Найти в Дзене

Как 15-минутный рок-марш стал шедевром глэма 1970-х?

Мощный бит, упругий бас, минимальное количество гитар, толпа, кричащая фразу "Рок-н-ролл" - такими были слагаемые первого хита глэм-рок звезды Гэри Глиттера. Весной 1972-го года сингл Rock and Roll увидел свет и быстро стал популярным на танцполах. Кажется, эта песня - самый настоящий гимн примитивизму. Но не всё так просто. Глиттер долго шел к своей цели стать звездой. Урожденный Пол Фрэнсис Гэдд, он еще с конца 1950-х, будучи подростком, пробовал свои силы в шоу-бизнесе. Его постоянным местом выступлений стал лондонский клуб Сохо, а в 1960-м, взяв псевдоним Paul Raven, он уже начинает выпускать записи. Был период, когда будущий Глиттер работал с самим Джорджем Мартином, и это было до того, как в жизни последнего появились The Beatles, Однако, сотрудничество было недолгим и не слишком успешным. В середине 1960-х Гэдд пришел в киносферу. Снимаясь в рекламных роликах и часто посещая кастинги, он познакомился с продюсером Майком Лиандером. Они подружились и стали предпринимать совмес

Мощный бит, упругий бас, минимальное количество гитар, толпа, кричащая фразу "Рок-н-ролл" - такими были слагаемые первого хита глэм-рок звезды Гэри Глиттера. Весной 1972-го года сингл Rock and Roll увидел свет и быстро стал популярным на танцполах. Кажется, эта песня - самый настоящий гимн примитивизму. Но не всё так просто.

Глиттер долго шел к своей цели стать звездой. Урожденный Пол Фрэнсис Гэдд, он еще с конца 1950-х, будучи подростком, пробовал свои силы в шоу-бизнесе. Его постоянным местом выступлений стал лондонский клуб Сохо, а в 1960-м, взяв псевдоним Paul Raven, он уже начинает выпускать записи. Был период, когда будущий Глиттер работал с самим Джорджем Мартином, и это было до того, как в жизни последнего появились The Beatles, Однако, сотрудничество было недолгим и не слишком успешным.

В середине 1960-х Гэдд пришел в киносферу. Снимаясь в рекламных роликах и часто посещая кастинги, он познакомился с продюсером Майком Лиандером. Они подружились и стали предпринимать совместные попытки возродить карьеру певца. Все оставшиеся 1960-е это была череда различных проектов. И под псевдонимом Пол Рэйвен Гэри даже исполнил партию священника в рок-опере "Иисус Христос - Суперзвезда". Однако, успех так и не наступал.

-2

В начале 1970-х стало что-то меняться в британской рок-музыке. Глэм только зарождался, но было заметно, что визуальная составляющая влияет на успех артиста не меньше, чем музыкальная. Появилось новое альтер-эго Гэдда - Гэри Глиттер. Пришло время для макияжа, ботфортов и обтягивающий блестящих костюмов. Несмотря на то, что Гэдду было уже под 30, он предпринял попытку стать популярным прежде всего среди молодежи. Но требуется хит, который раскачает аудиторию.

-3

В конце 1971-го года Глиттер и Лиандер вошли в студию. Первый держал в голове мотив и несколько слов, второй - готовился играть на всём. Не привыкать. Записав маршевый барабанный бит, он переключился на бас и гитару, придумав запоминающийся рифф, а затем продублировал его на саксофоне. Студия помогала добиться богатого мощного звучания, и получившийся результат поражал - словно играл мощный рок-бэнд.

Песня была по сути джем-сессией. Изначально она звучала 15 минут, и чем дольше они работали над ней, тем больше появлялось различных элементов. Глиттер не скупился на "овердабы", записывая свой вокал раз за разом, добиваясь звучания хора. Последние минуты песни они превратили в кричалку: Линдер приглушил гитару, оставив по минимуму ритм-секцию, а Глиттер в разных тембрах кричал "Хэй". Затем запись поделили на две части, превратив в сингл.

Линдер слева, Глиттер - справа
Линдер слева, Глиттер - справа

Кто бы мог подумать, что такой номер сработает? Песня моментально попала благодаря радио-ротации на первые места в чартах, а во Франции и вовсе заняла первое место. Зажигательные ритмы оказались кстати, ведь барабанный бит напоминал чем-то глэм T.Rex. Это было то, под что так хотелось потанцевать. Однако, интересно другое: почему-то более популярной стала не первая песенная часть, а вторая, бывшая, по сути "инструментальной".

В США именно Rock and Roll Part II стала гимном для многих спортивных команд, в основном хоккейных. Уже с середины 1970-х она звучала НХЛ, а простой слог "Хэй" перекочевал в фанатские лозунги. Так продолжалось почти тридцать лет. За это время Глиттер успел пережить несколько волн успеха, оказаться не у дел, столкнуться с серьезными проблемами в личной жизни. Всю его дальнейшую судьбу перечеркнул идиотский случай, когда он отдал в ремонт свой ноутбук, а мастер, проверяющий файлы, наткнулся на снимки совращения малолетних. Глиттера передали властям, а последовавший позднее скандал с педофилией во время его поездки во Вьетнам и вовсе поставил крест на Гэри как артисте.

-5

Однако, песня до сих пор живет уже в отрыве от своего создателя. И хотя фанаты НХЛ предпочитают уже другие номера, чтобы не вспоминать про сомнительного персонажа Глиттера, Rock and Roll прочно заняла место в истории как одна из самых успешных песен 1970-х.

Добро пожаловать! Подписывайтесь, буду рад лайкам и комментариям!