Найти в Дзене

Противоречие между Ветхим и Новым Заветом: где похоронен Иаков?

Посмотрел дебаты между иудеем и христианином, где раввин пытался через наличие противоречий между Танахом (Ветхим Заветом) и Новым Заветом доказать, что христианство не может претендовать на статус истинной религии библейского Бога. Один из его аргументов отсылал к противоречию, которое связано с проблемой места, где похоронен Иаков, сын Исаака и внук Авраама. Это очень интересное противоречие, так как может поставить под сомнение точность Нового Завета.

Погребение Иакова
Погребение Иакова

Суть противоречия выглядит так. В первой библейской книге, в Бытии, сказано, что сын Иакова, Иосиф, похоронил своего отца в пещере на поле Махпела, которую выкупил в свое время Авраам в земле Ханаана. Сегодня эта пещера известна как Пещера патриархов, где якобы похоронены Авраам, Исаак, Иаков и их жены Сарра, Ревекка и Лия соответственно.

Так сыновья Иакова исполнили его наказ: они отнесли его в землю Ханаана и похоронили в пещере на поле Махпела, рядом с Мамре; эту пещеру Авраам купил у хетта Эфрона вместе с полем, чтобы было у него место для погребения. (Бытие 50:12-13)
Пещера патриархов в Хевроне
Пещера патриархов в Хевроне

Иаков сам дал указ своим сыновьям похоронить его в месте своих предков:

Он дал им такой наказ: «Я отхожу к моим предкам. Похороните меня с моими отцами в пещере на поле хетта Эфрона... Там были похоронены Авраам и его жена Сарра, там были похоронены Исаак и его жена Ревекка, и там я похоронил Лию. (Бытие 49:29,31)
Перенесение Иакова. Художник - Джеймс Тиссо.
Перенесение Иакова. Художник - Джеймс Тиссо.

Однако в Новом Завете, в книге Деяния апостолов, сказано другое: Иаков похоронен в другом месте - в Сихеме.

Иаков пришел в Египет, где умерли и он, и наши праотцы. Тела их были перенесены в Шехем и положены в гробницу, которую Авраам купил за серебро у сыновей Хамора в Шехеме (Сихем). (Деяния апостолов 7:15-16)

Сихем, или Шехем, находится рядом с городом Наблус, Западный берег реки Иордан. В то время как Пещера патриархов находится в Хевроне, который почти на 100 км южнее Сихема.

Расстояние от Хеврона до Наблуса
Расстояние от Хеврона до Наблуса

При этом стихи из Деяний указывают, что Иакова похоронили в гробнице, которую Авраам купил в Сихеме, хотя в Бытии гробница куплена в Хевроне.

История в Бытии становится загадочной из-за того, что Иосиф со своими братьями, направляясь в Ханаан, останавливаются в месте под названием Горен-Гаатада, или Авель-Мицраим (речная долина). Именно там они оплакивали Иакова семь дней, что странно, ведь Иаков умер раньше, а до места погребения они еще не дошли. Только потом Иосиф с братьями отправились в Пещеру патриархов в Хевроне и похоронили Иакова.

Иосиф и братья
Иосиф и братья

Ряд исследователей считают, что остановка сынов Иакова была погребальной церемонией. Таким образом, Бытие включает два варианта погребения Иакова - в Хевроне и Горен-Гаатаде. Предполагается, что Горен-Гаатад находился на севере пустыни Негев, что рядом с Хевроном, но не Сихемом.

Таким образом, Сихем не совпадает ни с одной традицией Книги Бытия - ни с Хевроном, ни с севером Негева.

Тогда почему в Деяниях сказано про Сихем?

Противоречие выглядит достаточно явным. Его можно объяснить особенностью цитирования. Автор книги Деяния апостолов, говоря о погребении Иакова в Сихеме, цитирует слова мученика Стефана, а не демонстрирует божественное откровение. Мы не знаем, действительно ли говорил Стефан эти слова, или автор их приписал Стефану, фиксируя определенное предание среди ранних христиан, но факт в том, что предполагаемый Стефан дает крайне размытые представления о захоронении Иакова. Возможно, он просто ошибся.

Мученичество Стефана
Мученичество Стефана

Также есть версия о телескопированном повествовании, когда автор соединяет разные традиции в одну. Например, в Евангелии от Иоанна сказано:

Он пришел в самарийский город Сихарь (Сихем), расположенный недалеко от участка земли, который Иаков некогда дал своему сыну Иосифу. (Евангелие от Иоанна 4:5)

В этом стихе упоминается город Сихем в контексте повествования об Иосифе и Иакове. Вероятно, автор Деяний соединил две разные традиции и сказал, что Иаков похоронен в Сихеме.

Также может быть, что к 1 веку существовала традиция, будто Иаков был похоронен в Сихеме.

Таким образом, Новый Завет действительно фиксирует традицию, которая противоречит Ветхому Завету. Однако эта традиция не подана как божественное откровение. Она лишь фиксирует слова Стефана, который мог либо ошибаться, либо ссылаться на малоизвестное иудейское предание, либо соединить две традиции в одну.

Если желаете ознакомиться с другими противоречиями Библии, то можете прочитать следующие статьи:

Буду рад вашей поддержке!