Найти в Дзене
Строительный мир

Белкомур: возвращение «забытой железки» за 250 млрд

Оглавление

Железная дорога от Урала к Архангельску снова на повестке. Почему?

После десятилетий на паузе проект «Белкомур» — стратегическая магистраль Урал–Коми–Архангельск — вновь обсуждается. Рассмотрим, откуда он взялся, зачем нужен, кто финансирует и что даст России.

© sdelanounas.ru (Карта маршрута Белкомура — железной дороги Белое море – Коми – Урал. Красным обозначены новые участки, пунктиром — существующие линии, которые планируется модернизировать)
© sdelanounas.ru (Карта маршрута Белкомура — железной дороги Белое море – Коми – Урал. Красным обозначены новые участки, пунктиром — существующие линии, которые планируется модернизировать)

Что планировали в 1990-х

Проект был учреждён в 1995 году: магистраль протяжённостью ~1 160 км, включая 712 км новых линий, связывающих Пермь, Коми и Архангельск.

Изначальный уставной капитал — 30 млрд ₽, были задействованы регионы Коми, Пермь, Архангельск и Коми-Пермяцкий округ.

К 1998-му построили первые 35 км вокальных путей и уложили несколько километров рельс — но дальше финансирование прекратилось.

© belkomur.com (Участок железной дороги между станциями Карпогоры и Вендинга, построенный в конце 1990-х. Позднее разобран)
© belkomur.com (Участок железной дороги между станциями Карпогоры и Вендинга, построенный в конце 1990-х. Позднее разобран)

Почему возвращают проект

Магистраль позволит:

  • Сократить путь от Урала и Западной Сибири до Архангельска на 390–800 км, снизив транспортные расходы на 40–50%.
  • Освоить лесные и минеральные ресурсы — калий, уголь, бокситы, лес — на территории трёх крупных регионов России.
  • Обеспечить выход к портам Архангельска, Мурманска, Финляндии, создавая новый транзитный коридор.
  • Разгрузить перегруженные Урал и Транссиб и обеспечить логистическую устойчивость.
© sdelanounas.ru (Архивная схема проекта 1990-х годов. На ней видно, как планировали поэтапно соединить Пермь, Сыктывкар и Архангельск единой магистралью)
© sdelanounas.ru (Архивная схема проекта 1990-х годов. На ней видно, как планировали поэтапно соединить Пермь, Сыктывкар и Архангельск единой магистралью)

Кто финансирует и привлекается

  • Оценочная стоимость проекта — 251,5 млрд ₽ в 2016 году, с учетом заёмного капитала рост до 330 млрд ₽.
  • Рассматривается формат ГЧП (государственно-частное партнёрство), предлагают вовлечь ВЭБ и китайских инвесторов.
  • Проект неоднократно получал поддержку: стратегически включён в Транспортную стратегию до 2030 года и программу Министерства транспорта.

Что даст России магистраль

  • Кратчайший выход Урала и Западной Сибири к Белому и Баренцеву морям.
  • Снижение логистических затрат и ускорение сроков доставки грузов.
  • Стимул развития промышленности: от деревообработки до химии и судостроения.
  • Возможность строительства глубоководного порта в Архангельске.
  • Улучшение инфраструктуры и качества жизни в северных регионах.
© belkomur.com (Фото действующих участков железной дороги в Коми. Именно они должны войти в состав будущего Белкомура после реконструкции)
© belkomur.com (Фото действующих участков железной дороги в Коми. Именно они должны войти в состав будущего Белкомура после реконструкции)

Что это меняет через 1–3 года?

В обозримой перспективе проект «Белкомур» на самом деле дал бы России экономический шорт-кат — развил бы региональную логистику и усилил экспортный потенциал. Но пока остается на бумаге, проект нуждается в решениях по финансированию и политической воле.

© old.rgo.ru (Инфографика с параметрами проекта: протяжённость около 1160 км, новые участки — более 700 км, ориентировочная стоимость строительства — 250–330 млрд рублей)
© old.rgo.ru (Инфографика с параметрами проекта: протяжённость около 1160 км, новые участки — более 700 км, ориентировочная стоимость строительства — 250–330 млрд рублей)

А как вы думаете: стоит ли России возрождать такие мегапроекты и искать пути к финансированию? Напишите своё мнение в комментариях — и подписывайтесь, чтобы не пропустить разбор других масштабных инфраструктурных идей.

По материалам журнала «Инженерная защита»

Читайте: 531 км за 2 года. Открыта первая Тихоокеанская железная дорога во Владивостоке