Когда мы обсуждали наивный, но неплохой фильм «Африка», в комментариях подсказали, что есть новый фильм о том, как собака в блокадном Ленинграде помогла выжить целому дому. Опять вспоминается известная история про Трезора.
Некоторые не верят в правдоподобность истории о том, что собака носила из леса зайцев. Предлагаю этим неверующим загуглить статью «Во Всеволожске поставили памятник псу, который спас четыре семьи в блокадном Ленинграде» и посмотреть на фото этого самого памятника.
Приступая к просмотру нового фильма, я ожидал увидеть серьёзную драматическую историю, в меру тяжёлую. Фильм снял Харатьян-младший, приняли участие в съёмках актёры: Светлана Иванова, Александр Балуев, Иван Колесников, Сергей Мигицко, а также отец режиссёра – Дмитрий Харатьян. Про сценариста поговорим отдельно, на это есть причины.
Но то, что я увидел… я оказался к этому просто не готов. Оказывается, вполне нормально жили люди в этом самом блокадном Ленинграде, зима 1941-42 упоминается вскользь, ей посвящается минуты три: семья невесело жуёт чёрный хлебушек, на полу скучает лоснящаяся собака. Скажу больше: за весь фильм ни разу не прозвучало слово «блокада»!
Отдельные сценарные находки я вам сейчас прираскрою, но сначала познакомлю вас со сценаристом.
Сначала я был уверен – сценарий написала женщина лет тридцати, которая ни разу не бывала в музее обороны и блокады Ленинграда, и понятия не имеет, кто такая Таня Савичева. Зато безумно любящая собачек – а что ещё надо для хорошего сценария?
Когда же я увидел, что сценарий написал бородач 1962 года рождения, я несколько растерялся. Как?!
Но потом я почитал фильмографию сценариста Андрея Житкова, и всё сразу встало на свои места. Это же наш старый знакомый! Его перу принадлежат сценарии таких фильмов и сериалов, как «Операция «Карпаты», «Следы на воде», «Последний рубеж» (!!!), «Задания особой важности: Операция «Тайфун» (спасибо ему за словечко «фельдикосы»), «Ночные ласточки» (!!!), «Спасти или уничтожить»!
Кто допустил этого халтурщика со стажем к созданию очередного фильма о войне?! Я вот не пойму: разве есть такие люди, которые, пообедав в дрянной столовой и признав, что еда в ней отвратительная, раз за разом будут туда возвращаться и продолжать обедать? Тогда почему такое ответственное дело, как написание сценариев, поручают людям, полностью доказавшим свою профнепригодность?
Ладно, давайте к фильму. Фильм начинается в наши дни: бульдозерист пытается снести собачью могилу во дворе жилого дома. Реально, не просто памятник, а могилу со всеми причиндалами, даже с оградкой.
Жильцы встают на защиту могилы, среди них – Харатьян-старший и прапорщик Шматко из сериала «Солдаты».
И Харатьян начинает рассказ.
Был он в 1937 году голубоглазым мальчиком, который единогласно признан главным ребёнком-животноводом кинематографической России. Помните, он ещё лисёнка выхаживал в фильме «Мой дикий друг»?
И папа приносит в подарок мальчику собаку.
Тут хочется рассказать историю одной породы. На заре ХХ века в Германии вывели элитную породу охотничьих собак – веймаранера. Все собаки этой породы подлежали строжайшему учёту, и приобрести такую собаку мог лишь член Немецкого Клуба Веймаранеров. Так что даже до сих пор собака этой породы в России – редкость.
А теперь угадайте, собаку какой породы принёс простой ленинградский работяга своему сыну в подарок?
С таким же успехом в фильме могли показать, что отец в 1937 году подарил маленькому Харатьяну айфон.
Тут же дворовые пацаны и взрослые знатоки в майках-алкоголичках принялись чморить мальчика и обзывать его элитную собаку дворнягой.
Вот тут, кстати, я ни разу не удивлён. Владельцы бассет-хаундов подтвердят: каждый второй прохожий считает своим святым долгом открыть рот и ляпнуть: «Такса!» А один раз особо одарённый комментатор сказал: «Какая жирная такса!» А уж сколько раз нашего джека рассела обзывали дворнягой и искренне удивлялись, когда им говорили, что пёс породистый. «Да у меня в деревне таких породистых – под каждым забором!»
Собака подвывала при звуках пианино, поэтому дедушка, ценитель классической музыки, предложил назвать пса Карузо. Но, так как выяснилось, что это не пёс, а категорически запрещённое на Дзене слово, собаку решено было назвать Карузой.
Когда на весь экран возникла цифра «1937», я сразу понял, что отца мальчика расстреляли, как немецкого шпиона. Учитывая озвученные выше условия приобретения веймаранера.
Однако, цифры защёлкали, сменяя одна другую, и вот у нас уже 1941 год. 22 июня, началась война.
Папа мальчика рвался на фронт, но он был нужен на заводе, и его не отпускали.
Маму же сыграла Светлана Иванова. Думаю, обошлись даже без кинопроб. «Какая у нас самая худенькая актриса в России?» - «Конечно, Иванова!» - «Идеально!»
Страшную зиму 1941-42, как я уже говорил показали буднично. Невесело, но в целом – вечер, как вечер. Собака сытая и довольная. Ну а что, ей же человеческой еды не нужно было – достаточно купить «Педигри» в ближайшем зоомагазине. Сценарист погуглил и не нашёл информацию о талонах на собачий корм в блокадном Ленинграде, стало быть, «Педигри» можно было купить даже без талонов!
Знаете, у меня стойкое ощущение, что кто-то решил снять фильм о своей элитной собаке. Содержание – неважно, и вот Андрей Житков уже строчит сценарий про блокадный Ленинград.
Ну потому что снимать лоснящуюся и холёную короткошерстную, почти лысую собаку в фильме про голод – это верх глупости. В «Африке» собака хоть лохматая была – не так видно, худая она или откормленная. Здесь же всё налицо. Очень странный выбор породы собаки на эту роль. Поэтому мне и кажется, что подбирали не собаку к фильму, а фильм к собаке.
Итак, проходит минуты три – и у нас уже лето 1942 года! Как будто и не было года блокады! Все весёлые, румяные и здоровые! Все на позитиве, никто не голодает и не умирает!
Мне могут возразить: фильм, так-то, семейный! Что же теперь, рассказывать, что зимой 1941 года в день умирало от голода несколько тысяч человек?
А как вы хотели, дорогие мои – снимать фильм о блокаде и делать вид, что этого не было?! Вы кого из нового поколения вырастить планируете - сценаристов?
Понабрали опять мордатых детей. Ладно, главный герой, он хоть пытается актёрскую игру изображать, но зачем взяли вот этого, из фильма «Чук и Гек»?
Он что, настолько гениальный актёр, что можно закрыть глаза на его щёки? Какой из него блокадник?!
И тут начинаются эпизоды, рассчитанные на зрителей лет трёх-четырёх. Однажды Каруза, гуляя в лесу, увидела, что на какого-то чёрного пса напали волки. Умная собака увидела большой круглый камень, толкнула его лапкой, камень покатился с горки, наехал на мину, мина взорвалась, и волки погибли.
Благодарный пёс посмотрел на Карузу и убежал к немцам. Служил он у них. Немцы называли его Руди и не могли определиться с его полом: говорили то «он», то «она».
Каруза осмелела и подобралась поближе к немецкому лагерю: Руди её не трогал. И собака принялась таскать у немецкого повара то мясо, то сосиски. И несла всё это добро домой, а родители мальчика делились со всем двором.
Немецкий повар любил прибухивать. И вот, когда он в очередной раз отхлебнул из фляжки горячительного шнапса, у него вырос поросячий хвост, а вместо носа появился пятачок.
«Ну, понятно!» - заголосят сейчас защитники всего на свете. – «Фильм-то для малышей!»
Хорошо. А как вы объясните присутствие в фильме уголовника, который убивает людей из-за еды, и пробил голову кирпичом отцу мальчика из-за куска хлеба?
Вообще, как мне кажется, эта нелюдь – самое стоящее, что есть в фильме. В смысле, удачный получился персонаж, страшный человек. Специально для четырёхлетних зрителей он кричит, размахивая ножом: «Я вор, я блатной! А вы кто? Вы – плесень, сявки подзаборные!»
Ну и финал придётся пересказать. Каруза умела находить проходы в минных полях и водила мальчика на заброшенные картофельные поля. Мальчик набирал картошку в мешок и носил домой.
В один из таких дней его заметил Ганс, хозяин Руди, навёл на мальчика винтовку и закричал: «Хенде хох!» Но Руди подбежал к мальчику и Карузе, потёрся возле них и вернулся к хозяину: мол, ребята нормальные! И тогда добрый немец опустил винтовку и жестами показал, чтобы мальчик уходил.
Мальчик вернулся через минное поле, перешёл дорогу и зашёл в лес, но там его поджидал сосед-уголовник с револьвером.
Сосед догадался, что это Каруза нашла его схрон с тушёнкой, который после этого таинственным образом опустел, и жаждал мести.
Но тут по дороге проезжал добрый собачник Ганс со своим начальником на автомобиле, и начальник заинтересовался, что тут делают вооружённые русские.
Урка сразу стал кричать, что желает работать на немцев, достал из-за пазухи немецкую листовку, и двинулся к автомобилю но по пути наступил на мину и немножко взорвался.
Это было странно потому что он даже не дошёл до дороги, за которой начиналось минное поле.
Начальник выстрелил в мальчика, Каруза в прыжке закрыла хозяина своим телом, и оба упали. Добрый Ганс трагически произнёс: «Вы только что убили ребёнка», и, наверное, пустил слезу.
Немцы уехали, мальчик очнулся и увидел, что собака ранена. Он выбросил картошку из мешка в траву, положил Карузу на мешок и волоком потащил домой.
Вас ничего не напрягло? Нет? Сейчас поясню.
Всё время, пока я смотрел это блокадный позитивчик, меня душила злоба, и я не мог ничего с собой поделать. В отличие от Андрея Житкова, я был в музее обороны и блокады Ленинграда. Видел кусочки клея, такого же, которым питались ленинградцы во время блокады. Слушал рассказ экскурсовода о том, что в ход шли даже кожаные ремешки, которые вываривали, чтобы их съесть, читал копии страниц дневника Тани Савичевой.
Мальчик из страшного 1942 года, ленинградец, выбросил картошку в траву. Выбросил.
Сценарист просто не понимал, что писала его рука, рука бывшего школьного троечника.
Я понимаю, что эта сцена призвана показать, насколько дорога мальчику была собака, но ленинградец еду не выбросил бы ни за что. Этого не могло быть, потому что этого просто быть не могло. Эта картошка была ценнее всяких бриллиантов и золота, цена этой картошки – жизни родителей этого мальчика, не считая его собственной.
Хочется обозвать сценариста Андрея нецензурным словом, но будем считать, что он просто неуч, у которого, к тому же, нет души.
Нельзя так подходить к съёмкам фильма о блокаде. Стыдно, отец и сын Харатьяны.
Собака-то? Выжила, у нас же позитивчик. А памятник в наши дни решили обновить, бульдозерист тоже расчувствовался.
Хотите – ругайте меня, написал не для хайпа, так чувствую, так думаю.
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Каруза» (2025).