Найти в Дзене
barashe_haha

Могут ли видеоигры заменить учебник? Как Assassin's Creed: Вальгалла пересказывает саги для нового поколения

Что объединяет пиратов, зомби, динозавров, призраков, инопланетян, ковбоев, секретных агентов, вампиров, кладоискателей, путешественников во времени и самураев? Все они были популярны в массовой культуре в определённый момент времени. Затем их притягательность постепенно сходила на нет, и сюжеты, с ними связанные, менялись на более «хайповые». Массовая культура редко прославляет что-то одно достаточно долго — и это нормально, это даёт шанс новым мирам притягивать к себе больше внимания. Так, особо интересными для людей становились и более реальные цивилизации и исторические периоды: Древний Египет, Рим, американская революция, Италия. С 2010-х годов стал чрезвычайно популярен образ благородного варвара или дикаря. Суровые воины Севера пришлись как нельзя кстати. Всплеск популярности к скандинавам и их мифологии часто связывают с выходом супергеройского фильма «Мстители» и сериала «Викинги». Однако рогатые шлемы, топоры и драккары стали мейнстримом ещё раньше — и не в киноиндустрии, а в
Оглавление

Что объединяет пиратов, зомби, динозавров, призраков, инопланетян, ковбоев, секретных агентов, вампиров, кладоискателей, путешественников во времени и самураев? Все они были популярны в массовой культуре в определённый момент времени. Затем их притягательность постепенно сходила на нет, и сюжеты, с ними связанные, менялись на более «хайповые». Массовая культура редко прославляет что-то одно достаточно долго — и это нормально, это даёт шанс новым мирам притягивать к себе больше внимания. Так, особо интересными для людей становились и более реальные цивилизации и исторические периоды: Древний Египет, Рим, американская революция, Италия. С 2010-х годов стал чрезвычайно популярен образ благородного варвара или дикаря. Суровые воины Севера пришлись как нельзя кстати.

Всплеск популярности к скандинавам и их мифологии часто связывают с выходом супергеройского фильма «Мстители» и сериала «Викинги». Однако рогатые шлемы, топоры и драккары стали мейнстримом ещё раньше — и не в киноиндустрии, а в игровой. В 2011 году вышел Skyrim — пятая часть The Elder Scrolls. Сказать, что игру ждал успех — это ничего не сказать. Геймеры проводили там сотни и тысячи часов, продлевая свои прохождения развитым сообществом моддеров. Вселенная, основанная на скандинавской мифологии, понравилась игрокам настолько, что они пытались получить те же эмоции в других проектах. Геймеры звали на помощь, и помощь явилась. «Последнее королевство», God of War, The Banner Saga, «Варяг», «Сага о Винланде» — все они запрыгнули в популярный и отлично продающийся вагон.

В этот же вагон прыгнула компания Ubisoft (хотя перенос вселенной про скрытых убийц в мир суровых огромных бородатых мужиков не поддаётся объяснению). Да-да, пару месяцев назад я не хотела возвращаться к Assassin's Creed, но я немного справилась с гневом от нереализованных сюжетных возможностей вселенной, так что вот я тут, готова размышлять о её возможностях для видеоигровой индустрии в целом.

Скандинавские саги — это вообще не лёгкое чтение. Это длинные прозаические произведения, повествующие о сложных историях, жизни и сражениях норманнов. Как и легенды других народов, скандинавские предания стали основой для фэнтези-миров, которые популярны сейчас. Однако без подготовки и существенной мотивации читать про родословные конунгов в развлекательных целях — скука смертная, но вот если их должным образом переработать... Представьте себе, что вы изучаете историю не по сухому тексту в учебнике, а погружаясь в неё с головой. Вы не читаете о набегах викингов, а участвуете в них. Вы не зубрили имена конунгов, а сидите с ними за одним столом. С развитием видеоигр это уже частично перестало быть фантастикой, а дальше, я надеюсь, будет только больше интерактивного исторического опыта. Assassin's Creed: Вальгалла пока может предложить художественный вымысел, пересекаемый участием скандинавских богов, реальных деятелей и элементов мифологии. С расчётом на то, что «ученик», желающий узнать побольше, будет копать, перепроверять и в конце концов сможет лучше запомнить те или иные исторические события/элементы легенд. Но смогут ли игры стать «современным эпосом» для нового поколения с учётом того, что далеко не все ставят приключения на паузу только для того, чтобы прочитать научные статьи в интернете?

Историческая правда/художественный вымысел/возрастное ограничение

Скандинавские саги — это устный эпос, записанный спустя столетия. Они полны героических битв, интриг, предательства и мифологических событий. В них нет чёткой хронологии, а реальные исторические фигуры (как, например, Ивар Бескостный или Альфред Великий) соседствуют с вымышленными героями. Саги — это легенды, которые помогали викингам осмыслить мир. Или былины, носившие морально-нравственный окрас.

Assassin's Creed: Вальгалла делает примерно то же самое, но на языке видеоигр. Разработчики воссоздали впечатляющий и детализированный мир, опираясь на исторические данные. Мы видим архитектуру, оружие, быт, а также можем поучаствовать в традиционных занятиях, таких как флютинг (словесная дуэль) или пир в длинном доме.

Однако историческая канва (завоевание Англии викингами) служит основой для вымышленной истории с участием Незримых и Ордена Древних. Ubisoft добавляет «фирменные» элементы вселенной: древнюю расу Ису и, конечно, зрелищные сражения, которые далеко не всегда соответствуют историческим реалиям.

К слову, выполнены они в очень кровавой стилистике (я вроде как взрослая и с психикой всё нормально, но от некоторых сцен добивания было плохо). В школе такое не покажешь, и это ещё не говоря о грибочках, поэтому возрастное ограничение в игре соответствующее: 18+. Так что если и учиться по «Вальгалле», то уже во взрослом возрасте. Вместе с этим я не верю, что уровень сюжета способен зацепить более старшую аудиторию, когда есть гораздо более интересные тайтлы, не требующая гринда в одиночной кампании. Визуальная составляющая, сеттинг — да, хороши, но вот всё остальное, по моему мнению, рассчитано на аудиторию «молодых взрослых». Интересно было бы взглянуть на статистику Ubisoft.

Сложности переноса истории в RPG

Если первые игры франшизы представляли собой путь из точки А в точку Б с линейным сюжетом, то сейчас Assassin's Creed предлагает ролевую составляющую с вариативностью. В свою очередь саги — это пассивное чтение. Вы следите за судьбой героев, но не влияете на неё. «Вальгалла» предлагает интерактивную историю. Игрок сам становится главным героем, принимает решения, выбирает, с кем заключить союз, а кого предать. Современные дети и подростки привыкли к активному потреблению контента, и спрос на самостоятельное принятие решений в обучении вырос. Игры дают такую возможность, но встаёт всё тот же вопрос перепроверки фактов.

Поэтому пока цифровое приключение не сможет стать исчерпывающим источником знаний. Она не даст полного представления о сложном обществе викингов, их законах и верованиях. Многие элементы, от дизайна до некоторых обрядов, не имеют точного подтверждения и являются художественным вымыслом.

Для того, чтобы рядовому игроку отличить художественный вымысел от достоверных событий, нужно копать. Порой простым скроллингом википедии не ограничиться, так как к созданию вселенной прибегают к помощи профессиональных историков. То есть чем больше копаться в достоверности фактов, тем больше залезать в дебри научных или научно-популярных статей и видео. Это неплохо, просто не для всех.

Однако «Вальгалла», как и другие части серии, выполняет другую, не менее важную функцию. Известная в широких кругах серия Assassin's Creed была и остаётся мощным инструментом для грандиозной популяризации культурного кода целой эпохи. Игры пробуждают любопытство, заинтересовывают молодых людей историей, которая иначе могла бы убить своим занудством и тягомотиной. После прохождения «Вальгаллы» многие захотят узнать больше о настоящих викингах, их сагах и мифах. Игра даёт лид, остальное — дело рук учёных и сайтов с первоисточниками.

В итоге «Вальгалла» — это не замена, а мост между прошлым и настоящим. Это современный эпос, который не только пересказывает древние легенды, а делает их живыми, интерактивными и более привлекательными для молодого поколения. Пройдя игру, сложится общее впечатление о том, кто такой Один, чего ищут викинги в Англии и как выглядит драккар. И если после этого в руки геймера попадёт «Старшая Эдда» или «Сага о Греттире», у него в голове уже будет живая картинка и эмоциональная связь с миром, который раньше мог казаться ему скучным и далеким. И такая логика сработает не только на викингах.

-2

Другие статьи по вселенной Assassin's Creed здесь.