Найти в Дзене

Первый день в балетной школе

Неужели я могу это вспомнить? Первое сентября 1984 года. Солнце заливает двор училища, заполненного детьми в советской школьной форме. Много белых бантов у девочек, мальчишки в одинаковых синих брюках и курточках. На всех красные пионерские галстуки. Не понимая зачем, мы стоим на улице, дергаемся, беспрерывно болтаем знакомясь с новенькими - остальные знают друг друга по подготовительному отделению. Что-то происходит в середине двора, но мне ничего не понятно. Нетерпеливое ожидание чего-то интересного, нового не дает стоять спокойно. Щиплемся, смеемся, уже чем-то хвастаемся - счастье. Потом Элла Викторовна, наш классный руководитель, учитель русского языка и литературы, ставит нас в пары и ведет «колонну» в школьный театр. Мы стоим на его сцене вместе с выпускным классом, остальные дети, не прекращая болтать рассаживаются в зрительном зале. Начинается торжественная традиция вручение выпускниками балетных туфель первым классам. Софья Николаевна Головкина говорит что-то торжественное и с

Неужели я могу это вспомнить?

Эта фотография конечно сделана на 20 с лишнем лет ранее..
Эта фотография конечно сделана на 20 с лишнем лет ранее..

Первое сентября 1984 года. Солнце заливает двор училища, заполненного детьми в советской школьной форме. Много белых бантов у девочек, мальчишки в одинаковых синих брюках и курточках. На всех красные пионерские галстуки. Не понимая зачем, мы стоим на улице, дергаемся, беспрерывно болтаем знакомясь с новенькими - остальные знают друг друга по подготовительному отделению. Что-то происходит в середине двора, но мне ничего не понятно. Нетерпеливое ожидание чего-то интересного, нового не дает стоять спокойно. Щиплемся, смеемся, уже чем-то хвастаемся - счастье.

Потом Элла Викторовна, наш классный руководитель, учитель русского языка и литературы, ставит нас в пары и ведет «колонну» в школьный театр. Мы стоим на его сцене вместе с выпускным классом, остальные дети, не прекращая болтать рассаживаются в зрительном зале. Начинается торжественная традиция вручение выпускниками балетных туфель первым классам. Софья Николаевна Головкина говорит что-то торжественное и старшие дарят нам балетки. Мне страшно - вдруг мне не достанется пара туфель?! Поэтому я почти выхватываю свои туфли у одного из выпускников, оказавшиеся мне малы, и потерянные в тот же день. Почти сразу мы отправляемся в наш класс на третий этаж школы.

Это реальная фотография того дня и той линейки. Справа моя одноклассница Алиса Хазанова. Где-то были еще фотографии, но найти не смог...
Это реальная фотография того дня и той линейки. Справа моя одноклассница Алиса Хазанова. Где-то были еще фотографии, но найти не смог...

Устройство школы.

Московская балетная школа находится в трехэтажном здании между 2-й и 3-й Фрунзенскими улицами. Это один из лучших районов города. Тихие, медленные, спокойные улицы и дворы. Хулиганов и пьяниц нет. Только на Комсомольском проспекте иногда гоняют машины. Одна из таких машин насмерть сбила мальчика из параллельного класса. Нет худа без добра — это заставило меня быть осторожным. Школа построена в форме квадрата с большим внутренним двором полным красивых деревьев. Не знаю почему, но мне и сегодня нравится смотреть и удивляться красоте деревьев, их переодеванию, дрожи листиков на ветре.

-3

Здание построено в 60-х годах прошлого века в стиле конструктивизма. Много огромных окон в дубовых рамах в пол. Жаль, что при Леоновой уникальные окна не отреставрировали, а заменили на дешевейший пластик (спасибо системе гос.закупок). Мне в детстве школа казалась невероятно красивой, интересной и даже загадочной. На первом этаже администрация, санчасть, столовая и два входа в здание: «московский» и «интернатский», двери которого выходят на скверик, именуемый среди местных «балеткой». «Балетка» теперь закрыта для жителей, а раньше это был единственный маленький сквер для прогулок. Стояли скамейки, бабули гуляли с внуками, дети играли. Утром и вечером собачники без поводков выгуливали своих «детей». Все друг друга знали по именам, здоровались и обсуждали новости.

Вид МАХУ сверху
Вид МАХУ сверху

Весь второй этаж школы балетный. Залы расположены по квадрату всей линии школы. С огромными окнами от потолка и почти до пола, сделанным с театральным покатом, имитирующим сцену старого Большого театра. От двери балетного зала можно пойти направо или налево «по кругу» и вновь прийти на то же место. Первое время это здорово путало нас первоклашек. Помню, как не раз бегал по кругу, фактически вокруг внутреннего двора, в поисках раздевалки для мальчиков. Входы в раздевалку для нас и для девочек выглядели абсолютно одинаково и поэтому, наверное, каждый мальчишка пару раз «случайно» наведывался в «святая святых».

Второй балетный этаж московской школы
Второй балетный этаж московской школы

Третий этаж разделен на две половины: интернат и общеобразовательные классы. В свою очередь интернат был разделен на половины для девочек и мальчиков, которые преграждались закрытыми дверьми на ночь. Все ребята негласно делились на «московских» и «интернатских». Первые были сытые и ухоженные, вторые свободные, хулиганистые и счастливые. Я был московский и всегда чуть-чуть завидовал интернатским - им не надо было тащиться домой, не надо было участвовать в родительском диалоге «как дела - нормально». Позже, несколько раз слышал мнение, что интернатские наоборот завидовали москвичам, мол те богатые. Не знаю, никакого богатства я не видел и не чувствовал. Одеты все были одинаково, питались одинаково - про кафе, рестораны вообще ничего не слышали (первый раз попал в ресторан в 17 лет).

Мои одноклассницы. Алиса Хазанова и Маша Абакумова.
Мои одноклассницы. Алиса Хазанова и Маша Абакумова.

Еще в школе было несколько загадочных и несколько пугающих мест. Первое, это школьный театр. Стоит он ближе к 3-й фрунзенской в закрытом для публики сквере; соединен со школой теплой галереей. Оживал театр светом только во время репетиций или уроков старших классов, все остальное время был включен только редкий, тусклый дежурный свет. Наверное, как и все театры, наш был полон необъяснимых коридоров, лестниц, закоулков и тупиков. Место абсолютно сказочное для красочного детского воображения, но самое интересное - в театре был старик смотритель. Нам казалось, что он обязательно погонится за нами и поймав отведет к директору! Следующим обязательным местом для исследований был подвал, проходящий по тому же квадрату школы и весь наполненный редкой и неизвестной системой вентиляции и множеством самых различных подсобных помещений - рай юного следопыта, воспитанного на «Библиотеке приключений».

Эту фотография сделал я сам. Школьный театр. На плече у мальчика сидит Ксения Рыжкова. Теперь она уже руководитель театра в Севастополе.
Эту фотография сделал я сам. Школьный театр. На плече у мальчика сидит Ксения Рыжкова. Теперь она уже руководитель театра в Севастополе.

Предметы

В расписании балетной школы специальные предметы перемешаны с академическими. В параллели учатся два, иногда три класса. Если у одного класса первые два часа идет классический танец (начинаешь на 2-м этаже), то потом будут два часа общеобразовательных предметов (переодеваешься и бежишь на 3-й этаж); потом вновь два часа исторический танец или еще что-то (бежишь переодеваться на 2-й этаж), а потом вновь на третий… Пишу и удивляюсь - сколько же лет я бесконечно переодевался туда/сюда и удивительно, это и теперь не кажется ни утомительным, ни сложным - ребенку все легко, все развлечение. У параллельного класса все было наоборот и встречались мы только в раздевалке.

Если с академическими предметами все понятно (в начальных классах нет отличий от обычной школы), то среди специальных были очень интересные. В средних и старших классах это исторический, народный и дуэтный танцы. Господи, как же мне было интересно танцевать рядом с девочками, держась руками и иногда даже положа руки на талию!

Справа Оксана Терещенко, затем Люся Войцеховская, первая справа Катя Родькина, а в серединке девочку не помню...
Справа Оксана Терещенко, затем Люся Войцеховская, первая справа Катя Родькина, а в серединке девочку не помню...

А в младших классах это была ритмика и вновь исторический танец. Там пока еще никакой поэтики не было. Просто глупо хихикали от того, что надо было учиться двигаться, держась с девочкой за руки. Преподавала нам мама историка моды А. Васильева.

"Еще один поворот судьбы - и в те же годы маму приглашают в Хореографическое училище Большого театра. Мама становится педагогом актерского мастерства вместе с такими корифеями театральной педагогики, как Македонская и Недзвецкий. Много, ох как много замечательных русских балетных артистов училось у мамы. Приведу лишь неполный звездный список: Алла Михальченко, Владимир Деревянко, Нина Ананиашвили, Андрис и Ил-зеЛиепа, Николай Цискаридзе.... Балет в ее жизни - волшебное искусство."

А. Васильев

Естественно, что тогда не задумывался насколько гениальный был предмет. Надо было обязательно записывать и порядок урока, и задания, и педагогические приемы. Но что ж поделать, мне было всего 10 лет.

Был еще один уникальный урок, правда занимались мы им отдельно от девочек (интересно почему?) - урок дыхания. Маленькая вытянутая комнатка, учительский стол и стул у окна, вдоль стены - кушетка. Мы мальчишки сидим рядком на кушетке и под диктовку седовласого и довольно пожилого мужчины, крепко через сжатые губы и напрягая только мышцы живота, все вместе выдавливаем из себя «мых-мух-мох-мах; пых-пух-пох-пах» и пр. Плохо помню точно звуки, но ярко помню, как давясь смехом, пытаясь сохранить серьезные лица, «зарабатывали» себе пятерки.

Это не моя фотография, но мой период. Двоешник либо больной мальчишка не может заниматься классикой - балетным уроком. МАХУ или как теперь говорят МГАХ
Это не моя фотография, но мой период. Двоешник либо больной мальчишка не может заниматься классикой - балетным уроком. МАХУ или как теперь говорят МГАХ