С принцессой Дианой попрощались 6 сентября 1997 года, 3 миллиона человек прибыли в Лондон, чтобы лично проститься с обожаемой женщиной, а 2.5 миллиарда посмотрели церемонию по ТВ. Кажется, все всё видели своими глазами.
Давайте внимательно посмотрим на буквально одну фотографию с прощания и обратим внимание на 3 нюанса.
Статуса государственных похорон прощание не получило, но в качестве основы была взята «Операция Тэй-Бридж». Т.е. план похорон королевы-матери.
Наверное, нам, простолюдинам и россиянам, тяжело поверить, но Маунтбеттены-Виндзоры еще при жизни, в здравом уме пишут план прощания с собой, любимым, учитывая малейшие нюансы. А еще репетируют. Потому что прощание с августейшей особой показывают по ТВ со всех ракурсов, и не нужно, чтобы живые выглядели нелепо в ситуации, когда зрители должны плакать.
Гроб с тремя венками (от брата и сыновей) в течение 1 часа 47 минут ехал по улицам Лондона. Кроме 8 валлийских гвардейцев (Диана была в браке принцесса Уэльская) катафалк сопровождали обычные люди.
Например, представители 500 благотворительных организаций, патроном которых была принцесса Диана.
Обычно показывают снимки, на которых сразу же за гробом, на некотором расстоянии от толпы идут 4 человека в черном и один - в темно-синем.
Брат Дианы (9-й граф Спенсер), ее бывший муж (принц Чарльз Уэльский), сыновья Уильям и Гарри, а также свекор. Пятеро мужчин не весь почти двухчасовой путь шли за гробом. Они к процессии присоединились около Сент-Джеймсского дворца и дошли до Вестминстерского аббатства, где прошла церемония прощания.
Если вы читали книги писателей XIX века или смотрели современные качественные сериалы, то знаете, что женщины в Великобритании за гробом не идут. Только мужчины. И тут надо обратить внимание на людей, которые сопровождают Диану Спенсер в ее последнем пути.
Брат Дианы — 9-й граф Чарльз Спенсер. Отца уже нет, поэтому он для Дианы — единственный родственник из Спенсеров, кто шествует за катафалком.
До 6 сентября в семье остро стоял вопрос о том, должны ли идти на глазах у публики оба сына Дианы. Уже взрослый Уильям описал 6 сентября 1997 года как одну из трудных вещей, которые ему когда-либо приходилось делать.
На многих фотографиях и на видео заметно, что Уильям смотрит по-диановски.
Уже взрослый принц рассказывал, что ему было тяжело от потери матери, но ситуация усугублялась тем, что раздавленный горем подросток должен идти на глазах у миллионов людей и под камерами.
Своей длинной челкой, опустив голову, он словно бы огораживался от людских глаз, которые пристально его рассматривали в тот момент, когда даже от близких людей хочется спрятаться.
Но Уильяму в сентябре 1997 года — 15 лет. По меркам аристократов — он вполне взрослый. И было бы странно, если бы любящий сын не сопроводил гроб матери.
Спорили Виндзоры во время подготовки к похоронам и о том, должен ли почти 13-летний принц Гарри идти рядом с братом? Мнения родственников разделились. Тогда 76-летний герцог Эдинбургский заявил, что пойдет рядом со внуками. Для психологической поддержки.
Знаете, под любой статьей о принце Филиппе (герцоге Эдинбургском) находятся люди, выплескивающие свой негатив. Причем я заметила: чем меньше знают об этом человеке, тем больше ядовитых слюней в комментариях. Вы можете относиться к мужу королевы Елизаветы II как угодно, но для принцев Уильяма и Гарри данный человек — родной дедушка. Причем после ухода из жизни графа Спенсера — единственный дедушка.
Принц Чарльз Уэльский — БЫВШИЙ МУЖ принцессы Дианы. Именно его обвиняли в ее смерти и в 1997 году и сейчас под статьей пишут, что он (или Камилла Паркер-Боулз) каким-то образом устроили наезд автомобиля на одну из опор в парижском тоннеле.
Присутствие принца Уэльского рядом с мальчиками — не только «отцовское плечо» в трудные минуты жизни сыновей.
Если станете рыться в книгах об английских суевериях и приметах, то обратите внимание на то, что виновный в уходе из жизни каким-то мистическим образом выдает себя, когда приближается к гробу. Следовательно, чтобы избежать разоблачения, у-б-и-й-ц-а не приходит на похороны.
Представьте, какие слухи забродили бы в британских и мировых умах, если бы принц Чарльз не шел рядом с сыновьями?
У службы безопасности королевской семьи имелись серьезные основания опасаться, что толпа (1 миллион на улицах или три) фанатов Дианы прорвет полицейское оцепление и нападет на принца Уэльского.
Даже не хочу представлять, что творилось в душе Чарльза Маунтбеттена-Виндзора в тот день. Это такой клубок долгов и обязанностей, выдержки и английского воспитания, что обычному человеку не распутать.
Вроде бы все ясно с мужчинами, которые идут по лондонским улицам за гробом королевы людских сердец.
Но еще в те дни стало известно, что граф Спенсер наотрез отказался идти рядом с принцем Филиппом. Брат Дианы утверждал, что именно принц Филипп организовал устранение Дианы, которая живая очень мешала Виндзорам.
Отказался идти рядом и с принцем Чарльзом. Обычно на похоронах горе сближает людей, прощаются обиды. Перед лицом смерти и у гроба некоторые мирятся. У графа Спенсера и Виндзоров чудес не приключилось. А конфликт случился.
Поэтому посмотрите, как служба протокола расставила пятерых мужчин:
Лишь бы брат покойной угомонился.
И третий нюанс, который отчетливо виден на фотографии ниже:
Обратите внимание, что три принца идут в ногу. Случайность? Ну, у них у всех или профессиональная военная подготовка / служба в армии или уже пройдена начальная (принц Уильям).
Идти в таком случае нога в ногу — красиво, торжественно и положено по протоколу любой страны.
Можете найти видео, на котором 8 внуков королевы Елизаветы II идут бдеть около ее гроба. В тишине под каменными сводами раздавался мерный стук шагов внуков. Как удары сердца.
Я напомню, что похороны Виндзоры РЕПЕТИРУЮТ.
Помните, как в советские времена высмеивали программу обучения дворянок в институтах благородных девиц? Мол, целые уроки посвящены тому, как сесть в карету да как выйти из нее изящно.
У мальчиков-дворян — своя база воспитания. И умение держать спину, голову и чеканить шаг прививается дворянам с детства.
А теперь посмотрим на снимок еще раз.
Гарри не может идти в ногу, потому что он самый маленький, у него шаг не тот. А почему же граф Спенсер не подстроился под остальных? У него должен рефлекс сработать.
А не захотел! У титулованного британского аристократа шагание не в ногу в том числе и с родным племянником – вызов, заметный не всем, но тем, кому он брошен.
Не верите? Поинтересуйтесь, как изящно он "кольнул" Виндзоров во время своей траурной речи.
Дополнение к статье:
***