Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво! О, озари!
По мнению ряда литературных критиков, «Кузнечик» — одно из самых известных и удачных произведений Хлебникова. Оно было написано в 1908 или 1909 году и впервые опубликовано в 1912 году в сборнике «Пощёчина общественному вкусу».
В тексте стихотворения мы встречаем необычные слова-окказионализмы: «лебедиво», «крылышкуя», «зинзивер», «золотописьмо».
Окказионализмы и неологизмы
Термин «окказионализм» происходит от латинского occasionalis — «случайный». Это индивидуально-авторские слова, созданные писателем или поэтом по существующим в языке словообразовательным моделям. В отличие от неологизмов, которые могут закрепиться в языке и войти в словари, окказионализмы, как правило, не получают широкого распространения и существуют только в пределах художественного текста.
Хлебников активно использовал потенциал русского словообразования. Поэт считал, что новые слова следует создавать из родных славянских корней, открывая в языке скрытые возможности.
Некоторые исследователи называют его находки неологизмами, однако точнее отнести их именно к окказионализмам, поскольку они рождаются «по случаю» и не претендуют на общепринятое употребление.
Виды окказионализмов Хлебникова
Языковые эксперименты Хлебникова можно условно разделить на три основные группы:
- Морфологически интерпретируемые слова. Эти слова можно объяснить с точки зрения законов русского словообразования. Их структура прозрачна, и они подчиняются грамматическим моделям языка.
- Единицы «звёздного языка». В таких словах ключевое значение приобретают звуки, особенно согласные. Каждому звуку приписывается обобщённый смысл, благодаря чему слово становится своеобразным символическим кодом.
- Звукоподражания, звукопись, заумь. Эта группа слов рассчитана прежде всего на эмоциональное воздействие. Их цель — не рациональное осмысление, а создание настроения, ритма, особого чувственного впечатления.
Таким образом, творчество Велимира Хлебникова демонстрирует уникальный подход к слову: он не просто создавал новые формы, а раскрывал глубинные возможности языка, соединяя морфологическую логику, символику звуков и чистое эмоциональное звучание.
Спасибо!❤️💐