"...Однако у методики Зайцева есть и критики. Некоторые считают, что раннее обучение чтению способствует тому, что дети читают, не понимая прочитанного. Другие выступают против того, что весь объём информации даётся ребёнку сразу целиком, а не от простого к сложному."
Давайте снова разбираться.
Это происходит, скорее, от несовпадения концепций традиционного образования и методик Зайцева.
Главное отличие в том, что в школе и д/с детей обучают, а на занятиях по методике Зайцева дети обучаются сами. Что важней: оснастить ребёнка ЗУНами или создать условия для его развития естественным путём (по факту гораздо быстрее, проще и эффективней)? Традиционному педагогу с проф. образованием перестроиться очень сложно, по себе знаю.
Я бы причислила методику не к раннему обучению, а к своевременному. Диапазон и возраст сензитивных периодов у каждого ребёнка свой, а возрастные границы их у современных детей наступают гораздо раньше, чем учат нас в учебных педагогических заведениях. Время и дети изменились, а программа подготовки пед. кадров — нет.
И "непонимание прочитанного" — не от методики Зайцева, а от обучения чтению через знакомство буквам, разделению их на буквы и звуки, затем — слиянию согласного звука с гласным, звуко-буквенному анализу с обилием непонятных терминов и схем, запоминанию всех получившихся слогов, произнесению их в порядке прочтения и только где-то в самом конце — ви́дению образа за получившейся конструкцией...
Да такая многоступенчатая многоходовка в итоге лишает смысла вообще любой текст! А если наложить на это стресс от процесса проверки техники чтения... Имеем то, что имеем!
Есть ещё момент природного "тормоза" у детей. Он заключается в том, что если мозг ребёнка не готов воспринять информацию той или иной сложности, то дитё не "возьмёт" её в любом случае. Об этом я уже писала в статьях на Дзен.
И ещё. Дети, как и взрослые, — все разные. Кто-то исследует мир постепенно, набирая обороты от простого к сложному, а кто-то наоборот: от сложного к простому, от целого к деталям. Это те, кому сначала надо увидеть картину целиком, чтобы постепенно двигаться вглубь к более мелким деталям.
А мы, следуя единой для всех программе — от простого к сложному, "ломаем" восприятие этих детей вместо того, чтобы дать им развиваться своим путём, через создание информационного поля и гибкой универсальной игровой обстановки, внимательного наблюдения наставником и своевременной бережной коррекции этого поля!
Именно поэтому и следует показать сразу "весь объём" изучаемого материала!
Чтобы не повторяться, предлагаю ссылки на некоторые мои статьи на эту тему:
и многие другие...
Буду рада вашей подписке на канал "Методики Н.А.Зайцева с Алёной Бояриновой". Там много статей на тему методик.
Напоследок мнение известного психолога Людмилы Аполлоновны Ясюковой о результатах "раскачки фонематического слуха" в д/с и нач. школе:
Откуда это пришло и во что выливается, есть в другом фрагменте той же лекции:
***********
Кому интересно, заходите на вебинар, записывайтесь на онлайн-курсы или живые семинары: