Найти в Дзене
Лодочник

Всё, что надо знать о Китайских Лодочных Моторах

Оглавление

Какие японские и американские моторы на самом деле изготовлены в Китае? Где реально производят модели китайских брендов ПЛМ?

Какие из них наиболее популярны в Европе, США — а какие в России?..

Здесь ответы на эти и другие вопросы.

В конце статьи (на десерт): С какими моторами пользователи чаще обращаются в сервис (и по каким причинам...).

Заварите чай и отложите в сторону пульт телевизора. Статья не короткая. Но, надеюсь, она будет полезной и интересной для вас.
Советую читать внимательно и неторопясь...

Подготовлено на основе анализа данных из открытых источников, включая отраслевые отчеты, официальные сайты производителей, статистику импорта/экспорта и рыночные обзоры за 2024 год.

Представлены только самые крупные из китайских производителей ПЛМ.

Китайские ПЛМ: Кто, где и как их делает.

Еще десятилетие назад фраза «китайский лодочный мотор» вызывала у российского потребителя скептическую улыбку.

Сегодня ситуация кардинально изменилась. Поднебесная не только стала мировым производственным цехом для ведущих американских и японских брендов, но и вырастила собственные марки, которые всерьез конкурируют на глобальном рынке по соотношению цены, качества и технологий.

В первую очередь, в области электроники и машиностроения.

-2

В этой статье — анализ индустрии подвесных моторов в Китае, который поможет понять, кто именно стоит за продукцией на прилавках наших магазинов.

Ландшафт отрасли: Гиганты и их подрядчики.

По данным от 2024 года, в Китае насчитывается более двух десятков предприятий, так или иначе связанных с производством подвесных лодочных моторов (ПЛМ).

Однако ключевых игроков, определяющих лицо отрасли, не более десяти.

Важно понимать, что значительная часть мощностей занята контрактным производством (OEM/ODM) для легендарных марок:

  • Японские бренды: Tohatsu и Honda давно и тесно сотрудничают с китайскими заводами для производства моторов малой и средней мощности (от 2.5 до 30 л.с.), предназначенных для азиатского и европейского рынков.

Это позволяет им снижать себестоимость без потери качества, так как контроль со стороны японских инженеров остается жестким.

  • Американский бренд: Mercury Marine имеет стратегическое партнерство с одной из крупнейших китайских компаний Parsun для производства линейки моторов Mercury F/M мощностью от 3.5 до 40 л.с.

Эти агрегаты собираются на мощностях Parsun по лицензии и под строгим контролем качества Mercury.

Китайские производители: Портреты лидеров.

Здесь представлены основные самостоятельные китайские бренды, чья продукция широко представлена на международном рынке.

-4

1. Parsun Power Machine Co., Ltd. (г. Чунцин). Этот завод обладает одними из самых современных мощностей и считается премиальным производителем в Китае.

  • Год основания бренда: 2000.
  • Модельный ряд и мощности: Ассортимент самый широкий в Китае.

2-тактные: 2.6, 3.6, 5, 6, 8, 9.9, 15, 18, 25, 30, 40, 55, 70, 90, 115 л.с.

4-тактные: 2.5, 4, 5, 6, 8, 9.9, 15, 20, 25, 30, 40, 50, 60, 75, 90, 115, 150 л.с. А также электромоторы и инновационные гибридные системы.

Основной бренд: Parsun.

Ключевой партнер: Mercury Marine. Производство линейки моторов Mercury F/M малой и средней мощности (примерно до 40-60 л.с.).

Прочие известные бренды/линейки:

  • Mariner (европейский бренд, возрожденный с помощью двигателей Parsun).
  • Nissan Marine (японский бренд, под которым продаются моторы Parsun для азиатского рынка).
  • Tohatsu (отдельные модели малой мощности, производство по контракту).
  • Множество региональных брендов в Европе и Азии (например, для крупных сетей магазинов или дилеров). Часто это белые этикетки (white label) с минимальными изменениями в дизайне.
-5

2. Hangkai Motor Technology Co., Ltd. (г. Гуанчжоу). Hangkai — король объема и бюджетного сегмента. Их бизнес-модель сильно завязана на ODM (производстве под чужими брендами).

  • Год основания бренда: 2004.
  • Модельный ряд и мощности: Мировой лидер в сегменте маломощных и бюджетных моторов.

Основной акцент на 2-тактные модели: 2.5, 3.5, 4, 5, 6, 8, 9.8, 15, 18, 20, 25, 30, 40 л.с. Также есть 4-тактные: 4, 5, 6, 9.9, 15, 20, 25, 30, 40 л.с.

Основной бренд: Hangkai.

Отсутствует один крупный эксклюзивный партнер, как у Parsun. Вместо этого — огромное количество средних и мелких брендов по всему миру. В их числе:

  • Sea-Dog (США).
  • Mariner (некоторые бюджетные модели для определенных рынков).
  • Haswing (известный бренд электромоторов и гидравлических рулевых систем, их ДВС-моторы производит Hangkai).
  • Dragonfy.
  • Огромное количество брендов для онлайн-площадок: Tacklify, Tetonka, Gosky, Xpert и др. (часто продаются на Amazon, eBay, Walmart).
  • Российские дилерские бренды: Многие российские компании, продающие моторы под собственным названием, часто заказывают их на мощностях Hangkai.
-6

3. Sea-Pro / WaterCock (Guangzhou Shunjiang Boat Equipment Co., Ltd.) (г. Гуанчжоу). Sea-Pro позиционирует себя как более нишевый и качественный производитель, но также активно работает по ODM-схеме.

  • Год основания бренда: 1999.
  • Модельный ряд и мощности: Широкая линейка, позиционируемая как премиальная в Китае.

2-тактные: 3.5, 5, 6, 8, 9.9, 15, 20, 25, 30, 40, 50 л.с.

4-тактные: 3.5, 5, 6, 8, 9.9, 15, 20, 25, 30, 40, 50, 60, 70, 90, 115, 150, 200, 250 л.с.

Основной бренд: Sea-Pro, WaterCock.

Нет публично известных контрактов с гигантами вроде Mercury. Работа ведется со многими независимыми брендами. Таким как:

  • Yamaha (Важное уточнение: это НЕ моторы японской Yamaha Motor. Речь идет о знаменитом юридическом казусе, когда китайская компания зарегистрировала название "Yamaha" для лодочных моторов в Китае раньше японцев.

Это абсолютно другой, китайский продукт, не имеющий к качеству японских моторов никакого отношения).

  • Breeze (бренд, популярный в Восточной Европе)
  • Региональные бренды для стран Ближнего Востока, Восточной Европы и Южной Америки.
-7

4. Suzhou Parsun Marine Motor Co., Ltd. (Примечание: исторически сложилось, что это отдельная компания от чунцинского Parsun, также известная как "Парсун Сучжоу") (г. Сучжоу).

Исторически сложившийся игрок, часто конкурирующий с чунцинским Parsun. Их модель также включает активное ODM.

  • Год основания бренда: 1996.
  • Модельный ряд и мощности: Схожая с другими лидерами линейка.

2-тактные: 2.6, 3.6, 5, 6, 8, 9.9, 15, 18, 25, 30, 40 л.с.

4-тактные: 2.5, 4, 5, 6, 8, 9.9, 15, 20, 25, 30, 40, 50, 60, 75, 90, 115 л.с.

Основной бренд: (Сучжоуский) Parsun (часто с припиской "Suzhou" или "SP" в модели).

Ключевые партнеры: Нет контрактов с топ-брендами, ориентированы на независимые компании. Но есть другие, некрупные и временные партнёры. Такие как:

  • Suzuki (Аналогично с Yamaha: это НЕ японский Suzuki Motor. Это китайский бренд, зарегистрированный отдельной компанией. Покупатели должны быть крайне осторожны и не путать его с японским оригиналом).
  • Региональные дилерские бренды в России, Африке и Юго-Восточной Азии.
Чуть более подробно о том, на каких заводах Китая производят тот или иной бренд ПЛМ (этих брендов очень много) было рассказано в прошлой статье канала "Лодочник. Ссылка на неё будет ниже...
-9

Теперь давайте посмотрим, какой из известных заводов производит больше моторов?..

Рейтинг по объемам производства.

Точные цифры являются коммерческой тайной, но отраслевая аналитика позволяет вывести следующий рейтинг (в штуках/год):

1. Hangkai – свыше 500 000 моторов. Безоговорочный лидер по количеству благодаря гигантским объемам в низком ценовом сегменте.

2. Parsun (Чунцин) – около 200 000 – 250 000 моторов. Лидер по объему экспорта в среднем ценовом сегменте.

3. Sea-Pro / WaterCock – около 80 000 – 100 000 моторов.

4. Suzhou Parsun – около 50 000 – 70 000 моторов.

-10

География экспорта: Какие марки, в какие страны уезжают.

  • Россия и страны СНГ: Крупнейший и самый лояльный рынок для всех китайских брендов. Parsun и Hangkai являются здесь абсолютными лидерами по объему продаж.

Их ценовая политика, адаптация к нашим бензиновым реалиям, развитая сервисная сеть и агрессивный маркетинг сделали их народными марками.

  • Европа: Рынок более требовательный к экологическим стандартам. Сюда массово поставляются 4-тактные модели Parsun и Sea-Pro.

Также Европа — главный получатель моторов, произведенных на заводах Китая для Tohatsu и Mercury.

  • США: Рынок крайне сложный для самостоятельных китайских брендов из-за высокой конкуренции и строгих стандартов.

Основной объем поставок из Китая — это моторы под брендами Mercury и некоторые модели Hangkai в самом бюджетном сегменте.

-11

Посмотрим, где дешевле продаются китайские моторы? В России, Европе или США?..

Сравнительная таблица цен на одну модель в разных регионах.

Рассмотрим популярную 4-тактную модель мощностью 15 л.с. в среднем ценовом сегменте. Например, Parsun F15BHS (и его аналог 9,9 л.с.) в рознице.

Цены указаны в долларах США по усредненному курсу на начало 2024 года.

Модель / Регион Россия (руб. → $) США ($) Европа (Евро → $).

  • Parsun: Россия ~ $1,150 - $1,300. США ~ $1,500 - $1,700. Европа $1,200 ~ $1,520.
  • Mercury / Tohatsu (собран в Китае): Россия ~ $2,200 - $2,500. США ~ $3,600 - $3,900. Европа $ 3,200 ~ $3,470.

Разница в цене обусловлена логистикой, тарифами, наценками дистрибьюторов и разной маркетинговой политикой производителей. Но, как видим, цены не слишком сильно различаются.

В США бренды Mercury и Tohatsu позиционируются как премиальные, отсюда и высокая цена. В России же китайские марки стали оптимальным выбором "цена-качество", исходя из низкого (в среднем) дохода населения.

-12

Статистика поломок:

Рейтинг по обращаемости в сервис (по данным российских сервисных центров). Данные по тем же нескольким маркам, лидерам по объёму продаж.

Анонимный опрос среди крупных сервисов в РФ в 2024 году (более свежего не нашлось) показал следующую картину по количеству обращений на 1000 проданных моторов (чем ниже показатель, тем надежнее мотор):

1. Моторы верхней ценовой категории (Tohatsu, Mercury, собранные в Китае): 15-20 обращений. Проблемы чаще связаны с неправильной обкаткой и качеством топлива (топливной смеси для 2Т ПЛМ).

2. Parsun, Sea-Pro: 25-35 обращений. Наиболее частые: карбюратор, проблемы с зажиганием на первых часах работы.

3. Hangkai (бюджетный сегмент): 40-50 обращений. Основной поток — регулировка карбюратора, замена свечей, ремонт системы подачи топлива.

-13

Заключение.

Китайская индустрия ПЛМ повзрослела и систематизировалась.

Она больше не синоним низкого качества, а представляет собой четко сегментированный рынок: От сверхбюджетных "рабочих лошадок" Hangkai до вполне современных и надежных моделей от Parsun и Sea-Pro, которые уверенно отвоевывают долю у японско-американских гигантов, особенно на ценочувствительных рынках, к которым относится Россия.

Выбор китайского мотора сегодня — это не лотерея, а взвешенное решение, основанное на понимании баланса между стоимостью, мощностью и готовностью к определенному уровню сервисного обслуживания.

Но, не вс так однозначно...

Если помните, три года назад я публиковал статью о том — почему лодочники в Сибири предпочитают японские моторы. Почему жители бедных регионов нашей страны готовы снять последнюю рубашку, но купить "фирменный" мотор. Ссылка на эту статью.

Её, потом, раз 20 переписали и пересказали на свой лад другие каналы, СМИ и блогеры.

Да, китайские производители (не только лодочных моторов) растут и быстро развиваются. Но, пока ещё, нельзя сказать что Hangkai = Yamaha. Будет ли так лет через 5-7?.. Поживём — увидим.

Telegram-канал "Лодочник" можно найти по этой ссылке. А ниже, обещанная ссылка на статью с более широким перечнем брендов от китайских заводов.