Найти в Дзене
Все Путем

Третий эстетический экстаз: как я открыл для себя Питер заново

Это мой третий эстетический экстаз. Первые два - Италия с её великолепными музеями Рима, Ватикана, Флоренции и Венеции. Второй - храмовый комплекс Ангкор-Ват в Камбодже. Но чтобы такой концентрированный и одновременный с Аней - только сейчас. Будучи молодым, раз шесть-семь я уже получал удовольствие от Санкт-Петербурга. Но когда, если не в 50, его можно прочувствовать всеми своими капризными чувственными точками? Слетать в Питер на её день рождения я предложил Ане своим привычным импульсивным образом - за сутки до вылета дешёвой "Победой". Примерно как на мой - в Китай. Каким-то чудесным образом для Ани это был первый раз, а мне, как бывалому питерофилу, приятно сопроводить её в те сокровенные места, к которым я уже не раз прикасался. Я не искусствовед и не историк, куда уж мне. Я просто любитель и не оперирую датами и фактами. Мне нравится разглядывать красивое и иногда пытаться писать об этом. Мои заметки - это взгляд обывателя, который ценит эстетику, а не научный анализ. В столице
Оглавление

Это мой третий эстетический экстаз. Первые два - Италия с её великолепными музеями Рима, Ватикана, Флоренции и Венеции. Второй - храмовый комплекс Ангкор-Ват в Камбодже. Но чтобы такой концентрированный и одновременный с Аней - только сейчас.

Будучи молодым, раз шесть-семь я уже получал удовольствие от Санкт-Петербурга. Но когда, если не в 50, его можно прочувствовать всеми своими капризными чувственными точками?

Слетать в Питер на её день рождения я предложил Ане своим привычным импульсивным образом - за сутки до вылета дешёвой "Победой". Примерно как на мой - в Китай.

Каким-то чудесным образом для Ани это был первый раз, а мне, как бывалому питерофилу, приятно сопроводить её в те сокровенные места, к которым я уже не раз прикасался.

Взгляд обывателя

Я не искусствовед и не историк, куда уж мне. Я просто любитель и не оперирую датами и фактами. Мне нравится разглядывать красивое и иногда пытаться писать об этом. Мои заметки - это взгляд обывателя, который ценит эстетику, а не научный анализ.

В столице и на окраинах Ленинградской области есть несколько мест, доставляющих особое наслаждение. Они открыты для всех: для одиночных путников и туристических групп. Мы, конечно, хотели классическим образом, парой. Но иногда вынуждены были делать это не одни.

А теперь подробнее. Возможно, даже слишком. Но именно с такой прелюдии хочется приступить. С разбивкой по дням.

Первое впечатление

Началось всё вечером. Прилетев и заселившись в отель, бросили рюкзаки с вещами, достаточными на пять дней. И привычным образом побрели пешком по городу. От Балтийского вокзала в сторону центра.

Сразу бросились в глаза старые тёмные заброшенные дома с разбитыми стёклами. И особенно здания из грязного кирпича с высокими трубами из него же. "Как будто концентрационный лагерь" - вырвалось у меня.

Аня проложила примерный маршрут, финальной точкой которого был Дворцовый мост с его разводом в 01:10. Первый канал перешли, по второму пошли вдоль. А светлее не становилось - редкие фонари тускло освещали путь. Да и каналы эти совсем темные и плохо пахнущие. Стало как-то неуютно.

Ориентироваться было несложно - увидели что-то яркое вдалеке, сравнили по навигатору - угу, Троицкий собор. Давай посмотрим.

Троицкий собор
Троицкий собор

Такое, признаюсь, бывает в самом начале, когда глаз ещё не замылен довольно однообразными формами рядовых достопримечательностей. Особенно церковными. Сфоткал, обошли. Там памятная колонна Измайловского полка в честь победы в русско-турецкой войне. Уже интересней, почитали. Пушки вроде трофейные, вроде копии.

По пути зашли в какую-то столовую. Прям с подносами. Заглянули с голоду и по глупости. Нас зазвали - мы остались. Лучше б этого не делали - одно из самых неприятных воспоминаний. С изжогой и оставшейся брезгливостью пошли дальше.

Почти по шейку
Почти по шейку

Чуть посветлело. Впереди Аркада Гостиного двора,

Арка Гостиного двора
Арка Гостиного двора

справа - Воронцовский дворец,

Воронцовский дворец
Воронцовский дворец

недалеко от него Александринский театр,

Александринский театр Санкт-Петербурга
Александринский театр Санкт-Петербурга

и напротив - монумент Екатерине Великой.

Памятник Екатерине II
Памятник Екатерине II

Сияющий Невский

А потом сделалось совсем красиво и много - вышли на главный проспект Санкт-Петербурга, Невский. А там хорошо подсвеченный Елисеевский магазин,

знаменитый своими скульптурами Аничков мост, внушительный дворец Белосельских-Белозерских. (Ну, это я не сам, просто кто-то идущий рядом мне читал об этом:)

Вид сзади
Вид сзади

Повернули голову влево - величественный Казанский собор.

Казанский собор
Казанский собор

Автомобилей, как и людей, становилось всё меньше. А красивых зданий - больше. Всё и не сфотографируешь.

Знаменитая питерская "шаверма"
Знаменитая питерская "шаверма"

Свернули на вовсе пустынный канал Грибоедова, дошли до одного из самых красивых и трагических храмов города - Спаса на Крови. Вспомнил, что возвели его на месте смертельного ранения императора Александра. Аня уточнила - Второго. Храм, как и другие исторические здания, по моему мнению, интересны именно в подсветке. Днём они какие-то плоские, а ночью как будто в 3D, живые.

Храм Спаса на Крови
Храм Спаса на Крови

Холодало. Глотнули виски. Пора было сменить неторопливый шаг на аллюр порезвее - уже скоро начнут разводить мосты. Проскочили быстрее, чем хотелось бы, Триумфальную арку

-14

и Дворцовую площадь в сторону Невы.

-15

Ночная магия

Ах, вон где все люди! У Дворцового моста! Облепили набережную в два ряда. Где ближе - в три. Еле протиснулись. Ждём волшебства.

Въезд машин перекрыли, и ровно в десять минут второго это свершилось - две створки моста в красной иллюминации посередине поползли вверх.

Отвлекал лишь аттракцион с массовым плаваньем напротив десятков экскурсионных катеров - плоских, повыше, побольше, ютящихся в метре друг от друга, полных туристами со светящимися огоньками экранов телефонов. Снимающих на берегу было не меньше. В том числе нас, включивших ночной режим.

Сразу после корабли быстро расплылись, народ наделался селфи и разъехался. А у нас началось самое интересное.

Неторопясь двинулись в сторону Дворцовой пристани с двухсотлетними львами напротив Адмиралтейства.

Дворцовая пристань со львами на фоне Адмиралтейства.
Дворцовая пристань со львами на фоне Адмиралтейства.

И дальше - к одному из главных символов Санкт-Петербурга - Медному всаднику Petro Primo.

Медный всадник
Медный всадник

Город для двоих

Я и не знал, что в первых числах сентября, когда белые ночи и отпуска закончились и началась школа, город так замирает.

К половине третьего ночи все исторические красоты центра стали абсолютно безлюдными. Лишь изредка проносились такси - забрать последних посетителей ресторанов.

Питер был наш.

Манеж
Манеж

Уже давно я понял, что город нужно пройти пешком. Своими ногами и своими глазами. Одному или ещё лучше с любимым человеком, с которым можно сразу поделиться эмоциями от увиденного. Без суеты, спешки, без зазубренного текста экскурсовода и людей вокруг него.

Прохладная погода и романтичное настроение позволили нам с Аней прошагать одиннадцать километров рядом с архитектурой прошлых веков. Как вылизанной реставрацией и с красивым декоративным освещением, так и заброшенной и обветшалой, подходящей для фильма ужасов.

Памятник Николаю I
Памятник Николаю I

На очереди - Петергоф.

Читайте также от автора блога "Все Путем":