Неужели я могу это вспомнить?
Первое сентября 1984 года. Солнце заливает двор училища, заполненного детьми в советской школьной форме. Много белых бантов у девочек, мальчишки в одинаковых синих брюках и курточках. На всех красные пионерские галстуки. Не понимая зачем, мы стоим на улице, дергаемся, беспрерывно болтаем знакомясь с новенькими - остальные знают друг друга по подготовительному отделению. Что-то происходит в середине двора, но мне ничего не понятно. Нетерпеливое ожидание чего-то интересного, нового не дает стоять спокойно. Щиплемся, смеемся, уже чем-то хвастаемся - счастье.
Потом Элла Викторовна, наш классный руководитель, учитель русского языка и литературы, ставит нас в пары и ведет «колонну» в школьный театр. Мы стоим на его сцене вместе с выпускным классом, остальные дети, не прекращая болтать рассаживаются в зрительном зале. Начинается торжественная традиция вручение выпускниками балетных туфель первым классам. Софья Николаевна Головкина говорит что-то торжественное и старшие дарят нам балетки. Мне страшно - вдруг мне не достанется пара туфель?! Поэтому я почти выхватываю свои туфли у одного из выпускников, оказавшиеся мне малы, и потерянные в тот же день. Почти сразу мы отправляемся в наш класс на третий этаж школы.
Устройство школы.
Московская балетная школа находится в трехэтажном здании между 2-й и 3-й Фрунзенскими улицами. Это один из лучших районов города. Тихие, медленные, спокойные улицы и дворы. Хулиганов и пьяниц нет. Только на Комсомольском проспекте иногда гоняют машины. Одна из таких машин насмерть сбила мальчика из параллельного класса. Нет худа без добра — это заставило меня быть осторожным. Школа построена в форме квадрата с большим внутренним двором полным красивых деревьев. Не знаю почему, но мне и сегодня нравится смотреть и удивляться красоте деревьев, их переодеванию, дрожи листиков на ветре.
Здание построено в 60-х годах прошлого века в стиле конструктивизма. Много огромных окон в дубовых рамах в пол. Жаль, что при Леоновой уникальные окна не отреставрировали, а заменили на дешевейший пластик (спасибо системе гос.закупок). Мне в детстве школа казалась невероятно красивой, интересной и даже загадочной. На первом этаже администрация, санчасть, столовая и два входа в здание: «московский» и «интернатский», двери которого выходят на скверик, именуемый среди местных «балеткой». «Балетка» теперь закрыта для жителей, а раньше это был единственный маленький сквер для прогулок. Стояли скамейки, бабули гуляли с внуками, дети играли. Утром и вечером собачники без поводков выгуливали своих «детей». Все друг друга знали по именам, здоровались и обсуждали новости.
Весь второй этаж школы балетный. Залы расположены по квадрату всей линии школы. С огромными окнами от потолка и почти до пола, сделанным с театральным покатом, имитирующим сцену старого Большого театра. От двери балетного зала можно пойти направо или налево «по кругу» и вновь прийти на то же место. Первое время это здорово путало нас первоклашек. Помню, как не раз бегал по кругу, фактически вокруг внутреннего двора, в поисках раздевалки для мальчиков. Входы в раздевалку для нас и для девочек выглядели абсолютно одинаково и поэтому, наверное, каждый мальчишка пару раз «случайно» наведывался в «святая святых».
Третий этаж разделен на две половины: интернат и общеобразовательные классы. В свою очередь интернат был разделен на половины для девочек и мальчиков, которые преграждались закрытыми дверьми на ночь. Все ребята негласно делились на «московских» и «интернатских». Первые были сытые и ухоженные, вторые свободные, хулиганистые и счастливые. Я был московский и всегда чуть-чуть завидовал интернатским - им не надо было тащиться домой, не надо было участвовать в родительском диалоге «как дела - нормально». Позже, несколько раз слышал мнение, что интернатские наоборот завидовали москвичам, мол те богатые. Не знаю, никакого богатства я не видел и не чувствовал. Одеты все были одинаково, питались одинаково - про кафе, рестораны вообще ничего не слышали (первый раз попал в ресторан в 17 лет).
Еще в школе было несколько загадочных и несколько пугающих мест. Первое, это школьный театр. Стоит он ближе к 3-й фрунзенской в закрытом для публики сквере; соединен со школой теплой галереей. Оживал театр светом только во время репетиций или уроков старших классов, все остальное время был включен только редкий, тусклый дежурный свет. Наверное, как и все театры, наш был полон необъяснимых коридоров, лестниц, закоулков и тупиков. Место абсолютно сказочное для красочного детского воображения, но самое интересное - в театре был старик смотритель. Нам казалось, что он обязательно погонится за нами и поймав отведет к директору! Следующим обязательным местом для исследований был подвал, проходящий по тому же квадрату школы и весь наполненный редкой и неизвестной системой вентиляции и множеством самых различных подсобных помещений - рай юного следопыта, воспитанного на «Библиотеке приключений».
Предметы
В расписании балетной школы специальные предметы перемешаны с академическими. В параллели учатся два, иногда три класса. Если у одного класса первые два часа идет классический танец (начинаешь на 2-м этаже), то потом будут два часа общеобразовательных предметов (переодеваешься и бежишь на 3-й этаж); потом вновь два часа исторический танец или еще что-то (бежишь переодеваться на 2-й этаж), а потом вновь на третий… Пишу и удивляюсь - сколько же лет я бесконечно переодевался туда/сюда и удивительно, это и теперь не кажется ни утомительным, ни сложным - ребенку все легко, все развлечение. У параллельного класса все было наоборот и встречались мы только в раздевалке.
Если с академическими предметами все понятно (в начальных классах нет отличий от обычной школы), то среди специальных были очень интересные. В средних и старших классах это исторический, народный и дуэтный танцы. Господи, как же мне было интересно танцевать рядом с девочками, держась руками и иногда даже положа руки на талию!
А в младших классах это была ритмика и вновь исторический танец. Там пока еще никакой поэтики не было. Просто глупо хихикали от того, что надо было учиться двигаться, держась с девочкой за руки. Преподавала нам мама историка моды А. Васильева.
"Еще один поворот судьбы - и в те же годы маму приглашают в Хореографическое училище Большого театра. Мама становится педагогом актерского мастерства вместе с такими корифеями театральной педагогики, как Македонская и Недзвецкий. Много, ох как много замечательных русских балетных артистов училось у мамы. Приведу лишь неполный звездный список: Алла Михальченко, Владимир Деревянко, Нина Ананиашвили, Андрис и Ил-зеЛиепа, Николай Цискаридзе.... Балет в ее жизни - волшебное искусство."
А. Васильев
Естественно, что тогда не задумывался насколько гениальный был предмет. Надо было обязательно записывать и порядок урока, и задания, и педагогические приемы. Но что ж поделать, мне было всего 10 лет.
Был еще один уникальный урок, правда занимались мы им отдельно от девочек (интересно почему?) - урок дыхания. Маленькая вытянутая комнатка, учительский стол и стул у окна, вдоль стены - кушетка. Мы мальчишки сидим рядком на кушетке и под диктовку седовласого и довольно пожилого мужчины, крепко через сжатые губы и напрягая только мышцы живота, все вместе выдавливаем из себя «мых-мух-мох-мах; пых-пух-пох-пах» и пр. Плохо помню точно звуки, но ярко помню, как давясь смехом, пытаясь сохранить серьезные лица, «зарабатывали» себе пятерки.