"Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим!" - предупреждал Козьма Прутков.
Вспомните его совет, когда, забив в поисковую строку - "Венецианский карнавал" Паганини" , вы увидите многочисленные ролики с музыкой, имеющей к Паганини лишь косвенное отношение.
Всё смешалось в "Венецианском карнавале" с тех пор, как в историю этого сочинения вмешался соперник Паганини и одновременно его пламенный фанат - австрийский скрипач-виртуоз Генрих Эрнст.
Это продолжение статьи 👇
Второй Паганини
Имя Генриха Эрнста знают сейчас, в основном, профессионалы-скрипачи, но вообще-то он заслуживает гораздо большего. После смерти Паганини он стал звездой первой величины, и до самой смерти поддерживал репутацию блистательного исполнителя и фантастического виртуоза.
Когда Эрнсту было 14 лет, он впервые попал на концерт Паганини, и испытал шок от его игры. Перед ним открылись невероятные горизонты скрипичного мастерства, и некоторое время он ездил за Паганини по пятам, стараясь не пропускать ни одного его выступления.
Эрнст обладал очень цепкой музыкальной памятью, и разучивал репертуар Паганини со слуха. Таким образом он освоил все "демонические" трюки легендарного виртуоза и постарался их превзойти. Своей цели он добился, и после смерти своего кумира в 1840 году приобрёл славу "второго Паганини".
По техническому уровню он действительно ничем ему не уступал, а может даже и превосходил, судя по его совершенно невероятным по сложности "блестящим фантазиям", "бравурным вариациям" и этюдам. К тому же его игра славилась певучестью и необыкновенно красивым тоном. Много восторженных эпитетов в адрес Эрнста оставили свидетели его выступлений.
Но для того, чтобы стать с Паганини вровень, ему не хватало яркого композиторского дара, личной харизмы и пиара в виде скандальной репутации.
А главное, он не проложил в своём деле новых путей, и двигался в русле, уже открытом Паганини, то есть следовал чужим художественным "маякам". Поэтому в исторической перспективе Эрнст был обречён на звание "второго".
Венецианская франшиза
В 1837 году, как раз в тот момент, когда Паганини окончательно покинул сцену, Эрнст стал выступать с новым - своим собственным "Венецианским карнавалом". Это было что-то вроде продолжения популярного сериала с теми же героями, но от другого режиссёра. Он задумал его как оммаж своему кумиру, демонстративно повторив его идею, но с собственными добавлениями по принципу "так, да не так".
Та же тема (но немного по-другому), тот же аккомпанемент (но в чуть изменённом виде), та же форма вариаций (но их не 20, как у Паганини, а 25), тот же принцип карнавальных масок и феерии скрипичных трюков (но ещё театральнее и "пальцеломнее").
Вся скрипичная пиротехника здесь была новой и оригинальной, а содержание ближе к острому шаржу, бурлеску и даже цирку. На концертах Эрнста публика смеялась, в восторге топала ногами и сопровождала каждый новый скрипичный трюк бурными аплодисментами.
Правда, не все приходили в восторг от такого аттракциона. Наш русский критик Владимир Стасов - знаменосец "Могучей кучки" и очевидец концертов Эрнста в Петербурге, высказался по поводу его "Венецианского карнавала", не стесняясь в выражениях:
"Всякие писки и визги, всякие воробьиные чириканья и другие скотские голоса производятся в этой пьесе скрипкой для утешения радующейся публики".
Это, конечно, явный перебор. В конце концов, цирк, пусть и скрипичный - тоже вид искусства. В "Венецианском карнавале" Эрнста много юмора и изобретательности.
🎵На моём телеграм-канале есть о нём маленький текст и 👉ролик (без рекламы)
После смерти Паганини его "Венецианский карнавал" уже практически не исполнялся и отошёл в область воспоминаний. Причина была в том, что он не успел опубликовать ноты. Зато его "двойник" - "Венецианский карнавал" Эрнста - быстро набирал популярность.
Правда, довольно скоро Эрнсту пришлось пожалеть, что он так буквально скопировал идею Паганини: началась путаница. И первой её жертвой стал он сам.
Кража
Однажды (в начале 1843 года) во время гастролей по Скандинавии, Эрнст узнал от друзей, что два его конкурента-скрипача - Камилло Сивори и Теодор Хауман (оба в прошлом протеже Паганини) произвели в Париже фурор, соревнуясь в исполнении "Венецианского карнавала", причём в афишах значилось авторство Паганини. Однако друзья писали Эрнсту, что бо́льшая часть вариаций была взята из его собственного "Карнавала".
Эрнст решил лично проверить эту информацию. Он написал обоим скрипачам письма с вопросом, чьи же вариации они играют, но ответа не получил.
Между тем парижские газеты сообщали о новых триумфах Сивори, причём особенно критики хвалили его исполнение "Венецианского карнавала" якобы Паганини, и это было особенно болезненно для Эрнста. Получалось, что его недобросовестный соперник побеждал его на его же собственном поле, обманом используя имя Паганини как средство пиара.
Авторское право в области музыки в те годы находилось ещё в зачаточном состоянии, и Эрнсту пришлось бороться с музыкальным пиратством собственными силами.
Он сделал очень грамотный ход: придал разбирательству публичный характер и опубликовал открытое письмо Сивори и Хауману в главной парижской музыкальной газете (Gazette Muiscale). Но никакой реакции ни от Сивори, ни от Хаумана он снова не дождался.
Тогда Эрнст не поленился поехать за Сивори в Англию, пришёл на его концерт, лично убедился в подлоге и снова обратился в прессу, на этот раз в британскую. Он сделал заявление об обмане в лондонскую газету "Musical Examiner".
Скандал
В Англии, в отличие от континентальной Европы, тема авторского права в области музыкальной композиции была уже фактом юридической практики.
Кстати, произошло это благодаря настойчивости и упорству младшего сына Баха - Иоганна Кристиана, "английского Баха", который еще в 1777 году добился в лондонском суде защиты своих прав на нотные публикации.
Английские газеты охотно подхватили эту тему, и начался грандиозный скандал, к которому подключилась и французская пресса. Сивори уже не мог отделаться молчанием, и ему пришлось публично давать объяснения.
Как только они были опубликованы, началось горячее обсуждение его аргументов. На Сивори обрушился шквал критики.
Однако Сивори был не робкого десятка. Он не сдавался и стоял на том, что эти вариации всё равно "как бы Паганини", и только тот, кто потерял всякую скромность, может поднимать шум на пустом месте и пытаться перетянуть на себя одеяло гения!
Результатом таких высказываний стало то, что репутация Сивори в Англии стремительно опустилась до дна. Чтобы исправить ситуацию, ему пришлось лично встретиться с Эрнстом и при свидетелях признать его законное право на свой "Венецианский карнавал".
Чтобы исключить подобные прецеденты в будущем и зафиксировать своё авторство, Эрнст срочно, в конце этого же, 1843 года, опубликовал свой опус под таким названием: "Венецианский карнавал. Вариации-бурлески на тему канцонетты "Cara mamma mia" для скрипки и фортепиано".
К нотам прилагалось предисловие "к сведению публики", в котором оскорблённый Эрнст упоминал "отнюдь не деликатные действия некоторых артистов, исполнявших эту пьесу публично, не указав моего имени".
Однако ничто не помешало Сивори продолжить свои "неделикатные действия": он по-прежнему играл вариации Эрнста, объявляя их сочинением Паганини - так билеты на его концерты раскупались быстрее. Довольная публика не вникала в детали и охотно верила, что автор этих весёлых скрипичных трюков Паганини и никто другой. Кто там знает этих "других", да и какая, собственно, разница!
Даже когда немецкий поэт Генрих Гейне, по совместительству работавший музыкальным обозревателем в одной из парижских газет, уличил Сивори в воровстве и прямо написал в своей рецензии, что «Карнавал" Эрнста, исполненный на концерте под вывеской Паганини, был «самым бесстыдным образом украден Сивори», скрипач проигнорировал это оскорбление. На дуэль критика он не вызвал и никакого опровержения не опубликовал.
Культурные последствия
Дело Сивори живёт и поныне, только теперь оно называется исполнительской традицией.
"Венецианские карнавалы" Паганини и Эрнста смешивают в вольных пропорциях по вкусу исполнителя. Бывает, что и сам исполнитель добавляет в этот "карнавал" одну-две вариации собственного сочинения. Получается коллективный опус под брендом Паганини.
Генрих Эрнст при этом упоминается крайне редко.
Забавно, что даже сам Паганини в фильме "Скрипач дьявола" (в исполнении Дэвида Гарретта) неожиданно начинает играть в таверне не свои собственные вариации, а "Венецианский карнавал" Эрнста. Но в кино, как известно, возможно всё.
Кстати, то, что играет Гарретт в этой сцене - самый популярный микст Паганини/ Эрнста, часто используемый скрипачами в качестве биса к большому удовольствию публики.
Вот, например, этот короткий номер в исполнении Вадима Репина.
Сначала здесь идёт сама тема "O mamma cara" точно так, как у Эрнста, с аккомпанементом как у Эрнста, потом следует одна вариация из Паганини, а потом четыре вариации подряд из Эрнста.
Как видите, счёт 6:1 в пользу Эрнста, но выигрыш засчитывается не ему: в титрах на экране вы увидите: "Никколо Паганини. "Венецианский карнавал".
Без рекламы этот ролик можно посмотреть на 👉моём телеграм-канале.
Настоящий "Венецианский карнавал" Паганини довольно редко исполняется в оригинальном виде. При этом не считается большим грехом играть не все вариации и переставлять их местами.
Ещё реже скрипачи играют "Венецианский карнавал" Эрнста.
О настоящем "Венецианском карнавале" Паганини (первая часть статьи) 👇