Найти в Дзене
Лариса Чебатуркина

Две горские легенды А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Оглавление
Изображение в свободном достпе
Изображение в свободном достпе

Не туда свернула?

Вот всё это время, с момента объявления марафона, обдумываю смысл названия "Битва Титанов".

Правда! Очень красиво!

На первый взгляд всё просто : Да! сражение может быть и мирным (за звание, первенство в чём либо).

Но у битвы, как и у любого боя/сражения должны быть какие-то правила. И они, конечно же, есть. Но я не знакома с ними, поэтому трактую их по-своему (то, что может пригодиться школьнику на уроке литературы) и … похоже, не вписываюсь в этот марафон.

Рассуждаю дальше. Любое соревнование имеет что-то общее : или вид, или тему. Например, соревнование по вольной борьбе. Так ведь?

То есть, всегда присутствует элемент сравнения : кто выше, быстрее, сильнее 😊 Ну например, осень в изображении Пушкина и Лермонтова. Не главное - кто из них изобразил это время года красивее (на вкус и цвет… Ну вы помните), а как поэты рисуют словами осенний пейзаж, какие образы находят…

Я внимательно читаю эссе участников. Они мне безумно нравятся, но я не могу вычленить в них общее. Возможно, это - новая встреча с читанным ранее произведением… Тогда с чем соревнуемся? Сопоставляем впечатления?

Не хочу я - не "в свой монастырь со своим уставом". Но чувствую, что где-то в своих рассуждениях не туда свернула. Объясните, пожалуйста дополнительно правила. Не участия, а самого марафона.

(PS объяснения уже получила, но текст менять не стала, возможно появятся ещё мнения.)

Пока иду в той же колее - всё, что может пригодиться школьнику в течение учебного года.

Поэтому - не судите строго.

Сегодня я беру две "горские легенды", две поэмы, написанные Пушкиным и Лермонтовым по следам впечатлений от пребывания ими на Кавказе.

Почему именно эти произведения? Кавказ – это то общее, что есть в творчестве и Пушкина, и Лермонтова.

И потом, я выросла и прожила почти всю свою сознательную жизнь на Кавказе, в городе Грозный. Для меня это повод вспомнить, что я любила и люблю.

Кавказ невозможно не любить

Изображение в свободном доступе
Изображение в свободном доступе
Как сладкую песню Отчизны моей
Люблю я Кавказ (М.Ю Лермонтов)
Изображение в свободном доступе
Изображение в свободном доступе

Можно сколько угодно красивых пейзажей найти и вставить в рассказ, но они не передадут всей его прелести. Воздуха, например, пахнущего свежевыпавшим снегом с лёгким привкусом арбуза или альпийских цветов.

Изображение в свободном доступе
Изображение в свободном доступе

Не только природа здесь самобытна, но и люди имеют свои яркие отличительные черты характера, свои нравы и обычаи. Гордость, непокорность в редком сочетании с уважением и почтительностью к старшим, чувство собственного достоинства, стремление к сохранению обычаев и традиций.

Казалось бы, двадцать первый век на дворе, а некоторые древние традиции живы до сих пор.

Например, чихнувшего человека, нужно обязательно слегка дернуть к себе за одежду на плече. Существует поверье : когда человек чихает, его вспоминают на том свете. Дёрнул человека к себе – дал сигнал тому свету, что он любим и нужен ещё на этом.

А вот ещё. Помню, как пришла на первом курсе записываться в секцию горного туризма к Ю.М. Сагайдачному. И вот - первое занятие. Вначале, как и во всех учебных группах – перекличка. Слушаю внимательно, запоминаю лица и имена. После занятий – комплектация групп-связок по одиннадцать человек (Сагайдачный – тренер старой закалки). Ко мне подошёл второкурсник и, представившись Асланом, старшим одной из групп, предложил стать членом его связки. Это удача, что тебя выбрали, а не "добавили" в группу, где не хватает участников. Но я себе не изменяю (недоверчива всегда)😊 Лицо этого парня не совпадало с именем, что я запомнила при перекличке, поэтому точно для себя решила – типичный "подкат" и постаралась вежливо отшить.

Парень не обиделся – только рассмеялся. Объяснил : Аслан – это его другое имя, полученное, когда он серьёзно заболел в детстве. Традиция связана с поверьем, что так можно обмануть ангела смерти, пришедшего за душой ребёнка. Тронуло, что он сообщил мне имя, которым его зовут только близкие друзья. Впрочем, такими и должны быть те, кто в одной связке(об этом я писала год назад.

С этой традицией в несколько изменённом виде встретилась ещё раз, когда "отрабатывала" в горном селе Махкеты диплом (кстати, в родном селе Аслана, где и он отрабатывал тоже, только учителем биологии. Собственно под своё крыло он меня и взял на отработку. Он уже год как там работал. Даже жениться успел)

В школу к большой перемене приходила женщина, чтобы увидеть своего сына (первоклашку или второклашку) и подкормить его домашним. Спрашиваю у коллег : "Родители развелись что ли?"

(При разводе ребёнок однозначно остаётся в семье мужа, поэтому женщина должна 100 раз взвесить и использовать все способы наладить отношения с мужем, прежде чем решиться на развод. Она должна знать, что детей своих она никогда в случае развода не увидит).

"Нет, - отвечают, - свекровь решила, отдать мальчика родственникам на время – он часто болеет". Та же мотивация: обмануть ангела смерти. Но традиция горских семей отдавать мальчиков на воспитание в другую семью связано ещё с – аталык (или аталычеством?, не знаю как правильно: в Чечне говорили, помню, "аталык", Рувики это называют "аталычеством" . Часто чеченские семьи оставались без главы семьи : войны, набеги, ранения, требующие длительного восстановления, лишали возможности мужчину самому заниматься воспитанием сына. Тогда мальчика передавали достойным мужчинам рода.

И с аталычеством связано ещё одно явление – аталык-куначество, когда на воспитание ребёнка отдают не родственникам, а иногда просто наидостойнейшим людям, уважаемым всеми, пусть даже другой национальности.

Ох, что-то я совсем записалась. Но всё это пригодится нам, когда будем говорить о самих поэмах.

Хотя признаюсь, мне хотелось бы ещё хоть одним глазком взглянуть на мою любимую Чечню.

Но вернёмся к поэмам.

М.Ю. Лермонтов, "Беглец"

Вроде бы нужно начать с произведения А.С. Пушкина. И по хронологии, и по вкладу в развитие русского языка и литературы.

Я же выбрала другой критерий – перекличку двух поэтов.

Неоконченная поэма Александра Пушкина "Тазит" вышла в 1837 году под заголовком "Галуб", поэма Михаила Юрьевича — в 1838 году. Вероятно, Лермонтов ориентировался на неё при создании сюжета своей поэмы. К связи поэм ещё вернёмся. А пока о поэме "Беглец".

В основе сюжета — горская легенда о судьбе Гару`на, который в страхе за свою жизнь, забыв долг и честь и растеряв оружие, бежит с поля боя, в котором погибли его отец и два брата.

Гарун возвращается в родной аул, но не находит понимания и сочувствия ни у кого из близких ему людей.

Умирающий друг Селим, узнав, что Гарун струсил, велит ему покинуть свой дом.

Изображение в свободном доступе
Изображение в свободном доступе

К возлюбленной он даже не рискует заглянуть, остаётся у входа, так как слышит "песню старины" о юноше, которого провожает на бой любимая... и понимает, что и здесь ему делать нечего.

Мать, узнав, что сын предал близких, Родину, проклинает его и изгоняет из родного дома

-6

В конце поэмы Гарун погибает от удара кинжалом. Не известно, сам ли он себя убил или это сделал кто-то другой, главное, что подчёркивает поэт – изменникам уготована незавидная участь.

Изображение в свободном доступе
Изображение в свободном доступе

Через трагическую судьбу Гаруна поэт подчёркивает, как важно для сохранения человеческого достоинства уметь побороть свои страхи и сохранить верность своим моральным принципам, семье и Родине.

Неоконченная поэма "Тазит" А.С. Пушкина

Работа над поэмой Пушкиным была не завершена в связи со смертью поэта. Жуковский, разбирая рукописи, натолкнулся на черновики поэмы и скомпоновал их по своему усмотрению. Мы никогда не узнаем, какой её мыслил Пушкин, но видим, что он внимательно изучил горские обычаи и нравы… Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы через свои произведения не постарался бы донести читателю свои взгляды.

Первая часть посвящена погребальному обряду. От руки завистника погиб сын Гасуба.

(По мусульманским обычаям умершего/погибшего, мулла должен отпеть, родственники и знавшие умершего оплакать и проститься с ним, приготовить могилу и похоронить – и всё в тот же день до захода солнца – ПРИМЕЧАНИЕ моё, Л.В.)

Пушкин не спешно рисует погребальный день. Именно так неспешно и торжественно проходит он и в жизни.

Вторая часть посвящена возвращению младшего сына - Тазита - в семью после аталык-куначества. Тазита вернул в дом чеченца Гасуба, пожилой черкес, сказав при этом, что воспитал достойного отважного воина и почтительного сына.

Но Тазит не оправдывает надежд отца обрести верного его убеждениям приемника.

Среди родимого аула
Он как чужой, он целый день
В горах один; молчит и бродит

Рисунок А.С. Пушкина
Рисунок А.С. Пушкина

Как сын вождя, Тазит имеет право не спрашивать разрешения на свои передвижения.

Первый раз он, вернувшись после двухдневного исчезновения, рассказывает отцу, что встретил на военно-грузинской дороге тифлисского армянина с товаром. Отец поражён, что сын не ограбил и не убил торговца.

(А надо заметить, что такой грабёж был в почёте у чеченцев-абреков. Для них абречество – даже не полная опасностей профессия и проявление мужества и отваги – это образ жизни достойного воина – ПРИМЕЧАНИЕ моё, Л.В.).

Второй раз, вернувшись из поездки, Тазит рассказывает, что встретил бежавшего пленника ("от нас бежавшего раба"), но не вернул его, а дал ему уйти.

Почему не вернул, Пушкин не объясняет, надеясь, что читатель сам поймёт : отнимать свободу у другого человека даже у врага, недостойно.

(Рабство, как это не печально, никогда не осуждалось чеченцами, наоборот : чем больше у воина рабов, тем бОльшим уважением он пользуется – ПРИМЕЧАНИЕ моё, Л.В.).

В третий раз пропадает Тазит и вернувшись рассказывает отцу, что встретил убийцу своего брата… Но НЕ УБИЛ ЕГО.

Поди ты прочь – ты мне не сын…
Не оскверняй моих очей

Изображение в свободном доступе
Изображение в свободном доступе

(Отказ от родственных связей – самое страшное проклятие у горцев. Такой человек становится вечным изгоем. Возможен другой сценарий – не изгоя, сын или дочь до захода солнца может испросить себе прощения и поклясться, что никогда больше не позволит себе подобного тому, что совершил. Если же не сделал этого, есть ещё шанс не стать проклятым : стать членом другой семьи. Той, которая его примет. Чаще всего это семья, где один мужчина ... или нет его вовсе, а роль старшего принадлежит самой старшей женщине рода. Но чаще всего это случай, когда кроме главы семьи (и работника, и воина в одном лице) – все остальные женщины, а глава семьи немощен – ПРИМЕЧАНИЕ моё, Л.В.).

Вот этот шанс приобрести семью и даёт Александр Сергеевич своему герою, который просит руки любимой девушки у её отца, обещая ему посильную помощь и своё уважение.

На этой оптимистичной ноте и обрывается незаконченная поэма Пушкина.

Есть правда, сведения, что он собирался закончить её встречей Тазита с христианским проповедником, но в пушкинских черновиках Жуковский ничего подобного не нашёл…

Так за кем же всё-таки победа?

Сороковые годы XIX века стали важной вехой в развитии русской литературы : реализм победил романтизм. Не Пушкин Лермонтова, что невозможно даже потому, что тому мешает категория времени, а романтизм, как направление изжил себя. Вступал в права известный постулат : литература должна стать учебником жизни. Пушкинско-гоголевское направление восторжествовало! Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских “заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки А.С.Пушкина :

Странное дело! - Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтическою их родиною!

Вместе с тем,

Белинский анализируя поэму Пушкина “Тазит“, решительно высказывался против антигуманных законов адата и кровной мести...
(Б. С. Виноградов, “Русские писатели в Чечено – Ингушетии“, Чечено – Ингушское книжное издательство, 1958 год, стр 17)

Судя по всему, Пушкин тоже был против адата. Конечно же, мы не должны домысливать за Пушкина, но мне кажется, что он точно и против аталык – куначества. Человек должен питаться от корней своей родины, чтобы чувствовать себя неразрывною её частью... И понятно, что им осуждаются и абреки, и рабовладельцы, и кровная месть.

Лермонтову, правда, в начале законы шариата показались справедливыми, достойными гордых людей. Он не понял Пушкина, и разумное человечное поведение Тазита посчитал трусостью. Поэтому и написал своего "Беглеца", как бы споря с ушедшим поэтом.

Ну почти по братьям Вайнерам : "Вор должен сидеть в тюрьме"

У предавшего родину, не может быть родного дома.

Вот такая перекличка авторов.

Понравились ли вам поэмы? Пишите, что думаете по их поводу.