Железная дорога от Урала к Архангельску снова на повестке. Почему?
После десятилетий на паузе проект «Белкомур» — стратегическая магистраль Урал–Коми–Архангельск — вновь обсуждается. Рассмотрим, откуда он взялся, зачем нужен, кто финансирует и что даст России.
Что планировали в 1990-х
Проект был учреждён в 1995 году: магистраль протяжённостью ~1 160 км, включая 712 км новых линий, связывающих Пермь, Коми и Архангельск.
Изначальный уставной капитал — 30 млрд ₽, были задействованы регионы Коми, Пермь, Архангельск и Коми-Пермяцкий округ.
К 1998-му построили первые 35 км вокальных путей и уложили несколько километров рельс — но дальше финансирование прекратилось.
Почему возвращают проект
Магистраль позволит:
- Сократить путь от Урала и Западной Сибири до Архангельска на 390–800 км, снизив транспортные расходы на 40–50%.
- Освоить лесные и минеральные ресурсы — калий, уголь, бокситы, лес — на территории трёх крупных регионов России.
- Обеспечить выход к портам Архангельска, Мурманска, Финляндии, создавая новый транзитный коридор.
- Разгрузить перегруженные Урал и Транссиб и обеспечить логистическую устойчивость.
Кто финансирует и привлекается
- Оценочная стоимость проекта — 251,5 млрд ₽ в 2016 году, с учетом заёмного капитала рост до 330 млрд ₽.
- Рассматривается формат ГЧП (государственно-частное партнёрство), предлагают вовлечь ВЭБ и китайских инвесторов.
- Проект неоднократно получал поддержку: стратегически включён в Транспортную стратегию до 2030 года и программу Министерства транспорта.
Что даст России магистраль
- Кратчайший выход Урала и Западной Сибири к Белому и Баренцеву морям.
- Снижение логистических затрат и ускорение сроков доставки грузов.
- Стимул развития промышленности: от деревообработки до химии и судостроения.
- Возможность строительства глубоководного порта в Архангельске.
- Улучшение инфраструктуры и качества жизни в северных регионах.
Что это меняет через 1–3 года?
В обозримой перспективе проект «Белкомур» на самом деле дал бы России экономический шорт-кат — развил бы региональную логистику и усилил экспортный потенциал. Но пока остается на бумаге, проект нуждается в решениях по финансированию и политической воле.
А как вы думаете: стоит ли России возрождать такие мегапроекты и искать пути к финансированию? Напишите своё мнение в комментариях — и подписывайтесь, чтобы не пропустить разбор других масштабных инфраструктурных идей.
По материалам журнала «Инженерная защита»
Читайте: 531 км за 2 года. Открыта первая Тихоокеанская железная дорога во Владивостоке