Найти в Дзене
Российская газета

Мультики в игре: как в регионах создают анимацию для большого экрана

Оглавление

Анимацию для большого экрана создают в регионах

С уходом западных студий объем рынка анимации в России сократился вдвое, а у отечественных появился шанс отвоевать на нем побольше места. Из всех российских мультиков 80 процентов делается в Москве, хотя содержать там студии без налоговых льгот попросту невыгодно. Аниматоры из регионов все активнее заявляют о себе. Как они ищут место под солнцем, на чем зарабатывают и какие форматы считают перспективными, выясняла "РГ".

   В сериале "Герои Арктики" герои спасают мамонтенка с острова Врангеля. / Студия анимации "Воронеж"
В сериале "Герои Арктики" герои спасают мамонтенка с острова Врангеля. / Студия анимации "Воронеж"

Экран большой, рынок маленький

Из нестоличных игроков крупнейший находится в Воронеже. До 2022 года студия называлась Wizart Animation. Ее создали в 2007-м на базе фирмы по производству компьютерных игр. Очень молодые - иным еще не было и 17 лет - фанаты мультиков вроде "Шрека" с самого начала хотели работать в 3D и в полном метре. Учитывая стоимость таких проектов, выбор ниши мог показаться странным, но в ней в России не было конкуренции.

- Наверное, поэтому нашу "Снежную королеву" и заметили. Пока она не вышла в кинотеатрах, с нами никто в отрасли не общался, - вспоминает режиссер, сценарист и шоураннер студии "Воронеж" Алексей Замыслов. - Чтобы войти в анимацию, нужно везение и адский труд. Зато вторую часть этой франшизы помогал делать уже известный продюсер Тимур Бекмамбетов.

   "Снежная королева" стала самым успешным проектом воронежских аниматоров на международном рынке. / Фото: Студия анимации "Воронеж"
"Снежная королева" стала самым успешным проектом воронежских аниматоров на международном рынке. / Фото: Студия анимации "Воронеж"

Удача воронежцам улыбнулась, их работы увидели на большом экране в 90 странах, перевели на 30 языков. "Снежная королева-3" стала самым кассовым российским фильмом в китайском прокате, "Ганзель и Гретель" - первым мультиком из РФ на Netflix, где занимала первое место по популярности. Но сегодня ситуация с международными продажами тяжелая, признается Замыслов.

Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться

- Для развития отрасли нужна господдержка, если мы хотим сохранить анимацию как вид искусства и как элемент "мягкой силы", - считает гендиректор студии "Воронеж" Владимир Николаев. - В Канаде были налоговые льготы и прямые инвестиции. Но как только их стали сворачивать, начался отток специалистов из страны.

Читайте также:

На канале "СОЛНЦЕ" выйдет новый мультсериал про Чебурашку

С игрой в комплекте

Ростовская студия Childgood Animation сделала ставку на "развивашки" и комплексный подход. Начиная работу над фильмом, здесь сразу продумывают, как можно использовать его сюжет и героев.

- В прошлом году мы вместе с центром знаний "Машук" завершили работу над настольной игрой на внимание и память, которую планируют распространить по школам, - рассказал генпродюсер студии Николай Иванов.

Сериал "Нейроны" для младшеклассников дополнили веб-приложением, где есть мини-шоу и игры для "прокачки" внимания, памяти, креативности, логики.

К слову, в создании мультиков задействуют ИИ.

- У нас был госзаказ на разработку ежика - маскота Года добрых дел в Ростовской области. Рисовать его в разных позах было бы очень долго. Благодаря нейронкам справился - сгенерировал аж 80 вариантов ежика, - рассказал Иванов.

В 2024-м ростовская компания сняла 43 минуты анимации (для сравнения: у лидера отрасли в России и СНГ, "Союзмультфильма", вышло 1200).

Читайте также:

Стало известно, кого Юрий Колокольников озвучит во второй части "Финника"

От артхауса к рекламе

На Урале коммерческая анимация выросла из авторской. В советское время на Свердловской киностудии выпускали мультфильмы в разных техниках, и сам цикл производства удалось сохранить.

- В мире уральская школа анимации довольно известна. Но в России (и даже в Екатеринбурге) широкий зритель ее не знает. Между тем у нас есть не только живые микро-студии, но и кафедра графики и анимации в Уральском архитектурном университете. Там преподают кино как искусство - это когда ты 10-минутный фильм делаешь два года, вкладываешь всю душу, а потом не понимаешь, что с ним делать. Зато получается нетривиально. Многие выпускники работают во Франции, Японии и Китае. Их ценят за свежесть взгляда, которого нет в индустриальной анимации. Но часть ребят остались в регионе, так и появилась наша компания, - пояснил генпродюсер студии "Светлые истории" Иван Вторых.

   Научиться азам 3D-дизайна и анимации сегодня могут и школьники. / Фото: Студия анимации "Воронеж"
Научиться азам 3D-дизайна и анимации сегодня могут и школьники. / Фото: Студия анимации "Воронеж"

- У нас нет амбиций стать гигантами рынка. Есть желание делать интересный контент в узких нишах. Наш друг режиссер Максим Куликов делал сериалы на "Союзмультфильме", а для души мы решили с ним запустить короткометражку "Уважаемые пассажиры". И тот же "Союзмультфильм" рискнул в него вложиться. Хотя очевидно, что продукт неокупаем - просто нет механизма возврата инвестиций, - отметил Вторых.

Помимо фильмов ребята сами преподают на кафедре анимации. Из выпускников уже 30-40 человек работают на больших студиях.

Прямая речь

Ирина Мастусова, исполнительный директор Ассоциации анимационного кино:

- Когда-то на анимацию приходилось 15 процентов средств, выделяемых по разным программам на поддержку киноиндустрии. В прошлом году эта доля упала до семи процентов. Надо развивать конкуренцию, чтобы в России было больше мультстудий и контента, тогда вырастет и его качество. Если в 2019 году объем рынка анимации у нас превышал 20 миллиардов рублей (и половина приходилась на отечественные фильмы), то с уходом мейджоров он обрушился до 10 миллиардов. Между тем вокруг мультфильмов строится целая индустрия детских товаров, с ней рынок можно оценить и в 100 миллиардов, если учитывать мультпарки, сметану "Простоквашино" и игрушечных Чебурашек.

Читайте также:

Тест: Что вы знаете о Чебурашке?

Автор: Татьяна Ткачёва