Найти в Дзене
ForPost. Лучшее

Чиновница, мигранты и WhatsApp*: как одно слово превратилось в скандал

Можно ли так легко бросаться словами, если они касаются не «своих»? История из Барнаула показала: одно неосторожное сравнение превращается в общественный скандал, а за ним — в вопрос о том, на чем держится русская цивилизация и что разрушает её изнутри.

Кто виноват в скандале: чиновница, мигранты или наше равнодушие? Фото:
сгенерировано нейросетью AI
Кто виноват в скандале: чиновница, мигранты или наше равнодушие? Фото: сгенерировано нейросетью AI

Барнаул в очередной раз оказался в центре дискуссии, которая, на первый взгляд, кажется локальной и бытовой. Стихийный рынок, полицейский рейд, продавцы, спасающие ящики с товаром. Но не кадры с «бабушками у прилавка» вызвали общественное возмущение, а фраза чиновницы из Ленинского района, написанная в WhatsApp*:

«Тараканы спасают свой хлам».

Для кого-то это была злая шутка, для других — оскорбление, граничащее с расчеловечиванием.

Переполох в соцсетях не заставил себя ждать: пользователи решили, что под «тараканами» имелись в виду пенсионеры, вынужденные торговать, чтобы выжить. В администрации торопливо уточнили: бабушки здесь ни при чем, речь шла о мигрантах.

Замглавы района Юлия Полковникова даже выступила в защиту своей коллеги:

«На этом месте стихийный рынок, незаконный. И большая часть торговцев там — это люди из определённой диаспоры, легальные мигранты, новые граждане России. Мы с ними боремся уже долгое время», — сообщила ИА Regnum Полковникова.

Эта логика успокоила часть общества. «Раз это мигранты, то можно?» — как будто спросил между строк коллективный голос. И вот здесь история перестала быть локальной. Потому что вопрос «своих» и «чужих» — это не про рынок, а про будущее страны.

Депутат Госдумы Анатолий Вассерман увидел в эпизоде тревожный симптом. Он напомнил о Руанде 1994 года, где слово «таракан» стало прологом к массовому геноциду. Его аргумент прост: стоит один раз узаконить расчеловечивание, и дорога к катастрофе открыта. Тем более, когда подобные слова звучат из уст представителей власти, пусть и низового уровня.

Вассерман говорит: российская цивилизация всегда отличалась умением вбирать в себя другие народы и культуры. Это не красивый лозунг, а исторический факт. Но интеграция не происходит «сама собой». Она требует системной работы: от курсов русского языка для детей мигрантов до жесткого контроля за соблюдением правил. Пока же мы получаем гибрид: чиновники жалуются на «тараканов», мигранты не понимают местных норм, а общество делится на тех, кто оправдывает оскорбления, и тех, кто требует наказания.

Именно здесь возникает главный вопрос: если сегодня слово «таракан» допустимо в адрес «чужих», то что мешает завтра назвать так «своих»? В других странах живут миллионы русских, и им тоже могут прилепить ярлык. От этого до трагедии рукой подать.

Комиссия по служебной этике ещё решит судьбу чиновницы. Но вопрос куда шире: готовы ли мы осознанно строить систему интеграции мигрантов или будем продолжать жить по принципу «само рассосётся»? Готовы ли мы требовать от власти ответственности за каждое слово, а не только за отчёты и бумаги?

Скандал в Барнауле — это лакмус. Он показал, как тонка грань между бытовым раздражением и расчеловечиванием. И напомнил, что слова чиновников — это не личное мнение в мессенджере, а часть государственной риторики. И именно она формирует атмосферу в обществе.

А вы как считаете: можно ли оправдывать подобные слова чиновников, если они адресованы «не своим»? Или же любое расчеловечивание — это путь в никуда?

*входит в компанию Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России