Такое бывает в истории кино – выходит всеми ожидаемая картина, в которую вложены колоссальные средства, и катастрофически проваливается в прокате... Не помогает ничего: ни снявшиеся в фильме звезды, ни успешные режиссеры, сценаристы и продюсеры, ни рекламная кампания, ни популярный жанр. Что-то не срабатывает. Как говорится, если бы мы знали, что это – давно бы снимали только хорошее кино, но мы не знаем, что это такое. Типичный пример такой неудачи (и это еще мягко сказано) – "Водный мир", постапокалиптический боевик с Кевином Костнером в главной роли. На днях ленте исполнилось 30 лет – самое время оглянуться назад и попытаться разобраться, что же пошло не так.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
К 1995-му Кевин Костнер подошел одной из главных голливудских звезд – за его спиной было несколько картин, которые в равной степени понравились и критикам, и зрителям. "Выстрелы в Далласе", "Телохранитель" и особенно оскароносные "Танцы с волками" открывали перед актером и режиссером все двери и гарантировали высокие производственные бюджеты на любой новый проект. Таким следующим шагом стал "Водный мир" – фильм, требующий серьезных вложений для построения декораций и сложных съемок, но вовсе не казавшийся чем-то неподъемным. Однако неожиданно для многих этот "кинотитаник" сперва застрял на стапелях, а затем отправился на дно в своем первом же рейсе.
А ведь казалось, что риска нет никакого. Продюсеры и менеджмент студии просчитали, что аудитория достаточно "прогрета" "Безумным Максом", постапокалиптической франшизой, имевшей в американском прокате заметный успех. Что сработавшийся еще на "Робин Гуде" тандем Костнера с режиссером Кевином Рейнольдсом снова даст отличный результат. Что зрители будут ломиться в кинозалы, чтобы увидеть бескрайнюю гладь, поглотившую планету. И вроде бы даже со сценарием всё было здорово – полярные льды растаяли, уровень мирового океана поднялся и затопил почти всю сушу, редкие выжившие ютятся на плавучих островах, отбиваясь от пиратов. Костнеру выпала роль Моряка, вынужденного сопровождать девушку с ребенком, которые ищут сушу. На бумаге это смотрелось замечательно.
Universal Studios купилась на презентацию Костнера и Рейнольдса – давним партнерам доверили создание максимально масштабного и реалистичного мира бесконечных водных просторов, ржавых танкеров и подводных достопримечательностей. И Костнер, пользуясь всеобщим одобрением, граничащим со слепым восторгом, бросился в историю с головой. Но, как это часто случается, под зеркальной поверхностью "Водного мира" обнаружились рифы, мели, злые монстры и жадные коллеги – давайте с этого места заглянем в трюмы этого ушедшего на дно Левиафана.
Пожалуй, главной проблемой фильма стали обрушившиеся еще на этапе съемок трудности. Перед запуском ленты в производство Стивен Спилберг дал Костнеру и Рейнольдсу бесплатный дружеский совет – не пытаться снимать кино на открытой воде. Автор "Челюстей" знал, о чем говорит – его работа в море превратилась в кошмар настолько чудовищный, что Спилберг несколько раз останавливался в шаге от того, чтобы прекратить съемки. Думаете, создатели "Водного мира" послушали мэтра? Ничуть. Прошло 20 лет, технологии изменились, деньги многое могут решить – посчитали они и, буквально, отдали свой труд стихии. С огромным трудом построенные на крохотном атолле в океане декорации разрушил ураган всего через пару дней после начала съемок. Только чудом тогда никто не пострадал, но работу пришлось начинать с нуля – а это время и – опять – деньги.
Людям, впрочем, тоже доставалось. Координатор трюков едва не погиб, совершив ошибку начинающего дайвера – слишком быстро поднялся из глубины на поверхность и столкнулся с тяжелым проявлением кессонной болезни. Джин Трипплхорн и Тину Мажорино, исполнительниц двух главных женских ролей, выбросило с лодки после поломки – оказывать помощь актрисам пришлось команде из 12 водолазов. Даже главной звезде пришлось взять небольшой перерыв – суденышко, к которому был привязан Костнер порывами ветра унесло в открытый океан, пришлось организовывать настоящую погоню. И всё это на фоне постоянной сырости, жесткого океанского ветра, палящего солнца – тут у кого хочешь голова пойдет кругом.
В дополнение к локальным проблемам во время работы над "Водным миром" Кевин Костнер переживал болезненную процедуру развода. Зажатый с двух сторон – съемками и судебной тяжбой – актер отыгрывался на тех, кто был рядом. И больше всего шишек получал Рейнольдс. Актер и режиссер постоянно спорили относительно тех или иных творческих решений, на ходу переписывали сценарий, вставляли и удаляли персонажей прямо во время дублей. Менее стрессоустойчивым оказался режиссер – однажды он просто отдал Костнеру хлопушку и сказал: "Адье!" Хорошо, что актер имел опыт постановщика (отмеченный "Оскаром", между прочим) – Кевин заканчивал съемки самостоятельно, хотя и не стал вписывать свое имя в титры ленты.
Бухгалтерия Universal за время съемок тоже поседела. Изначально студия выделила на "Водный мир" 65 миллионов долларов. Сумма для начала 1990-х немаленькая, крупнейшие кассовые хиты того времени стоили вдвое, а то и втрое дешевле. Но это была только первая "волна" – к тому моменту, когда всё величие проекта получило окончательное утверждение, фильм стоил уже 100 миллионов. Ураган, разрушивший декорации, стоил студии дополнительные 35 миллионов и увеличил число съемочных дней с 96 до 157-ми. В графе окончательного "Итого" в смете расходов на производство "Водного мира" стояла гордая цифра 175 миллионов долларов. На тот момент проект Костнера стал самым дорогим для Голливуда. Для сравнения, Роланд Эммерих через год снял "День независимости" с разрушениями по всей земле, инопланетянами и военной авиацией "всего" за 75 миллионов.
Чтобы представить, насколько колоссальными были вложения студии, стоит учесть инфляцию – 175 миллионов в ценах 1995 года превращаются в 350 по современным меркам. Столько же стоил второй "Аватар" Кэмерона. Конечно, в Голливуде и раньше время от времени возникали колоссально затратные проекты – "Клеопатра" 1963 года с Элизабет Тейлор тоже сегодня перевалила бы за планку в 300 миллионов – но "Водный мир" не кажется фильмом, который должен стоить так дорого. Многие и тогда, и сейчас справедливо называют картину Костнера "Безумным Максом в океане", но дело в том, что вся трилогия Джорджа Миллера на тот момент стоила 15 миллионов – три ленты со всем песком и деталями машин. Было от чего прийти в смятение. И пресса, конечно, воспользовалась моментом, чтобы высмеять будущую картину. В СМИ "Водный мир" прозвали "Фиштаром" (Fishtar), соединив "фиш" – рыбу – и "Иштар", музыкальную комедию, провалившуюся в прокате в 1987-м.
Разумеется, после стольких трудов и вложений, авторы и студия с трепетом ожидали премьеры и результатов первых дней проката. Стартовые отклики были неоднозначными – фильм хвалили за экшен и реалистичность водных сцен, но критиковали медленный темп, не слишком интересных персонажей и откровенную кальку с всё того же "Безумного Макса". Публика и специалисты сошлись во мнении – "Водный мир" выглядел амбициозно, но не настолько, чтобы выпотрошить карманы аудитории. Громоздкий суперблокбастер, конечно, забрался на вершину американского боксофиса, продержался на первой строчке две недели и отбыл в вечность после месяца проката, собрав 88 миллионов долларов и уступив "Золотому глазу" и третьему "Крепкому орешку", не говоря уж о лидере сборов 1995 года – "Бэтмен навсегда" (184 миллиона долларов).
Мировой прокат чуть подсластил пилюлю – в общей сложности "Водный мир" собрал 264 миллиона долларов. Однако, широкий прокат тоже имеет свою цену – маркетинг и реклама добавили в графу затрат еще 65 миллионов долларов, фильм стал стоить 240 миллионов! Полагаю, что с упрощенными правилами подсчета прибыли голливудского кино вы знакомы – выручка кинотеатров в среднем делится примерно пополам, одна половина идет в карманы кинозалам, вторая должна возместить расходы студии на производство. Простая математика показывает, что Universal от проката "выгорело" всего 132 миллиона долларов, убытков больше ста миллионов! Грустнее выглядела только катастрофа "Острова головорезов", другого морского блокбастера 1995 года – тот тоже потерял более ста миллионов долларов, собрав в кинотеатрах смешные 10 миллионов...
Обиднее всего было то, что лента стала предметом насмешек. Не самая серьезная, но достаточно авторитетная премия "Золотая малина" отметила "Водный мир" четырьмя номинациями – в категориях "Худший фильм", "Худший режиссер", "Худший актер" и "Худший актер второго плана", последняя адресовалась Деннису Хопперу. К счастью для Костнера, и здесь его прикрыл еще более жалкий неудачник – вышедшая в том же году драма "Шоугерлз" отвлекла внимание публики и критиков, получив 13 номинаций на обидную премию и забрав 7 сомнительных призов. От этого позора Кевин Костнер смог увернуться, но вскоре оказалось, что "Водный мир" – это только начало. Считается, что именно провалы этой ленты и последующего "Почтальона" похоронили звездную карьеру оскароносного актера.
Провал упомянутого выше "Острова головорезов" стал смертельной инъекцией для кинокомпании Carolco – студия, имевшая в своем владении права на "Терминатора", пошла с молотка. Но Universal – птица совсем иного полета, в это непросто поверить, но студия со временем смогла не только погасить убытки от производства "Водного мира", но и выйти в плюс. Прежде всего, компания продолжила зарабатывать на Костнере и после ухода фильма из кинотеатра. В том же 1995 году Universal открыла в своих тематических парках фирменные аттракционы "Водный мир", повторяющие некоторые эпизоды и декорации картины. Картина получила дополнительное внимание зрителей, когда вышла на видеокассетах, права на ее показ по ТВ существенно выросли. Кроме того, студия выпустила режиссерскую версию фильма, длящуюся почти три часа, которая закрывает многие белые пятна оригинального варианта – "Версия Улисса" пользовалась у фанатов огромным спросом. С миру по нитке, студия покрыла убытки. И даже устремилась вперед!
В 2021 году прозвучали робкие голоса инсайдеров, утверждавших, что Universal готова погрузиться в этот кошмар еще раз, но в формате сериала. В какой-то момент даже было озвучено имя режиссера, которого планировалось взять на борт – обновленный "Водный мир" должен был возглавить Дэн Трахтенберг. По неподтвержденным данным сериал планировал показать события, разворачивающиеся через 10 лет после того, что дал Костнер, но судя по всему, пока эта идея стоит в сухом доке – Трахтенберг с тех пор ушел снимать "Хищников", а замена ему не нашлась. Жаль, ведь сериал вполне мог исправить ошибки прошлого и превратить промашки предшественника в достоинства. Многих съемочных проблем сегодня можно избежать, используя графику, а медленный темп фильма легко взводится до максимума сериальным форматом, требующим давать кульминационные сцены каждые 15-20 минут.
Но вернемся к оригинальному "Водному миру". Да, работа над ним была сущей катастрофой, но и хоронить фильм не стоит. Рейнольдс и Костнер спустя некоторое время помирились и сняли совместный сериал "Хэтфилды и Маккои". Помимо этого Кевин смог, если не полностью очистить свое имя, но хотя бы вернуться на голливудский небосклон – он сыграл несколько заметных ролей второго плана в кино и вытащил на себе сериал "Йеллоустоун". Спустя тридцать лет после выхода "Водного мира" в свое одиночное плавание можно сказать, что Голливуду был преподан урок – даже самых ярких творцов иногда стоит держать на коротком поводке, чтобы они не поднялись слишком высоко и не опалили крылья. А еще – не стоит сразу посыпать голову пеплом, хорошее кино вернет вложенные в него деньги.
Рассказывайте в комментариях, что вы думаете о "Водном мире". Заслуживает ли этот фильм той критики, которую на него часто направляют? Нужно ли этой истории продолжение? Считаете ли вы роль Костнера провальной? Не держите мысли в себе – ваши реакции вдохновляют меня на новые тексты. И прямо сейчас я сажусь за следующий, вышло столько всего интересного, про всё хочется рассказать. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не пейте морскую воду, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: