Найти в Дзене
Navygaming Channel

"...обучение команды составляет очень большой фактор в под­водном плавании..."/1/ Заметки о прошедшей войне

Как то год назад мы знакомились с письмами испанского адмирала П.Серверы, ведущего испанские крейсера на Кубу, где в сражении с американским флотом, эти корабли были уничтожены (кстати, адмирал выжил). Затем мы вспоминали дневники американского офицера, командира канонерской лодки "Виксбург", который на свой "выпуклый американский военно-морской глаз" оценивал обстановку в нейтральном порту Чемульпо в январе -феврале 1904 года и размышлял о том, стоит ли ему помогать экипажу русского крейсера "Варяг" или спросить начальство (он долго и упорно спрашивал начальство, за что его похвалили). Буквально на этой неделе мы завершили представление воспоминаний британского офицера, который делился своим мнением о войне и людях на войне. И вот настала очередь воспоминаний русского морского офицера. Мы должны понимать, что дневниковые записи выражают собой субъективное видение и понимание автором событий или явлений, участником или свидетелем которых он являлся. При этом автор сам определяет значи
Как то год назад мы знакомились с письмами испанского адмирала П.Серверы, ведущего испанские крейсера на Кубу, где в сражении с американским флотом, эти корабли были уничтожены (кстати, адмирал выжил). Затем мы вспоминали дневники американского офицера, командира канонерской лодки "Виксбург", который на свой "выпуклый американский военно-морской глаз" оценивал обстановку в нейтральном порту Чемульпо в январе -феврале 1904 года и размышлял о том, стоит ли ему помогать экипажу русского крейсера "Варяг" или спросить начальство (он долго и упорно спрашивал начальство, за что его похвалили). Буквально на этой неделе мы завершили представление воспоминаний британского офицера, который делился своим мнением о войне и людях на войне. И вот настала очередь воспоминаний русского морского офицера.

Мы должны понимать, что дневниковые записи выражают собой субъективное видение и понимание автором событий или явлений, участником или свидетелем которых он являлся. При этом автор сам определяет значимость и проводит отбор сведений, которые необходимо отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для читателей. Предлагаю именно с таких позиций оценивать изложенный материал, к которому мы, по возможности, добавим свои комментарии. Начинаем...

18 мая

"...Сегодня явился я к месту своего нового назначе­ния - на подводные лодки, снаряжаемые на войну. Еще в прошлом году, когда в нашем флоте была спущена только первая подводная лодка, я принял все меры, чтобы попасть на нее охотником, но отсутствие «связей» и тут мешало мне осуществить это желание - ведь у нас во флоте буквально шагу нельзя сделать, если он не предупрежден какой-нибудь влиятельной «тетушкой». Вскоре, однако, вспых­нула война, и тогда только какая - то счастливая слу­чайность вознаградила меня - я получил команди­ровку на вновь строящиеся лодки.
Моих сотоварищей по подводному плаванию оказалось только трое - все весьма убежденные и глубоко верующие в будущее своего дела люди.
Спуск на воду подлодки «Дельфин», М. Н. Беклемишев на мостике. Санкт-Петербург, 1903 год
Спуск на воду подлодки «Дельфин», М. Н. Беклемишев на мостике. Санкт-Петербург, 1903 год

Для заметок: Видимо речь идет о подводной лодке "Дельфин", которую спустили на воду в 1903 году, соответственно повествование относится к 1904 году, когда офицер и был назначен на свою подводную лодку.

"...За день до моего приезда сюда на опытной лодки разыгралась драма, повлекшая за собой ги­бель офицера и 25 матросов. Катастрофа эта настолько тяжело отразилась на нашем кадре «подводников», что я не могу не занес­ти ее на страницы своего дневника"

Для заметок: Опять речь идет о подводной лодке "Дельфин" (8-й флотский экипаж Балтийского флота), которая 16 июня 1904 года, во время занятий с экипажем по погружению под командованием лейтенанта А. Н. Черкасова, из-за несвоевременного закрытия рубочного люка и последовавшей за поступлением через него воды паникой, лодка затонула у западной стенки Балтийского завода. То есть практически в гавани завода!

Любопытно, дата в дневнике стоит "18 мая", но "Дельфин" затонул 16 мая, или даты по разному стилю (но все равно не сходится), или автор немного ошибся с фразой "за день".

"Опытная лодка, обыкновенно вмещающая двенад­цать человек, начала погружение для практики и обу­чения команды, имея в себе - тридцать семь человек, из которых, кроме командира, было еще два офицера. Началось погружение на месте - лодка прини­мала в цистерны водяной балласт. Оставалась уже малая плавучесть. Лодка гото­ва была погрузиться на дно; предстояло только за­крыть главную крышку и уничтожить оставшуюся пла­вучесть. Но в это время недалеко от места погружения проходил пароход; волна от него добежала до лодки, покрыла ее и заглянула в незакрытый еще люк.
Этого было достаточно, чтобы с открытой крышкой она устремилась ко дну. Ужас смерти в первый момент сковал мысли несчастных заключенных, видевших, как в незакрытый люк хлынула вода. Огромная опасность, однако, быстро вывела людей из оцепенения. Бросились закрывать крышку... заработал опускающий механизм."

Автор воспоминаний очень эмоционально описывает происходящее, возможно потому, что сам служил на этой лодке старший офицером и больше года учился у первого подводника России М.Н. Беклемишева искусству управлять подводной лодкой. Именно у М.Н.Беклемишева принял лодку лейтенант А.Н.Черкасов, под управлением которого "Дельфин" и затонул на пробном погружении.

«Дельфин» на испытаниях в Финском заливе, 1904 год
«Дельфин» на испытаниях в Финском заливе, 1904 год

Странно, в изложении автора выглядит фраза "...за день до моего приезда сюда..." - насколько известно он был старшим офицером лодки буквально недавно. Возможно перед новым назначением еще где-то находился.

"...Сразу уменьшилась и стремительность потока... Вот механизм стал, крышка прикрыта. Спасение еще воз­можно, - водой залита только часть лодки, - возду­ха может хватить, пока подоспеет помощь извне... Вырываются крики облегчения, но тотчас обрывают­ся и замирают, - вода продолжает прибывать... Крышка, оказывается, закрыта не до места; один из экипажа, ближайший к выходному люку, искал спасения через этот люк, и уже был, на пороге его, но подводное судно не пожелало расстаться со своей жертвой, и, захваченный закрывавшейся в это вре­мя крышкой, человек был раздавлен ею: и только кости его противостояли объятиям судна, которому он вверил свою жизнь, они то и не позволяли люку закрыться до места.

Как сейчас известно, через медленно закрывающийся люк на поверхность успели выброситься три человека, из них два рулевых, что в момент погружения стояли прямо под люком. Четвертый матрос, машинист Курылёв, покинуть лодку не успел, его защемило между комингсом и закрывающейся крышкой. Не имея возможности быстро освободиться, зажатый люке машинист погиб, в образовавшуюся щель между люком и комингсом поступала вода, которая залила лодку. Кстати, чуть позже двум матросам, работающим у привода крышки люка удалось ее приподнять, вытащить из люка погибшего товарища и снова закрыть уже крышку.

"...Вода прибывала. Становилось тяжело дышать... Все способы найти спасение, казалось, были уже исчерпаны. В сознании оставались уже немногие. Они были по грудь в воде, но отчаянная борьба со смертью про­должалась... Кое-кто толпился у выходного люка... На­конец, кто-то снова стал открывать крышку... вода быс­трей кинулась внутрь; сгущенный от давления воздух начал вырываться наружу... Невидимою рукою судьба направляла некоторых избранных к выходному люку и выбрасывала через него на поверхность воды. Так спас­лось из тридцати семи - всего двенадцать человек, подобранных со шлюпки, т.е. как раз столько, сколько та лодка должна была вместить во время своего нормального погружения, так как по проекту экипажа этой лодки был ограничен именно этим числом".
Подводная лодка "Дельфин"
Подводная лодка "Дельфин"

Этим "кто-то снова стал открывать крышку" были те же два матроса - Савинов и Телов, которые ранее смогли убрать тело погибшего машинист и закрыть люк, прекратив заливание лодки. Именно они в критической ситуации снова до половины открыли крышку люка и помогали подводникам покинуть лодку. Сделать это смогли 2 офицера и 7 матросов, последним выплыл Н.Г.Телов.

"Погиб и командир. Не имея опытности, молодой в деле подводного плавания, он погубил себя и повлек смерть большинства вверенного ему экипажа".

Особенностью воспоминаний является то, что автор не упоминает фамилий людей- участников событий, которые он описывает. Командир как мы знаем известен - Анатолий Нилович Черкасов, именно его комиссия признала виновным в происшедшем, хотя не все с этим согласились. Тот же капитан 2 ранга М.Н.Беклемишев по иному представлял произошедшее, защищая Черкасова.

"Кто виноват?.. Один французский морской писатель ответил на этот вопрос. Вот что говорить он относительно этой катастрофы: «...Гибель этой подводной лодки произош­ла исключительно от небрежности. Экипаж лодки обычно состоял из 12 офицеров и матросов, но во время несчастного случая на ней оказалось 37 человек, - излишек был взят для обучения... . ...Лодка стояла в реке, где плотность воды зна­чительно меньше морской. Прибавочные и обучаю­щие люди увеличили вес лодки, стеснили команду и оставили открытым люк, в надежде спастись в слу­чае несчастья. Приготовление погрузиться и впуск воды в балластные цистерны начался с открытой крыш­кой, и таким образом открытый люк попал в воду раньше, чем его успели закрыть. Несмотря на стара­ния, его не удалось закрыть; лодка наполнилась во­дой и пошла на дно. Из команды 25 человек погибло. Воздух скопился и сжался в верхней части кормового отделения, где и столпились оставшиеся в живых люди. Электричество горело несколько часов, то есть до тех пор, пока вода не закрыла совсем батарею".
Схема внешнего вида подводной лодки "Дельфин"
Схема внешнего вида подводной лодки "Дельфин"

Сложно спорить с мнением "французского морского писателя", тем более в России, где всегда чужое иностранное мнение постороннего человека всегда ценилось и ценится выше собственного. Просто француз видимо не знал, что до этого дня на "дельфине" уже произвели 17 учебных погружений под командой М.Н.Беклемишева, причем число излишних людей (сверх штатной команды) доходило до 45 (это на 8 больше чем было при катастрофе). Несмотря на такой перегруз, около четырех тонн, все предыдущие погружения, благодаря опытности командира, прошли благополучно. Вот и выходит, что неопытность командира все решила.

Про открытый люк - француз тоже немного "не в теме". Конструкция подводной лодки "Дельфин" предполагала, что при погружении надо держать люк приоткрытым, для стравливания воздуха из цистерн, которые поступал в лодку. И вот этот момент, когда надо было закрыть люк Черкасов упустил - возможно, как пишет автор воспоминаний, все дело в том самом "пароходе", который прошел по акватории Балтийского завода! Совсем как волна от эсминца "Новик" на скорости 37 узлов (по В.Пикулю).

«Недостаточно иметь подводное судно в поряд­ке, чтобы считать его боевой единицей, - обучение команды составляет очень большой фактор в под­водном плавании... ... Нужно постоянно помнить, что время, терпение, внимательное обучение команды, частые упражнения и проч. - главное, на подводной лодке». У нас об этом, конечно, забыли...

Нельзя не согласиться с автором воспоминаний. Правда можно добавить, что мероприятия с пробным погружением подводной лодки как раз и производилось для обучения команды. И сверхштатные 24 человека прибыли на борт "с целью приучения их к нахождению на лодке в подводном положении". Другое дело, что меры безопасности при таких погружениях не гарантировали срочного подъема лодке в случае аварии. Что в принципе было сделать не сложно - глубина всего 7,5 м, и в порту были плавкраны мощностью и 50 и 70 т, которые в итоге и подняли "Дельфин" уже на следующий день.

И да, экипажи надо готовить хорошо, тем более - война...

Уверен, уважаемые читатели уже поняли, то автором этих воспоминаний является Михаил Михайлович Тьедер (псевдоним - "Эмте"/ МТ). И его мнений, отраженное на страницах дневника, как мне кажется очень хорошо передает смысл происходящих 120 лет назад событий в российском подводной флоте, который только зарождался.

Продолжение следует, ссылка -ЗДЕСЬ

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).