Про Эверест слышали даже те, кто никогда не держал в руках ледоруб и у кого максимальной вершиной была смотровая площадка на холме в родном городе.
Высота 8849 метров, постоянные очереди на штурм, лавины, разреженный воздух — кажется, что это абсолютный символ опасности. И все же мы постоянно слышим об успешных операциях по спасению оттуда людей. Вертолет подлетает к ледяным склонам, пилот мастерски "сажает" машину на отметке 7300 метров и забирает изнуренного альпиниста. В 2013 году итальянский ас Маурицио Фолини и вовсе установил рекорд — поднял вертолет на 7800 метров, чтобы спасти жизнь альпиниста.
А теперь самое странное. Оказывается на горах, которых намного ниже Эвереста (всего-то шесть тысяч с небольшим) очень часто помочь альпинисту невозможно. Никак. Сейчас постараюсь по пунктам рассказать почему.
1. Нужно много (очень) спасателей
Для переноски пострадавшего весом 80–120 кг на носилках в обычных условиях требуется минимум восемь человек. На высоте 5000–7000 метров это число увеличивается до 12–16 спасателей, которые должны сменять друг-друга каждые 15–20 минут. Скорость движения падает до 0,8–1,2 км/ч, а путь в 10 километров занимает целый день. Но где взять такую команду в отдаленных горах? На Эвересте есть десятки профессиональных шерпов, а на пике в Памире или Тянь-Шане за сезон может пройти всего несколько групп.
2. Спасатели должны быть акклиматизированы
Попробовать подняться на 6000 м без предварительной подготовки, это верный путь к отеку легких или мозга. Правильная и безопасная акклиматизация занимает не меньше двух недель.
И естественно, в горах не дежурят акклиматизированные спасатели. Поэтому обычно альпинисты спасают альпинистов. Но те, кто уже «привык» к высоте, обычно сами находятся на грани, они уже совершили свое восхождение и их силы уходят на собственное выживание. Ну и помогать другому или нет в ущерб собственному здоровью каждый решает сам.
3. Погодное окно может не открыться неделями
На высоте погода меняется мгновенно: ветер до 100–150 км/ч, пурга, мороз до –40 °C. «Погодные окна» могут не открываться неделями, а пострадавшему ждать просто некогда. На Эвересте есть точные прогнозы и сервисы, а в Памире и Тянь-Шане прогнозировать штормы зачастую невозможно.
4. Время — главный враг
Организация спасательной операции на высоте требует 3–5 дней: собрать акклиматизированных участников (это если их удалось найти), доставить веревки, медикаменты, подойти к месту происшествия. Расстояние в горах измеряется не километрами, а днями пути. Этого времени у человека с серьезной травмой может просто не быть.
5. Вертолеты на пределе
На 6000 метров плотность воздуха всего около 50% от уровня моря. Большинство вертолетов работают до 4000–5500 метров. Модель Airbus AS350 B3 способна достичь 7000 м, но только налегке и в идеальных условиях. Любой груз сразу резко снижает этот потолок.
6. Пилот должен быть виртуозом
Управлять вертолетом в разреженном воздухе и турбулентности гор — задача для единиц. Малейшая ошибка грозит столкновением со скалой. Под пиком Победы в Тянь-Шане уже лежат разбившиеся вертолеты, которые пытались идти на пределе. Т.e. нужен не только "правильный" вертолет, но еще и пилот. И этот вертолет не сможет взять на борт больше десятка спасателей чтобы "забросить" их к пострадавшему.
7. Посадка — это еще не взлет
Даже если вертолет достиг высоты, сесть и взлететь с пострадавшим он почти наверняка не сможет. Чаще всего речь идет об эвакуации на внешней подвеске. Это когда пострадавшего поднимают на тросе. Но до места происшествия все равно должен дойти кто-то пешком, чтобы помочь закрепить пострадавшего.
Реальные примеры парадокса
История знает немало случаев, когда «низкие» вершины оказались суровее высоких.
- На Пике Ленина альпинисты не раз оказывались заблокированы на отметке около 6000 метров без возможности дождаться помощи вовремя.
- На Пике Победы целые группы альпинистов оставались навсегда, потому что вертолеты не могли приблизиться, а наземные команды просто не поспевали.
- Даже на Кавказе выше 5500 метров спасатели вынуждены признать: возможности авиации ограничены, и выше вертолеты работать почти не способны.
Суровая реальность
На Эвересте работает целая индустрия: сотни шерпов, несколько вертолетных компаний, медицинские службы. Там есть деньги — каждый альпинист платит десятки тысяч долларов, часть которых идет на безопасность. На отдаленных шеститысячниках такой системы нет. Только негласное правило: «альпинисты спасают альпинистов», и только если хватает сил и ресурсов.