Найти в Дзене
культшпаргалка

Почему "Венецианский карнавал" Паганини - это не то, что вы думаете

"Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим!" - предупреждал Козьма Прутков. Вспомните его совет, когда, забив в поисковую строку - "Венецианский карнавал" Паганини" , вы увидите многочисленные ролики с музыкой, имеющей к Паганини лишь косвенное отношение. Всё смешалось в "Венецианском карнавале" с тех пор, как в историю этого сочинения вмешался соперник Паганини и одновременно его пламенный фанат - австрийский скрипач-виртуоз Генрих Эрнст. Это продолжение статьи 👇 Имя Генриха Эрнста знают сейчас, в основном, профессионалы-скрипачи, но вообще-то он заслуживает гораздо большего. После смерти Паганини он стал звездой первой величины, и до самой смерти поддерживал репутацию блистательного исполнителя и фантастического виртуоза. Когда Эрнсту было 14 лет, он впервые попал на концерт Паганини, и испытал шок от его игры. Перед ним открылись невероятные горизонты скрипичного мастерства, и некоторое время он ездил за Паганини по пятам, стараясь не пропускать ни од
Оглавление

"Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим!" - предупреждал Козьма Прутков.

Вспомните его совет, когда, забив в поисковую строку - "Венецианский карнавал" Паганини" , вы увидите многочисленные ролики с музыкой, имеющей к Паганини лишь косвенное отношение.

Всё смешалось в "Венецианском карнавале" с тех пор, как в историю этого сочинения вмешался соперник Паганини и одновременно его пламенный фанат - австрийский скрипач-виртуоз Генрих Эрнст.

Это продолжение статьи 👇

Второй Паганини

Имя Генриха Эрнста знают сейчас, в основном, профессионалы-скрипачи, но вообще-то он заслуживает гораздо большего. После смерти Паганини он стал звездой первой величины, и до самой смерти поддерживал репутацию блистательного исполнителя и фантастического виртуоза.

Генрих Вильгельм Эрнст.
Генрих Вильгельм Эрнст.

Когда Эрнсту было 14 лет, он впервые попал на концерт Паганини, и испытал шок от его игры. Перед ним открылись невероятные горизонты скрипичного мастерства, и некоторое время он ездил за Паганини по пятам, стараясь не пропускать ни одного его выступления.

Эрнст обладал очень цепкой музыкальной памятью, и разучивал репертуар Паганини со слуха. Таким образом он освоил все "демонические" трюки легендарного виртуоза и постарался их превзойти. Своей цели он добился, и после смерти своего кумира в 1840 году приобрёл славу "второго Паганини".

По техническому уровню он действительно ничем ему не уступал, а может даже и превосходил, судя по его совершенно невероятным по сложности "блестящим фантазиям", "бравурным вариациям" и этюдам. К тому же его игра славилась певучестью и необыкновенно красивым тоном. Много восторженных эпитетов в адрес Эрнста оставили свидетели его выступлений.

Но для того, чтобы стать с Паганини вровень, ему не хватало яркого композиторского дара, личной харизмы и пиара в виде скандальной репутации.

-2

А главное, он не проложил в своём деле новых путей, и двигался в русле, уже открытом Паганини, то есть следовал чужим художественным "маякам". Поэтому в исторической перспективе Эрнст был обречён на звание "второго".

Венецианская франшиза

В 1837 году, как раз в тот момент, когда Паганини окончательно покинул сцену, Эрнст стал выступать с новым - своим собственным "Венецианским карнавалом". Это было что-то вроде продолжения популярного сериала с теми же героями, но от другого режиссёра. Он задумал его как оммаж своему кумиру, демонстративно повторив его идею, но с собственными добавлениями по принципу "так, да не так".

Та же тема (но немного по-другому), тот же аккомпанемент (но в чуть изменённом виде), та же форма вариаций (но их не 20, как у Паганини, а 25), тот же принцип карнавальных масок и феерии скрипичных трюков (но ещё театральнее и "пальцеломнее").

Вся скрипичная пиротехника здесь была новой и оригинальной, а содержание ближе к острому шаржу, бурлеску и даже цирку. На концертах Эрнста публика смеялась, в восторге топала ногами и сопровождала каждый новый скрипичный трюк бурными аплодисментами.

Правда, не все приходили в восторг от такого аттракциона. Наш русский критик Владимир Стасов - знаменосец "Могучей кучки" и очевидец концертов Эрнста в Петербурге, высказался по поводу его "Венецианского карнавала", не стесняясь в выражениях:

"Всякие писки и визги, всякие воробьиные чириканья и другие скотские голоса производятся в этой пьесе скрипкой для утешения радующейся публики".
Владимир Стасов.
Владимир Стасов.

Это, конечно, явный перебор. В конце концов, цирк, пусть и скрипичный - тоже вид искусства. В "Венецианском карнавале" Эрнста много юмора и изобретательности.

🎵На моём телеграм-канале есть о нём маленький текст и 👉ролик (без рекламы)

После смерти Паганини его "Венецианский карнавал" уже практически не исполнялся и отошёл в область воспоминаний. Причина была в том, что он не успел опубликовать ноты. Зато его "двойник" - "Венецианский карнавал" Эрнста - быстро набирал популярность.

Правда, довольно скоро Эрнсту пришлось пожалеть, что он так буквально скопировал идею Паганини: началась путаница. И первой её жертвой стал он сам.

Кража

Однажды (в начале 1843 года) во время гастролей по Скандинавии, Эрнст узнал от друзей, что два его конкурента-скрипача - Камилло Сивори и Теодор Хауман (оба в прошлом протеже Паганини) произвели в Париже фурор, соревнуясь в исполнении "Венецианского карнавала", причём в афишах значилось авторство Паганини. Однако друзья писали Эрнсту, что бо́льшая часть вариаций была взята из его собственного "Карнавала".

Эрнст решил лично проверить эту информацию. Он написал обоим скрипачам письма с вопросом, чьи же вариации они играют, но ответа не получил.

Между тем парижские газеты сообщали о новых триумфах Сивори, причём особенно критики хвалили его исполнение "Венецианского карнавала" якобы Паганини, и это было особенно болезненно для Эрнста. Получалось, что его недобросовестный соперник побеждал его на его же собственном поле, обманом используя имя Паганини как средство пиара.

Камилло Сивори
Камилло Сивори

Авторское право в области музыки в те годы находилось ещё в зачаточном состоянии, и Эрнсту пришлось бороться с музыкальным пиратством собственными силами.

Он сделал очень грамотный ход: придал разбирательству публичный характер и опубликовал открытое письмо Сивори и Хауману в главной парижской музыкальной газете (Gazette Muiscale). Но никакой реакции ни от Сивори, ни от Хаумана он снова не дождался.

Тогда Эрнст не поленился поехать за Сивори в Англию, пришёл на его концерт, лично убедился в подлоге и снова обратился в прессу, на этот раз в британскую. Он сделал заявление об обмане в лондонскую газету "Musical Examiner".

Скандал

В Англии, в отличие от континентальной Европы, тема авторского права в области музыкальной композиции была уже фактом юридической практики.

Кстати, произошло это благодаря настойчивости и упорству младшего сына Баха - Иоганна Кристиана, "английского Баха", который еще в 1777 году добился в лондонском суде защиты своих прав на нотные публикации.

Английские газеты охотно подхватили эту тему, и начался грандиозный скандал, к которому подключилась и французская пресса. Сивори уже не мог отделаться молчанием, и ему пришлось публично давать объяснения.

Как только они были опубликованы, началось горячее обсуждение его аргументов. На Сивори обрушился шквал критики.

Однако Сивори был не робкого десятка. Он не сдавался и стоял на том, что эти вариации всё равно "как бы Паганини", и только тот, кто потерял всякую скромность, может поднимать шум на пустом месте и пытаться перетянуть на себя одеяло гения!

Результатом таких высказываний стало то, что репутация Сивори в Англии стремительно опустилась до дна. Чтобы исправить ситуацию, ему пришлось лично встретиться с Эрнстом и при свидетелях признать его законное право на свой "Венецианский карнавал".

Чтобы исключить подобные прецеденты в будущем и зафиксировать своё авторство, Эрнст срочно, в конце этого же, 1843 года, опубликовал свой опус под таким названием: "Венецианский карнавал. Вариации-бурлески на тему канцонетты "Cara mamma mia" для скрипки и фортепиано".

Титульный лист первого издания "Венецианского карнавала" Генриха Эрнста.
Титульный лист первого издания "Венецианского карнавала" Генриха Эрнста.

К нотам прилагалось предисловие "к сведению публики", в котором оскорблённый Эрнст упоминал "отнюдь не деликатные действия некоторых артистов, исполнявших эту пьесу публично, не указав моего имени".

Однако ничто не помешало Сивори продолжить свои "неделикатные действия": он по-прежнему играл вариации Эрнста, объявляя их сочинением Паганини - так билеты на его концерты раскупались быстрее. Довольная публика не вникала в детали и охотно верила, что автор этих весёлых скрипичных трюков Паганини и никто другой. Кто там знает этих "других", да и какая, собственно, разница!

Даже когда немецкий поэт Генрих Гейне, по совместительству работавший музыкальным обозревателем в одной из парижских газет, уличил Сивори в воровстве и прямо написал в своей рецензии, что «Карнавал" Эрнста, исполненный на концерте под вывеской Паганини, был «самым бесстыдным образом украден Сивори», скрипач проигнорировал это оскорбление. На дуэль критика он не вызвал и никакого опровержения не опубликовал.

Культурные последствия

Дело Сивори живёт и поныне, только теперь оно называется исполнительской традицией.

"Венецианские карнавалы" Паганини и Эрнста смешивают в вольных пропорциях по вкусу исполнителя. Бывает, что и сам исполнитель добавляет в этот "карнавал" одну-две вариации собственного сочинения. Получается коллективный опус под брендом Паганини.

Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет Никколо Паганини.
Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет Никколо Паганини.

Генрих Эрнст при этом упоминается крайне редко.

Забавно, что даже сам Паганини в фильме "Скрипач дьявола" (в исполнении Дэвида Гарретта) неожиданно начинает играть в таверне не свои собственные вариации, а "Венецианский карнавал" Эрнста. Но в кино, как известно, возможно всё.

Кстати, то, что играет Гарретт в этой сцене - самый популярный микст Паганини/ Эрнста, часто используемый скрипачами в качестве биса к большому удовольствию публики.

Вот, например, этот короткий номер в исполнении Вадима Репина.

Сначала здесь идёт сама тема "O mamma cara" точно так, как у Эрнста, с аккомпанементом как у Эрнста, потом следует одна вариация из Паганини, а потом четыре вариации подряд из Эрнста.

Как видите, счёт 6:1 в пользу Эрнста, но выигрыш засчитывается не ему: в титрах на экране вы увидите: "Никколо Паганини. "Венецианский карнавал".

Без рекламы этот ролик можно посмотреть на 👉моём телеграм-канале.

Настоящий "Венецианский карнавал" Паганини довольно редко исполняется в оригинальном виде. При этом не считается большим грехом играть не все вариации и переставлять их местами.

Ещё реже скрипачи играют "Венецианский карнавал" Эрнста.

О настоящем "Венецианском карнавале" Паганини (первая часть статьи) 👇

Спасибо за лайки, комментарии и репосты!🌺