Найти в Дзене
PETERBURG2

Искусственный интеллект и спутниковый интернет: как Россия строит новую эру железных дорог

В проекте новой магистрали применяют передовые технологии. Внедряют автоматизацию и биометрию. Ожидаются уникальные инженерные решения и рекордные темпы строительства.

На Международном железнодорожном салоне «PRO//Движение.ЭКСПО» раскрыли детали реализации высокоскоростной магистрали между двумя столицами. По информации организаторов, управление поездами на этом маршруте доверят искусственному интеллекту. Уже сейчас разработан комплекс, который позволит поездам двигаться без участия машиниста. Для работы такой системы потребуется стабильный спутниковый интернет, а сами поезда будут курсировать по инновационным путям.

Автоматизация затронет не только движение составов, но и процесс посадки пассажиров. В ближайшее время в нормативные документы внесут положения, разрешающие использовать биометрические технологии для идентификации. Это позволит ускорить прохождение всех этапов поездки, включая доступ к вокзалам и пересадки на городской транспорт. В Минтрансе считают, что такие меры необходимы для обеспечения максимального комфорта и скорости обслуживания.

Важным шагом стало обновление Устава железнодорожного транспорта, где появилось понятие системы непрерывного мониторинга ключевых объектов инфраструктуры. Хотя сейчас подобные системы не обязательны для обычных линий, для высокоскоростных маршрутов они станут стандартом. Это связано с особенностями движения поездов на больших скоростях и необходимостью мгновенно реагировать на любые изменения на линии.

Проект предусматривает не только запуск маршрута между Москвой и Петербургом, но и возможность дальнейшего расширения сети по всей стране. Для финансирования строительства рассматривают привлечение частных инвесторов.

Пассажиры, выбирающие скоростные поезда, смогут работать в пути благодаря постоянному доступу к интернету. Такой же доступ потребуется и для искусственного интеллекта, управляющего движением. Для этого разрабатывают новые системы связи, способные передавать данные с минимальными задержками. Только такие технологии обеспечат надежную работу беспилотных составов на высоких скоростях.

Для ВСМ строят специальную железнодорожную линию с российской колеей 1520 мм. Путь будет безбалластным: вместо традиционного щебня используют монолитный бетон. Контактная сеть и инженерные сооружения разрабатывают по уникальным стандартам. Балки длиной более 32 метров и весом 700 тонн будут производить непосредственно рядом с трассой, чтобы ускорить монтаж.

В ходе обсуждения проекта представители Китая поделились опытом строительства скоростных дорог в условиях сурового климата. Однако российские инженеры создали собственную конструкцию рельсовых плит, которая превосходит зарубежные аналоги по точности и возможностям для модернизации. В каждую плиту встраивают электронный паспорт, фиксирующий все параметры и местоположение элемента на линии.

Для обеспечения нужных объемов производства откроют два завода, каждый с тремя автоматизированными линиями. Ожидается, что ежегодно будет выпускаться по 50 тысяч плит на каждую линию. Недавно на стройплощадку доставили первую партию стальных балок для рельсов, всего для первого этапа потребуется более 160 тысяч тонн металла.

Сборка первого кузова поезда для ВСМ стартовала в начале сентября на заводе в Верхней Пышме. Серийное производство планируют начать в 2026 году. Испытания новых составов пройдут осенью 2027 года на участке между Зеленоградом и Тверью. Сейчас тестируют отдельные элементы ходовой части, включая колеса и оси, чтобы убедиться в их надежности при экстремальных нагрузках.

В ближайшее время начнутся испытания двигателя для нового поезда. Немоторная тележка уже проходит сертификацию, а летом следующего года к тестам подключат и моторную часть. Производство идет по графику: в планах изготовить 43 состава по восемь вагонов каждый, с возможностью объединения в двойные поезда. Для достижения скорости 400 км/ч корпуса будут выполнены из алюминия, а поставщики из Китая уже адаптировали технологии под российские требования.

Кроме самих поездов, разрабатывают и специальную технику для обслуживания новой магистрали. Безбалластный путь требует регулярной диагностики, поэтому в этом году заключили контракты на поставку 20 машин для обслуживания инфраструктуры. В дальнейшем их количество может увеличиться.

Напомним, вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков в марте 2025 года отметил, что строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом станет важным шагом для Российской Федерации в развитии технологий.

По словам Полякова, строительство и первые два десятилетия эксплуатации ВСМ принесут Санкт-Петербургу значительный экономический эффект. Прирост внутреннего регионального продукта (ВРП) превысит 2 трлн рублей, а городской бюджет получит более 250 млрд рублей налоговых поступлений.

Читайте на Peterburg2