляются со скидками, напомнил аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко. Так, например, глава финансового отдела Indian Oil заявил, что скидка на спотовые поставки российской нефти составляет порядка 2-3 долларов за баррель к бенчмарку Dubai, привел конкретику собеседник издания.
По словам Дмитрия Вишневского продолжающиеся сделки по закупке российской нефти Китаем и Индией с большими скидками «скорее, обусловлены санкциями и военно-политическим давлением, чем чистой экономической выгодой».
Cтарший аналитик «БКС Мир инвестиций» подчеркнул, что значительная часть дисконта российской нефти идет не индийским переработчикам, а трейдерам и транспортным компаниям, приобретающим «черное золото» из нашей страны в портах отгрузки.
— Но и Индия, получая дисконт в 4-5 долларов за баррель, в выигрыше, — подтверждает он.
Общая доля импорта из России в Индию и Китай составляет около 80%, говорит Кирилл Бахтин.
— Сомнительно, что в базовом сценарии одна из упомянутых стран откажется от российских энергоносителей. Например, если ряд индийских импортеров-НПЗ попадут под санкции, то производимые нефтепродукты они смогут продавать на внутреннем рынке без опции их поставок в ЕС, — рассуждает эксперт.
Судя по последним сообщениям, заметила Елена Кожухова, Индия не собирается отказываться от нашей нефти, несмотря на повышенные американские пошлины. Она остается одним из ключевых торговых партнеров страны в энергетической сфере даже с учетом импорта «черного золота» со скидками. Собеседница издания полагает, что США боятся испортить отношения с Китаем и поэтому воздерживаются от повышенного давления на него в контексте закупок российских энергоресурсов.
Cтарший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Филипп Мурадян также склонен считать, что ключевые покупатели российской нефти — Китай и Индия — не прекратят ее у нас приобретать. В пакете санкций упоминается еще и запрет для стран Евросоюза покупать нефтепродукты, произведенные из российской нефти, обратил внимание он.
— Однако, даже если оставить за скобками возможность отслеживания происхождения нефтепродуктов, ограничения в этом случае могут быть преодолены просто перераспределением потоков внутри стран. То есть те из них, что произведены из российской нефти, могут быть отданы на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, а нефтепродукты иного происхождения экспортированы в ЕС, — разделяет мнение Кирилла Бахтина старший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА».
Аналитик ИК «ВЕЛЕС Капитал» констатирует, что санкционная риторика западных стран в отношении России остается в силе, что предполагает необходимость дальнейшего предоставления скидок на энергоресурсы. Такой же вывод сделал и Николай Дудченко: «Ценовой потолок, введенный странами ЕС, напрямую на поставки российской нефти не влияет, но может улучшать переговорную позицию покупателей нефти из нашей страны».
За три года Индия сэкономила на покупке российского сырья более $12 млрд
Indian Express подсчитала, что за три года Индия сэкономила на покупке российского сырья более 12 млрд долларов, привел данные аналитик ФГ «Финам». Таким образом, выгода этой страны «достаточно существенна для того, чтобы не идти на поводу у США».
Что же касается политических последствий демарша со стороны Индии, ситуация была понятна еще до угроз Трампа, полагает эксперт. А шаги Белого дома в отношении увеличения тарифов за покупку российской нефти вряд ли связаны с Россией. По мнению Николая Дудченко конфликт нашей страны и Украины в этой ситуации используется просто в качестве предлога для повышения ставок и получения более выгодных условий со стороны Соединенных Штатов.
— Геополитически Индия всегда стремилась к некоторому балансу своей позиции между главными соперниками США и Китаем. Вместе с тем своими действиями Штаты, по всей видимости, стремятся напомнить, что пришло время определяться. Дальше все будет зависеть от решений в Нью-Дели, — резюмирует собеседник издания.
Вероятность окончательного прекращения закупок российской нефти чрезвычайно мала
Николай Дудченко полагает, что вероятность окончательного прекращения закупок российской нефти крупнейшими ее приобретателями чрезвычайно мала. Эксперт напомнил, что Россия занимает достаточно большой объем рынка импорта «черного золота» для них. Доля нашей страны, согласно последнему обзору OПЕК, составляет около 17% в стране восходящего солнца и порядка 45% — в Индии.
— Российская нефть продается с дисконтами по отношению к бенчмаркам. Отказ от этого сырья будет означать, что эти страны понесут убытки, — подчеркивает аналитик.
Второй причиной он называет состав нефти. В США порядка 10% от совокупного объема добычи или около 1,5 млн баррелей в сутки составляют тяжелые и средние сорта нефти. Индийские НПЗ преимущественно ориентированы на Urals — среднеплотную нефть, пояснил он. Исходя из этого, Николай Дудченко считает, что, если экспорт и сократится, то не очень весомо.
«Татнефть» ведет поставки в Европу по нефтепроводу «Дружба»
А что же главная нефтяная компания нашей республики? Из-за угрозы санкций российские НК кардинально сократили количество раскрываемой информации о маршрутах экспорта, отметил «Вечерней Казани» аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.
По последним данным, «Татнефть» вместе с «Лукойлом» была одним из основных поставщиков нефти в Венгрию и Словакию по нефтепроводу «Дружба», напомнил он просачивавшуюся ранее в публичную плоскость информацию. Сейчас, отмечает эксперт, по этому маршруту прокачивается порядка 150-200 тысяч баррелей нефти в сутки. По оценкам ФГ «Финам», доля татарстанской компании в этих поставках может составлять порядка 30-50%, но точные данные опять же не раскрываются.
Татьяна Скрыль убеждена, что «Татнефть», как и другие российские компании, продолжает ограниченные поставки в Европу только через трубопровод «Дружба». Как известно, это исключение сделано для Венгрии и Словакии из-за их зависимости от российской нефти.
По информации Дмитрия Вишневского «Татнефть» существенно увеличила объёмы поставок в упомянутые страны, несмотря на санкции. В свою очередь, Кирилл Бахтин считает, что для этой компании «почти без разницы какой канал экспорта предпочесть: трубу или морской порт».
По словам Сергея Кауфмана санкции оказали достаточно ограниченное влияние на операционные результаты российских нефтяников. Их основным итогом стало наличие дисконта на российскую нефть, который в последнее время держится в диапазоне 11-14 долларов за баррель.
Эксперт отмечает, что объёмы добычи и экспорта в 2023-2025 годах в большей степени определялись ограничениями ОПЕК+.
— В 2025 году ожидаем, что объём добычи нефти в нашей стране составит 515 млн тонн против 524 млн тонн в 2021 году, когда санкций ещё не было, но продолжалось восстановление сектора от коронакризиса, — сообщил он.
Решение ОПЕК+ создаст краткосрочное давление
По мнению Дмитрия Вишневского, решение ОПЕК+ увеличить добычу на 547 тысяч баррелей в сутки с сентября усилит давление на цены. Исходя из этого он прогнозирует, что цена на российскую нефть Urals будет колебаться до конца 2025 года около 45-50 долларов за баррель.
Татьяна Скрыль полагает, что увеличение добычи картелем создаст краткосрочное давление на цены на нефть, но к 2026 году ожидается восстановление.
— Для России ключевым остается дальнейшая диверсификация экспорта и развитие несырьевых секторов экономики, — подчеркивает она.
Собеседница издания сообщила, что к концу года, в том числе под влиянием растущих квот ОПЕК+ она ожидает Urals для цели налогообложения в размере 50-52 долларов за баррель. Наращивание OПЕК+ добычи нефти не оказывает существенного негативного влияния на цену, соглашается с коллегами Николай Дудченко.
— На мировых площадках цена на нефть марки Brent продолжает торговаться в пределах 60-70 долларов за баррель, что, по всей видимости, вполне устраивает картель. С другой стороны, важно понимать, что фактически объем дополнительных баррелей на рынке оказывается ниже, так как страны выполняют еще и план по компенсации перепроизводства, — пояснил он.
Так, например, по словам аналитика ФГ «Финам» в июле восемь стран картеля могли добывать порядка 31,785 млн баррелей в сутки, а реальная добыча Алжира, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии, ОАЭ, Казахстана, Омана и России составила 31,701 млн баррелей в сутки — то есть чуть меньше. Стоит также учитывать, что рынок заранее закладывает в цену новость о наращивании добычи.
— Рост цен на нефть как на глобальном, так и на российском рынке на данный момент сдерживается дальнейшим увеличением нефтедобычи ОПЕК+, хотя с октября его темпы замедлятся до 137 тысяч баррелей в день после 547 тысяч баррелей в день в сентябре и неопределенными перспективами мировой экономики в условиях торговых пошлин, — комментирует Елена Кожухова.
Она отмечает, что в случае рисков перебоев с мировыми поставками котировки могут предпринять попытки роста. При этом, подчеркивает собеседница издания, важным среднесрочным сопротивлением для Brent выступает уровень 80 долларов за баррель. Цены на российскую нефть, прогнозирует эксперт, скорее всего, будут следовать за мировыми с коррекцией на предоставляемые дисконты.
Ситуация с дефицитом российского бюджета остаётся напряженной
По мнению Татьяны Скрыль в ближайшей перспективе реальная цена продаж нефти останется в диапазоне 55–60 долларов за баррель, но «чистый доход России снизится из-за дополнительных издержек».
Дмитрий Вишневский допускает, что из-за снижения потолка цены на нефть бюджеты России и Татарстана, вероятно, потеряют значительные нефтегазовые доходы. Однако, по его мнению часть этих потерь могут компенсировать перераспределение экспорта на азиатские рынки и рост нефтепереработки в России.
Сергей Кауфан напоминает, что нефтегазовые доходы бюджета зависят от цен на российские сорта нефти, объемов поставок и курса рубля. Так как крупнейшие покупатели российской нефти Индия и Китай, ценовой потолок не оказывает весомого влияния на объемы поставок.
Нефтегазовые доходы России, отметил он, в этом году и так скорректированы и ожидаются на уровне 8,3 трлн рублей против 10,9 трлн рублей ранее. План по бюджетному дефициту расширен с 1,2 трлн рублей до 3,8 трлн рублей. Недобор нефтегазовых доходов бюджета может быть частично компенсирован иными доходами.
Средняя цена на Urals в текущем году ожидается в диапазоне $57,5-60 долларов за баррель, говорит Николай Дудченко. Cитуация с дефицитом российского бюджета, который в том числе зависит и от цен на нефть, констатирует он, «остаётся достаточно напряженной». Эксперт полагает, что рост дефицита бюджета может стать проинфляционным фактором и сузить для Центрального Банка пространство для маневра при рассмотрении вопроса о снижении ключевой ставки.
Ранее аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов отмечал, что снижение предельной цены на 10 долларов за баррель может привести к сокращению нефтегазовых поступлений в бюджет примерно на 15 млрд рублей в год. При потолке на уровне 45 долларов и текущих объемах экспорта суммарные потери российской госказны могут достичь 1,5 трлн рублей в год или порядка 700–800 млрд рублей.
По мнению Елены Кожуховой более низкие поступления в госбюджет в условиях курса ЦБ РФ на смягчение монетарной политики могут быть частично восполнены более слабым рублем, который «в сентябре нацелился на многонедельные минимумы». В остальном, предполагает она, властям для восполнения выпадающих доходов, вероятно, придется искать дополнительные источники бюджетных поступлений. Ими могут стать усиление налоговой нагрузки как на бизнес, так и на частный сектор.
Автор: Любовь Шебалова