Церковь Благовещения на Житном дворе (также известная как церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Житном дворе) была православным храмом в Московском Кремле, расположенным в низменной набережной части, известной как Подол, у Благовещенской башни. Её история восходит к XVI веку и связана с легендой времён Ивана Грозного: в башне, служившей застенком, был заключён невиновный воевода, приговорённый к смерти.
Другие утраченные памятники Кремля:
По преданию, благодаря его молитвам на стене башни чудесным образом появилась икона Благовещения Пресвятой Богородицы, что привело к его помилованию. Вскоре у иконы возвели деревянную часовню.
История церкви
В 1730 году императрица Анна Иоанновна повелела построить каменную церковь на месте часовни, чтобы икона оказалась внутри здания за правым клиросом. Строительство завершилось в 1731 году по проекту архитектора Готфрида Шеделя на средства гофинтендантской конторы. Храм получил название по расположенному рядом Житному двору, основанному в начале XV века Софьей Витовтовной для хранения запасов зерна и других продуктов.
В 1737 году церковь пострадала от Троицкого пожара: сгорела крыша трапезной и деревянная глава, но икона осталась невредимой. К 1742 году храм отремонтировали, включая изготовление новой серебряной ризы для иконы.
В 1816 году в церковь перенесли ковчег с мощами святого Иоанна Милостивого из разобранной церкви на Кисловке, а в 1825 году на средства Марфы Яковлевны Кротковой в трапезной освятили придел в его честь.
Тогда же в храм поместили икону Богоматери «Нечаянная Радость», по которой церковь иногда называли в народе. В середине XIX века интерьер обогатили иконами святителя Димитрия Ростовского, преподобного Сергия Радонежского и большим деревянным распятием, пожертвованным купцом И. Н. Короваевым. В 1867 году у главного алтаря установили новый иконостас.
В 1891–1892 годах провели реставрацию под руководством Николая Воскресенского: расширили окна в башне, соединили храм с ней аркой, перенесли придел Иоанна Милостивого в башню и устроили там беломраморный иконостас. Стены расписал художник Л. И. Парилов по образцам Успенского собора во Владимире. В 1831 году рядом с храмом наглухо заложили Портомойные ворота.
Церковь закрыли в 1918–1919 годах после свержения монархии, как и другие кремлёвские храмы. В 1926 году её упоминали как памятник архитектуры, но в 1932–1933 годах во время реставрации Благовещенской башни храм полностью разобрали, восстановив древние формы бойниц и декор башни.
Придел упразднили, крест над шатром заменили флюгером. Судьба явленной иконы Благовещения неизвестна, а икона «Нечаянная Радость» была перенесена в церковь Илии Обыденного на Остоженке.
Архитектура
Храм представлял собой простой одноглавый кубический объём в стиле нарышкинского барокко, с четырёхскатной крышей и маленькой главкой на тонком барабане. С востока примыкала пониженная алтарная апсида, с запада — трапезная с притвором и крыльцом, к которому вела лестница из Нижнего сада. Благовещенская башня (построена в 1488 году, с надстройкой в XVII веке) служила звонницей: дозорную площадку под шатром переоборудовали в колокольню с семью колоколами, а вместо флюгера установили православный крест (заменённый в 1932 году).
Во время реставрации 1891–1892 годов бойницы башни расширили в окна, а интерьер храма соединили с башней аркой, где разместили придел Иоанна Милостивого с беломраморным иконостасом. Росписи Л. И. Парилова включали: в куполе над алтарём — Божию Матерь с омофором, на западной стене — Ангела Великого Совета, на южной — освобождение апостола Петра и явление Богородицы воеводе.
В киоте у иконостаса находился образ святителя Николая работы Павла Чистякова. Среди примечательных элементов — чудотворная икона Благовещения на стене башни, икона «Нечаянная Радость», ковчег с мощами Иоанна Милостивого, Тихвинская икона Богородицы (с ризой, якобы изготовленной Анной Иоанновной), а также памятные хоругви работы И. П. Хлобникова, связанные с событиями вроде спасения императорской семьи в 1888 году.
Точные размеры храма в источниках не указаны, но он был небольшим и примыкал вплотную к башне, интегрируясь в кремлёвский ансамбль.
См. также: