Найти в Дзене

Велимир Хлебников и его «словотворчество»

Оглавление

Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво! О, озари!

По мнению ряда литературных критиков, «Кузнечик» — одно из самых известных и удачных произведений Хлебникова. Оно было написано в 1908 или 1909 году и впервые опубликовано в 1912 году в сборнике «Пощёчина общественному вкусу».

В тексте стихотворения мы встречаем необычные слова-окказионализмы«лебедиво»«крылышкуя»«зинзивер»«золотописьмо».

Окказионализмы и неологизмы

Термин «окказионализм» происходит от латинского occasionalis — «случайный». Это индивидуально-авторские слова, созданные писателем или поэтом по существующим в языке словообразовательным моделям. В отличие от неологизмов, которые могут закрепиться в языке и войти в словари, окказионализмы, как правило, не получают широкого распространения и существуют только в пределах художественного текста.

Хлебников активно использовал потенциал русского словообразования. Поэт считал, что новые слова следует создавать из родных славянских корней, открывая в языке скрытые возможности.

Некоторые исследователи называют его находки неологизмами, однако точнее отнести их именно к окказионализмам, поскольку они рождаются «по случаю» и не претендуют на общепринятое употребление.

Виды окказионализмов Хлебникова

Языковые эксперименты Хлебникова можно условно разделить на три основные группы:

  1. Морфологически интерпретируемые слова. Эти слова можно объяснить с точки зрения законов русского словообразования. Их структура прозрачна, и они подчиняются грамматическим моделям языка.
  2. Единицы «звёздного языка». В таких словах ключевое значение приобретают звуки, особенно согласные. Каждому звуку приписывается обобщённый смысл, благодаря чему слово становится своеобразным символическим кодом.
  3. Звукоподражания, звукопись, заумь. Эта группа слов рассчитана прежде всего на эмоциональное воздействие. Их цель — не рациональное осмысление, а создание настроения, ритма, особого чувственного впечатления.

Таким образом, творчество Велимира Хлебникова демонстрирует уникальный подход к слову: он не просто создавал новые формы, а раскрывал глубинные возможности языка, соединяя морфологическую логику, символику звуков и чистое эмоциональное звучание.

Спасибо!❤️💐

Пиши! Решай! Запоминай!