20 лет назад и сейчас
Я, турист 20 лет назад и сейчас - два совершенно разных туриста. И человека тоже. Я, как и многие из нас, не поддерживаю такую стабильность, когда кто-то или что-то с годами не развивается. Ещё хуже, когда изменения в худшую сторону. Потому и требования ко многому тогда и сейчас разные. И отношение другое.
Начало здесь:
Со странами то же самое. По моим ощущениям, в Египте все как было 20 лет назад, так и осталось. А мы, россияне, стали более разборчивыми: у нас повысились уровень желаемого комфорта и требования к безопасности и социуму вокруг.
Мы уже эволюционировали из Египта в том виде, в котором он предстал пред нами в отеле, городе и Луксоре. Выросли и переросли его, слава богу. А они так и остались в своих "90-х". Вот только не знаю какого века.
Если б не море и история, делать там абсолютно нечего.
- За 20 лет Дубай превратился в город будущего, а Хургада - в город прошлого. Конечно, нефть дороже Красного моря. Но и там, и там пустыня и одинаковая религия. Наверное, тут дело в чем-то другом?
Перейдем к частностям. По молодости я был более общителен и эмоционален, легко вступал в контакт хоть с чёртом лысым и даже здоровался с ним за руку.
Но сейчас я намного больше ценю комфорт в общении и брезглив к тем, кто вызывает у меня негативные чувства. Тем более нетерпим к токсичным взаимоотношениям. Могу мимикрировать, когда надо, но всё труднее переношу это.
То же самое с "all inclusive". Когда-то давно, оказавшись впервые за шведским столом в турецком отеле, я без разбора употреблял (здесь уместно именно это слово) весь представленный ассортимент блюд и напитков.
В том числе бодяжные коктейли, химические Yupi, растворимый кофе и местную газировку. А потом отлеживался в номере с расстройством желудка и головной болью, не понимая, что же не так я сделал. Эх, молодость!
Все ли включено?
По большей части "все включено" везде одинаково. Разница в качестве продуктов, ассортименте, основных блюдах, сладостях, подаче и, конечно же, винной карте. Кэээп:)
С туристами примерно так же.
Я не из тех кто вынюхивает ароматы дубовых бочек в алкоголе, разбирается в купажах и считает количество танинов в вине. Но и пить абы что, даже бесплатно, не стану. По молодости я вливал в себя литрами виски-колу и ром-колу, и мне было все равно, какие там виски и ром по качеству - это была кола с градусами для веселого настроения, которая легко и сладко выпивается.
- Впервые оказавшись в Доминикане, да еще и в "пятерке", я и не подозревал, что мне придется контролировать, как бармен делает мохито - основной пляжный коктейль тех мест. И я жутко расстраивался, когда вместо свежевыжатого лайма и листьев мяты по-быстрому растворяли в газировке со льдом концентрат mojito из бутылки ярко-зеленого цвета и вставляли в бокал красивую соломинку. Приходилось отказываться, выливать и просить сделать как надо.
Но то, каким был алкоголь в нашем отеле (напомню, это ZYA Regina Resort & Aqua Park 4* в Хургаде), даже на непритязательный вкус кратковременного туриста, вызывало возмущение.
Во-первых, вино. И белое, и красное, разливаемое из пакетов, и вином-то назвать язык не поворачивается. Кислое пойло, вероятно, из каких-то порошков, разбавленных водой и спиртом.
Во-вторых, крепкий алкоголь. Водку, видимо, их египетская "ключница делала", не иначе. Потому даже пригубить её было отвратительно невкусно.
Остальное не стал даже пробовать, кроме анисовой, похожей на турецкую ракы (rakı) - ей перед Луксором пришлось лечить простывшее под кондиционером и охрипшее горло.
В отсутствие альтернативы, остальные дни пили пиво. Потому вопрос "to beer or not to beer" там не стоял - местное пенное "5 звёзд" вполне себе съедобное, если просить налить в баре. Особенно из при тебе открытой бутылки, а не ждать за столиком, когда тебе принесет официант в числе остальных на подносе - велик риск получить выдохшееся или разбавленное пиво, что пару раз испытали на себе. После этого с таким "сервисом" мы завязали.
- Тут пригодились обаяние и бескомпромиссность жены. С нее у египтян какой спрос? "Пожалуйста, два пива". Так и просила - куд ю опен нью ботл фо ми, плиииз:))
В общем, в таких отелях не все, что включено, пригодно для употребления. Верней, далеко не все из того ассортимента, что администрация отеля посчитала уместным при своей цене за номер предоставить на кухне и в баре, закрыв глаза на качество.
Критерии
Для того, чтобы говорить, плохой отель или хороший, нужно понимать, что каждый человек понимает под этим понятием, критерии его оценок, требования, уровень жизни, финансовое состояние, отношение к чистоте и порядку, и даже характер и мировоззрение.
Человек, предпочитавший ранее дикий отдых в палатке, приехав в отель, начнет нахваливать любой номер, где есть кровать, унитаз, душ и тем более кондиционер. Потому что раньше у него их не было.
Ну а избалованный турист начнёт придираться, потому что ему есть с чем сравнивать. И я сейчас вовсе не о себе.
- Будучи юным, я спросил у знакомого постарше: "Зачем ты каждый раз тратишь столько денег на дорогой пятизвёздочный отель?" Сказал это, думая, что человек живёт простой и непритязательной жизнью. На что он возразил: "Просто на отдыхе не хочу спать, есть и пить хуже, чем дома."
А кто-то год копит и летит в отпуск туда, где море, тепло, красиво, постель меняют каждый день, кормят без ограничений и поят. Да ещё и повар в высоком белом колпаке каждое утро яичницу тебе делает рядом с бассейном. Пусть это такие же яйца, как и дома, зато какой антураж и сервис!
В общем, мерило у всех разное, потому и отзывы на отели бывают настолько противоположными.
Моё - такое.
Лицемерие
Понять смысл слова "лицемерие" проще всего в подобном отеле.
Вежливость в таком месте - не очень хорошее качество. Даже если оно встроенное по умолчанию в твое поведение. Из-за него ты всегда будешь в центре внимания обслуживающего персонала.
И чем больше ты ему будешь позволять из-за этой самой вежливости, тем больше они будут нарушать твои границы, навязчиво общаясь и пользуясь ей, чтобы получить выгоду - чаевые или продажу чего бы то ни было. Ведь работают там далеко не самые благородные люди.
Конечно, наиболее простой и приятный для всех сторон вариант - соглашаться, не думая, на то, что предлагают. Тогда для всех ты будешь самым лучшим клиентом, все будут тебе улыбаться и отвешивать комплименты. Потому что хороший клиент - тот, который много платит и не задаёт лишних вопросов.
Это конечно же не убережёт тебя от каких-то организационных неурядиц или того же некачественного алкоголя в баре, но приносить тебе его будут с самой широкой улыбкой и наиболее услужливо. Вот только пить с удовольствием его все равно не получится.
Да и потом, тонко чувствуя фальшь, подобное лизоблюдство определенному типу людей, к которым я отношу и себя, доставит больше неприятия, чем радости.
Там хорошо тем, кто не чувствителен к потребительскому отношению к людям. Это отдельный без "д" мир фальши и лукавства.
И даже приехав из Турции, казалось бы такой же мусульманской туристической страны, чувствовалась огромная разница в поведении людей и взаимоотношениях.
Волосы в кровати
Как вы помните из предыдущих постов, нас любезно заселили раньше обычного времени чек-ина. Вопрос подготовки номера и, в частности, смены постельного белья от отельных египтян звучал не раз: и на ресепшн, и от обслуживающего персонала.
Войдя в номер, кто ж будет проверять застеленную кровать. Тем более когда уборщик номера сам лично несколько раз интересовался все ли ок - и издалека кричал, и заходил спрашивал. И демонстративно ещё раз прибежал, стучался сменить чистые полотенца на самые новые, выказывая максимальную услужливость и старательность.
И что вы думаете?
Вечером приходим спать в номер, разбираем постель, а там на простыне - волосы. Длинные темные волосы под одеялом.
Иду на ресепшн, спокойно рассказываю и требую поменять бельё. Администратор не выразил особого сожаления о произошедшем, но через 5 минут housekeeper уже заправлял наши постели чистыми комплектами. Видимо, обычное для них дело.
Наутро, после завтрака, у нас на кроватях сидели лебеди из полотенец. Но какой в них толк? Такие извинения? Наоборот, помяли чистые полотенца) И вообще эти архаичные лебеди давно уже не вызывают у меня того умиления, как было лет 20 назад. Моветон, да и только.
Говорить о чаевых тут, естественно, неуместно. Я готов благодарить постфактум за усердие и тщательную работу, но не доплачивать за базовый сервис, входящий в стоимость проживания. Тем более за каких-то лебедей.
На что тут был расчет я не знаю - вряд ли "горничная" случайно забыл поменять постельное белье, готовя номер.
Позже, в последний день, тот же администратор в качестве извинения от отеля сам предложил сделать нам скидку за поздний чек-аут, и вместо 50$ мы заплатили 30. Пустячок, а приятно, хоть сути дела это не меняет.
Про английский и поведение
Говорить в Египте надо на плохом английском, чтобы тебя лучше понимали. Ведь уровень их знания языка невысокий.
Так же и с поведением - чтобы быть своим с египтянами, нужно мимикрировать под плохого себя: недалёкого, легкомысленного мота с примитивным чувством юмора и стереотипным мышлением.
Плюсы и минусы
Подытоживая. Знаю, не стоит отель ZYA Regina Resort & Aqua Park Хургада стольких слов и рассуждений. Но так уж вышло. Закончу briefly о его плюсах и минусах.
Плюсы:
+ сравнительно большой отель рядом с аэропортом Хургады;
+ конкурентная цена размещения;
+ красивая ухоженная зелёная территория;
+ кофе-бар в лобби;
+ центр города и близко к Марине, хоть для нас это было скорей недостатком.
Минусы:
- комары!
- грязная мебель на ресепшн и в столовой;
- здания и номера требуют ремонта;
- будьте готовы, что кошек в отеле будет ненамного меньше, чем обслуживающего персонала. И, в отличие от него, кошки могут спокойно лежать на диванах и шезлонгах, сидеть на стульях, выпрашивать еду в столовой - аллергикам и брезгливым это может не понравиться;
- навязчивые продавцы на пляже;
- неудовлетворительный сервис;
- на пляж могли привезти грузовик песка и, несмотря на отдыхающих, начать его сгружать, создавая шум и облако пыли;
- немытый и неопрятный обслуживающий персонал, которого в твоём присутствии дрючит не сильно отличающееся от него начальство;
- небольшой (но довольно чистый и симпатичный) пляж с маленькой разрешённой зоной для купания в море: через 20 метров от берега в отельной бухте ходят туристические лодки и яхты, потому заплывать за буйки небезопасно;
- низкокачественный алкоголь;
- небогатый выбор блюд (при этом голодными вы точно не останетесь);
- ресторан a-la carte, включенный в стоимость, непопулярен и не заслуживает посещения по отзывам других туристов и самого персонала;
- так себе анимация;
- в лобби отеля сильно пахло ароматизатором воздуха, от которого болела голова;
Вернулся бы я в этот отель для отдыха? Однозначно нет.