Бывают мелодии, обладающие необъяснимой энергией заразительности. Они необыкновенно живучи, распространяются, подобно вирусу, преодолевая географические границы и исторические эпохи.
Какой-нибудь "Серенький козлик", к примеру, это та культурная нить, которая надёжно связывает вашего ребёнка, делающего уроки с помощью искусственного интеллекта, и вашу прапрапрабабушку, жившую при Николае I, потому что она тоже пела эту песенку в детстве.
Из этого ряда - мелодия старинной неаполитанской канцонетты (песенки) под названием "O mamma, mamma cara!" ("О мама дорогая"), на которую Никколо Паганини в 1829 году написал свои знаменитые вариации для скрипки и оркестра, известные как "Венецианский карнавал".
Маршруты популярности
К тому времени, как Паганини обратил на эту песенку своё внимание, её простая, ритмичная и миловидная мелодия (немногим сложнее "Серого козлика") была уже довольно популярна по всей Европе. Её играли шарманки, пели на разные тексты уличные музыканты, она звучала из музыкальных шкатулок и часов, под неё танцевали, и, как писал в 1849 году французский поэт Теофиль Готье, младший современник Паганини,
"Её щебечет чиж нахальный,
И помнит бабушка моя".
За пределами Италии "O mamma cara" имела другое название - "Венецианский карнавал", поскольку её мелодия была использована в двух очень успешных театральных постановках: немецком зингшпиле "Венецианский карнавал" Рейнхарда Кайзера (1707 года) и одноимённом популярном французском балете на музыку Луи Персюи и Родольфа Крейцера (1816).
В начале 19 века появилась также популярная английская песня на эту мелодию со стихами кумира тогдашней читающей публики - ирландского поэта Томаса Мура ("Oh! come to mi when daylight sets"). Она разошлась по музыкальным салонам Европы, и 16-летний Фридерик Шопен даже написал на неё Вариации ре мажор для фортепиано в 4 руки.
Но именно Никколо Паганини вывел мелодию "Венецианского карнавала" на новую орбиту популярности.
Начало "Карнавала"
В 1829 году во время гастролей по Германии, он написал другу:
«Вариации, которые я сочинил на изящную неаполитанскую песенку „O Mamma, Mamma Cara“, затмевают всё. Я не могу их описать!»
Какой же должна быть эта музыка, что даже у самого автора не хватало слов от восторга?
Авторское название этого сочинения звучит так: "Вариации на венецианскую канцонетту «O mamma, mamma cara» («Венецианский карнавал») для скрипки и оркестра".
Для краткости его называют просто - "Венецианский карнавал", хотя это только название популярной народной мелодии, а не всего сочинения.
Отсюда пошло распространённое, особенно в России, заблуждение, что Паганини и есть автор темы "Венецианского карнавала", и, якобы, все многочисленные её обработки имеют к нему непосредственное отношение, что не соответствует действительности.
Хотя, конечно, его имя теперь неразрывно связано с этой темой, потому что он стал первым, кто вывел её "в свет" и показал мастер-класс по превращению довольно затёртого народного напева в остроумную и блестящую концертную пьесу.
Об этом писал Теофиль Готье в уже цитированном стихотворении из поэтического цикла "Вариации на Венецианский карнавал" -
Как будто ухватив крючком,
Его в какой-то вечер синий
Своим божественным смычком
Поймал кудесник Паганини.
И словно выцветший атлас
Заставил вспыхнуть в прежнем блеске,
Пустив по глади пошлых фраз
Плыть золотые арабески.
(Перевод Владимира Портнова)
Наверное, сейчас уже никому не нужно напоминать, что исполнительская репутация Паганини-скрипача была не просто необыкновенно высокой, она была заоблачной и сверхъестественной - "выходящей за пределы человеческого понимания", как сказал Феликс Мендельсон - сам выдающийся виртуоз-пианист.
Это не исключает того, что у Паганини были достойные соперники, но тут дело было не только в уровне его скрипичной техники, но в полной свободе выражения и яркой личной харизме, буквально гипнотически действующей на публику. Любая мелодия, к которой прикасался его смычок, превращалась в нечто исключительное.
Именно это и проделал Паганини с "Венецианским карнавалом" - он заставил эту мелодию "вспыхнуть".
Тоника-доминанта, доминанта-тоника...
В "Венском карнавале" Паганини 20 вариаций. То есть тема проводится 21 раз, учитывая самый первый её показ, после которого, собственно, и начинаются её музыкальные трансформации.
При этом в самой теме, мягко говоря, нет ничего выдающегося. Она строится всего лишь на двух элементарных гармониях и бесконечных повторениях мотивов в одной и той же тональности. Ноль разнообразия.
Как можно сделать из этого нечто яркое и увлекательное, достойное большой концертной эстрады?
Чтобы была ясна сложность этого трюка, попытайтесь представить себе, что вы выходите на сцену, чтобы 21 раз повторить какую-нибудь элементарную мелодию, к примеру, того же "Серенького козлика". Причём сделать это нужно так, чтобы публика слушала вас, затаив дыхание и потом бесновалась от восторга, а поэты воспели бы вашего "Козлика" в веках, как воспел "Венецианский карнавал" Теофиль Готье.
Как же это удалось Паганини?
О мама дорогая!
Его идея заключалась в том, чтобы с помощью фантазии, чувства юмора и набора удивительных виртуозных трюков создать из вариаций настоящий театр для скрипки с оркестром, карнавальное шоу, в котором тема итальянской канцонетты меняет маски и костюмы и перевоплощается на наших глазах.
Скрипка у Паганини поёт, кокетничает, дерзит, капризничает и нежно свистит, говорит то женским, то мужским голосом, спорит сама с собой и сама с собой поёт любовным дуэтом, танцует вальсы, порхает и парит, и вообще - поражает воображение всяческими трюками под куполом скрипичной виртуозности. Оторваться от этой интриги совершенно невозможно.
Оркестр здесь на третьем плане, но тоже в образе: музыканты c самого начала откладывают смычки в сторону и тихонько перебирают струны пальцами (этот приём называется "пиццикато"), изображая звуки уличной гитары или мандолины.
Паганини даже не стал выписывать оркестровую партитуру (кроме первых и последних тактов) за ненадобностью, поскольку аккомпанемент в "Венецианском карнавале" настолько же прост, как в "Собачьем вальсе": это бесконечное чередование двух аккордов, то, что любой сыграет сходу.
"Венецианский карнавал" - не самое технически сложное сочинение Паганини, рекордным в этом смысле считается его сборник 24-х каприсов. Но и тут тоже много фигур высшего скрипичного пилотажа вроде двойных флажолетов, сложных трелей или игры одновременно смычком и пиццикато левой рукой, которые он преодолевал на сцене с волшебной лёгкостью, блеском и шиком.
Именно так исполняет "Венецианский карнавал" со всеми его двадцатью вариациями итальянский скрипач Сальваторе Аккардо в этом ролике 👇
✅Кстати, тот же ролик, но только без рекламных помех можно послушать на 👉моём телеграм-канале.
Неудивительно, что после успеха Вариаций Паганини все виртуозы Европы потеряли покой. Пианисты, гитаристы, флейтисты, трубачи, кларнетисты, арфисты и даже вокалисты захотели установить личные рекорды виртуозности на поле "Венецианского карнавала". Количество только опубликованных вариаций и фантазий на эту тему уже к началу 20 века приблизилось к сотне.
Первым стал, вероятно, Шопен, уже второй раз обработавший мелодию "Венецианского карнавала" в своём фортепианном "Воспоминании о Паганини", написанным сразу после концерта скрипача в Варшаве. Затем - Ференц Лист, Карл Черни, Иоганн Штраус-отец, Жан Батист Арбан, классик гитары Франсиско Таррега и многие, многие другие. Этот список пополняется до сих пор.
"Венецианский карнавал": второй сезон
Паганини играл свой "Карнавал" практически в каждом концерте (как развлекательный "десерт", в финале) на протяжении восьми последних лет своей гастрольной карьеры (он закончил выступать в 1837 году). Ноты он не публиковал, поскольку хотел быть единственным исполнителем своего сочинения. Тому из скрипачей, кто захотел бы сыграть "Венецианский карнавал", пришлось бы запомнить его наизусть со слуха или, что называется "снять с рук", но это было бы уже прямым нарушением авторских прав.
Между тем, существовал один человек, который воспринял "Венецианский карнавал" Паганини как личный вызов. Речь идёт о молодом и суперодарённом австрийском скрипаче Генрихе Эрнсте.
Его профессиональная жизнь поделилась на "до" и "после" в тот момент, когда он ещё подростком, учеником Венской консерватории, впервые услышал великого скрипача. Игра Паганини не только потрясла Эрнста, но и послужила мощным драйвером его профессионального развития. Другими словами, он зажёгся идеей "догнать и перегнать" самого Паганини.
✔О том, как у него это получилось, как его "Венецианский карнавал" стал предметом международного скандала, и почему теперь, в 21 веке, "всё смешалось в доме Облонских" - в продолжении 👇
Ещё о Паганини 👇
О других популярных и любимых сочинениях классиков моя книга (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"
Музыка без рекламы и короткий текстовый формат на моём ТГ-канале - https://t.me/kultspargalka_music