К новой прическе прилагаются вкусный напиток и приятная беседа. Так было и так есть, доказывают нам истории парикмахерских разных времен. Расскажем об атмосфере в салонах, кто их посещал и какие модные прически делали современницы Пушкина и наших бабушек.
Парикмахерская лихорадка
С XVIII века началась эпоха новой профессии — парикмахеров. То были настоящие художники. Моду задавали французские мастера. Дамы носили прически с высокими начесами «фонтанж», а вслед за королевой Марией-Антуанеттой шиньоны-конструкции á la Belle Poule — названные так за свое сходство с кораблем Belle Poule.
Как пишет Гиляровский, в России парикмахерские «засверкали парижским шиком» в 1860 годах. Журналист объяснял это просто —получив откупные от крепостных, помещики шиковали как могли, а спрос рождал предложение.
Отношения с парикмахером говорили о положении дел москвича. Недаром главная героиня комедии Александра Островского «Бешеные деньги» ездит делать прическу, лихо тратя состояние мужа, к Гивартовскому, парижскому парикмахеру, державшему салон на Моховой. Дворяне могли позволить себе «придворного» мастера. Так, генерал-губернатора Владимира Андреевича Долгорукова обслуживала «звезда» — Леон Лембо. Этот француз знал все про всех и при прямом доступе к градоначальнику слыл весьма влиятельной фигурой в городе. Его салон под гостиницей «Дрезден» (Тверская, 6, стр. 2) посещал весь высший свет.
Лембо, как и прочих французов, в Москве жаловали за их фантазию в искусстве причесок, умение развлечь светской беседой и создать приятную обстановку — с модными журналами и парфюмами. Французы держали более половины парикмахерских, где набирались опыта уже и русские мастера. Некоторым из них удалось затмить иностранцев.
Золотые ножницы
В XIX веке мода на прически менялась кардинально — от простых волн на античный манер к более сложным формам с цветами, перьями и украшениями. В конце столетия еще более замысловатые образы стали создавать благодаря новому инструменту — щипцами для завивки «Марсель».
Одним из лучших в создании «королевских» причесок стал парикмахер Иван Андреев. Этот бывший крепостной сделал невероятную карьеру — от помощника цирюльника до звания профессора «куафюры», полученного им во Франции. Он открыл салон на Петровке в 1880-х, где на европейский манер в каждом зале выполнялось определенное действие. В 1900 году имя русского таланта прогремело на весь мир после триумфа на конкурсе в Париже, где его отметили за прически на манер «Людовик ХV» и «Людовик ХVI».
В конце XIX века в моду вошли прически с поднятым вверх к центру головы пышным объемом и завитками по бокам. Они повторяли образ девушки, созданной иллюстратором Чарльзом Гибсоном, ставшей идеалом женской красоты рубежа XX столетия.
Чтобы создавать объемные, при этом слегка небрежные укладки, парикмахеры использовали специальные шиньоны и пучки. При создании формы учитывали, какую именно шляпку наденет дама. По моде того времени они были широкополыми, а в сочетании с корсетным платьем создавали красивый силуэт.
Андреев оказался не только большим мастером, но еще просветителем и популяризатором парикмахерского искусства. Он передавал секреты профессии, открыв собственную школу, а также публиковал рисунки причесок и даже издал иллюстрированный альбом, где их было собрано более сотни за полвека. Одним из первых Андреев начал делать и короткие стрижки, кардинально изменившие женский образ.
Сделайте меня Брижит Бардо
Эмансипация и непростые годы после первой мировой войны меняли образ жизни женщин, которые становились более самостоятельными и активными. На сложные и долгие укладки не было времени, сил и средств. Пришла эпоха стрижек, которые вы просто сушите феном. Салоны утратили именные вывески, став обезличенными парикмахерскими. Поэтому, открывшийся в 1970-х в только что построенном доме-книжка (Новый Арбат, 11) салон «Чародейка» стал городским событием.
Попасть в «Чародейку» мечтали все, записывались задолго. Модные «сессон» и «боб», укладки, как у кинозвезд, здесь делали мастера высокой квалификации и победители конкурсов. Огромные окна выходили на проспект, а с улицы прохожим открывался не менее атмосферный вид — ряд зеркал, кресел и колпаков-«сушуаров», и кафе на втором этаже.
От индустрии к личным брендам
Знаменитая парикмахерская на Новом Арбате проработала около сорока лет, а по всей стране появились свои «Чародейки». Сегодня вновь вернулась эпоха мастеров и имен. Парикмахеры стали немного стилистами, немного психологами, а идеальный вариант, когда вы находите «своего» рядом с домом.
В современных жилых комплексах на первых этажах одними из первых открываются beauty-салоны. Пространства красоты с панорамными окнами, эффектней, чем в «Чародейке», будут и в проекте «Адмирал». Это новый семейный квартал бизнес-класса в Южном порту.
Здесь на первых этажах разместятся коммерческие помещения: магазины, кафе и пекарни, салон красоты, спортивные секции, супермаркет и многое другое. А внутренняя среда организована так, что все будет рядом, эстетично и продумано для комфортной жизни: от собственного детского сада и школы до бизнес центра, прогулочного бульвара и благоустроенного двора с различными сценариями для отдыха. Посмотрите сами, как интересно выглядят эти дома.