Какие японские и американские моторы на самом деле изготовлены в Китае? Где реально производят модели китайских брендов ПЛМ?
Какие из них наиболее популярны в Европе, США — а какие в России?..
Здесь ответы на эти и другие вопросы.
В конце статьи (на десерт): С какими моторами пользователи чаще обращаются в сервис (и по каким причинам...).
Заварите чай и отложите в сторону пульт телевизора. Статья не короткая. Но, надеюсь, она будет полезной и интересной для вас.
Советую читать внимательно и неторопясь...
Подготовлено на основе анализа данных из открытых источников, включая отраслевые отчеты, официальные сайты производителей, статистику импорта/экспорта и рыночные обзоры за 2024 год.
Представлены только самые крупные из китайских производителей ПЛМ.
Китайские ПЛМ: Кто, где и как их делает.
Еще десятилетие назад фраза «китайский лодочный мотор» вызывала у российского потребителя скептическую улыбку.
Сегодня ситуация кардинально изменилась. Поднебесная не только стала мировым производственным цехом для ведущих американских и японских брендов, но и вырастила собственные марки, которые всерьез конкурируют на глобальном рынке по соотношению цены, качества и технологий.
В первую очередь, в области электроники и машиностроения.
В этой статье — анализ индустрии подвесных моторов в Китае, который поможет понять, кто именно стоит за продукцией на прилавках наших магазинов.
Ландшафт отрасли: Гиганты и их подрядчики.
По данным от 2024 года, в Китае насчитывается более двух десятков предприятий, так или иначе связанных с производством подвесных лодочных моторов (ПЛМ).
Однако ключевых игроков, определяющих лицо отрасли, не более десяти.
Важно понимать, что значительная часть мощностей занята контрактным производством (OEM/ODM) для легендарных марок:
- Японские бренды: Tohatsu и Honda давно и тесно сотрудничают с китайскими заводами для производства моторов малой и средней мощности (от 2.5 до 30 л.с.), предназначенных для азиатского и европейского рынков.
Это позволяет им снижать себестоимость без потери качества, так как контроль со стороны японских инженеров остается жестким.
- Американский бренд: Mercury Marine имеет стратегическое партнерство с одной из крупнейших китайских компаний Parsun для производства линейки моторов Mercury F/M мощностью от 3.5 до 40 л.с.
Эти агрегаты собираются на мощностях Parsun по лицензии и под строгим контролем качества Mercury.
Китайские производители: Портреты лидеров.
Здесь представлены основные самостоятельные китайские бренды, чья продукция широко представлена на международном рынке.
1. Parsun Power Machine Co., Ltd. (г. Чунцин). Этот завод обладает одними из самых современных мощностей и считается премиальным производителем в Китае.
- Год основания бренда: 2000.
- Модельный ряд и мощности: Ассортимент самый широкий в Китае.
2-тактные: 2.6, 3.6, 5, 6, 8, 9.9, 15, 18, 25, 30, 40, 55, 70, 90, 115 л.с.
4-тактные: 2.5, 4, 5, 6, 8, 9.9, 15, 20, 25, 30, 40, 50, 60, 75, 90, 115, 150 л.с. А также электромоторы и инновационные гибридные системы.
Основной бренд: Parsun.
Ключевой партнер: Mercury Marine. Производство линейки моторов Mercury F/M малой и средней мощности (примерно до 40-60 л.с.).
Прочие известные бренды/линейки:
- Mariner (европейский бренд, возрожденный с помощью двигателей Parsun).
- Nissan Marine (японский бренд, под которым продаются моторы Parsun для азиатского рынка).
- Tohatsu (отдельные модели малой мощности, производство по контракту).
- Множество региональных брендов в Европе и Азии (например, для крупных сетей магазинов или дилеров). Часто это белые этикетки (white label) с минимальными изменениями в дизайне.
2. Hangkai Motor Technology Co., Ltd. (г. Гуанчжоу). Hangkai — король объема и бюджетного сегмента. Их бизнес-модель сильно завязана на ODM (производстве под чужими брендами).
- Год основания бренда: 2004.
- Модельный ряд и мощности: Мировой лидер в сегменте маломощных и бюджетных моторов.
Основной акцент на 2-тактные модели: 2.5, 3.5, 4, 5, 6, 8, 9.8, 15, 18, 20, 25, 30, 40 л.с. Также есть 4-тактные: 4, 5, 6, 9.9, 15, 20, 25, 30, 40 л.с.
Основной бренд: Hangkai.
Отсутствует один крупный эксклюзивный партнер, как у Parsun. Вместо этого — огромное количество средних и мелких брендов по всему миру. В их числе:
- Sea-Dog (США).
- Mariner (некоторые бюджетные модели для определенных рынков).
- Haswing (известный бренд электромоторов и гидравлических рулевых систем, их ДВС-моторы производит Hangkai).
- Dragonfy.
- Огромное количество брендов для онлайн-площадок: Tacklify, Tetonka, Gosky, Xpert и др. (часто продаются на Amazon, eBay, Walmart).
- Российские дилерские бренды: Многие российские компании, продающие моторы под собственным названием, часто заказывают их на мощностях Hangkai.
3. Sea-Pro / WaterCock (Guangzhou Shunjiang Boat Equipment Co., Ltd.) (г. Гуанчжоу). Sea-Pro позиционирует себя как более нишевый и качественный производитель, но также активно работает по ODM-схеме.
- Год основания бренда: 1999.
- Модельный ряд и мощности: Широкая линейка, позиционируемая как премиальная в Китае.
2-тактные: 3.5, 5, 6, 8, 9.9, 15, 20, 25, 30, 40, 50 л.с.
4-тактные: 3.5, 5, 6, 8, 9.9, 15, 20, 25, 30, 40, 50, 60, 70, 90, 115, 150, 200, 250 л.с.
Основной бренд: Sea-Pro, WaterCock.
Нет публично известных контрактов с гигантами вроде Mercury. Работа ведется со многими независимыми брендами. Таким как:
- Yamaha (Важное уточнение: это НЕ моторы японской Yamaha Motor. Речь идет о знаменитом юридическом казусе, когда китайская компания зарегистрировала название "Yamaha" для лодочных моторов в Китае раньше японцев.
Это абсолютно другой, китайский продукт, не имеющий к качеству японских моторов никакого отношения).
- Breeze (бренд, популярный в Восточной Европе)
- Региональные бренды для стран Ближнего Востока, Восточной Европы и Южной Америки.
4. Suzhou Parsun Marine Motor Co., Ltd. (Примечание: исторически сложилось, что это отдельная компания от чунцинского Parsun, также известная как "Парсун Сучжоу") (г. Сучжоу).
Исторически сложившийся игрок, часто конкурирующий с чунцинским Parsun. Их модель также включает активное ODM.
- Год основания бренда: 1996.
- Модельный ряд и мощности: Схожая с другими лидерами линейка.
2-тактные: 2.6, 3.6, 5, 6, 8, 9.9, 15, 18, 25, 30, 40 л.с.
4-тактные: 2.5, 4, 5, 6, 8, 9.9, 15, 20, 25, 30, 40, 50, 60, 75, 90, 115 л.с.
Основной бренд: (Сучжоуский) Parsun (часто с припиской "Suzhou" или "SP" в модели).
Ключевые партнеры: Нет контрактов с топ-брендами, ориентированы на независимые компании. Но есть другие, некрупные и временные партнёры. Такие как:
- Suzuki (Аналогично с Yamaha: это НЕ японский Suzuki Motor. Это китайский бренд, зарегистрированный отдельной компанией. Покупатели должны быть крайне осторожны и не путать его с японским оригиналом).
- Региональные дилерские бренды в России, Африке и Юго-Восточной Азии.
Чуть более подробно о том, на каких заводах Китая производят тот или иной бренд ПЛМ (этих брендов очень много) было рассказано в прошлой статье канала "Лодочник. Ссылка на неё будет ниже...
Теперь давайте посмотрим, какой из известных заводов производит больше моторов?..
Рейтинг по объемам производства.
Точные цифры являются коммерческой тайной, но отраслевая аналитика позволяет вывести следующий рейтинг (в штуках/год):
1. Hangkai – свыше 500 000 моторов. Безоговорочный лидер по количеству благодаря гигантским объемам в низком ценовом сегменте.
2. Parsun (Чунцин) – около 200 000 – 250 000 моторов. Лидер по объему экспорта в среднем ценовом сегменте.
3. Sea-Pro / WaterCock – около 80 000 – 100 000 моторов.
4. Suzhou Parsun – около 50 000 – 70 000 моторов.
География экспорта: Какие марки, в какие страны уезжают.
- Россия и страны СНГ: Крупнейший и самый лояльный рынок для всех китайских брендов. Parsun и Hangkai являются здесь абсолютными лидерами по объему продаж.
Их ценовая политика, адаптация к нашим бензиновым реалиям, развитая сервисная сеть и агрессивный маркетинг сделали их народными марками.
- Европа: Рынок более требовательный к экологическим стандартам. Сюда массово поставляются 4-тактные модели Parsun и Sea-Pro.
Также Европа — главный получатель моторов, произведенных на заводах Китая для Tohatsu и Mercury.
- США: Рынок крайне сложный для самостоятельных китайских брендов из-за высокой конкуренции и строгих стандартов.
Основной объем поставок из Китая — это моторы под брендами Mercury и некоторые модели Hangkai в самом бюджетном сегменте.
Посмотрим, где дешевле продаются китайские моторы? В России, Европе или США?..
Сравнительная таблица цен на одну модель в разных регионах.
Рассмотрим популярную 4-тактную модель мощностью 15 л.с. в среднем ценовом сегменте. Например, Parsun F15BHS (и его аналог 9,9 л.с.) в рознице.
Цены указаны в долларах США по усредненному курсу на начало 2024 года.
Модель / Регион Россия (руб. → $) США ($) Европа (Евро → $).
- Parsun: Россия ~ $1,150 - $1,300. США ~ $1,500 - $1,700. Европа $1,200 ~ $1,520.
- Mercury / Tohatsu (собран в Китае): Россия ~ $2,200 - $2,500. США ~ $3,600 - $3,900. Европа $ 3,200 ~ $3,470.
Разница в цене обусловлена логистикой, тарифами, наценками дистрибьюторов и разной маркетинговой политикой производителей. Но, как видим, цены не слишком сильно различаются.
В США бренды Mercury и Tohatsu позиционируются как премиальные, отсюда и высокая цена. В России же китайские марки стали оптимальным выбором "цена-качество", исходя из низкого (в среднем) дохода населения.
Статистика поломок:
Рейтинг по обращаемости в сервис (по данным российских сервисных центров). Данные по тем же нескольким маркам, лидерам по объёму продаж.
Анонимный опрос среди крупных сервисов в РФ в 2024 году (более свежего не нашлось) показал следующую картину по количеству обращений на 1000 проданных моторов (чем ниже показатель, тем надежнее мотор):
1. Моторы верхней ценовой категории (Tohatsu, Mercury, собранные в Китае): 15-20 обращений. Проблемы чаще связаны с неправильной обкаткой и качеством топлива (топливной смеси для 2Т ПЛМ).
2. Parsun, Sea-Pro: 25-35 обращений. Наиболее частые: карбюратор, проблемы с зажиганием на первых часах работы.
3. Hangkai (бюджетный сегмент): 40-50 обращений. Основной поток — регулировка карбюратора, замена свечей, ремонт системы подачи топлива.
Заключение.
Китайская индустрия ПЛМ повзрослела и систематизировалась.
Она больше не синоним низкого качества, а представляет собой четко сегментированный рынок: От сверхбюджетных "рабочих лошадок" Hangkai до вполне современных и надежных моделей от Parsun и Sea-Pro, которые уверенно отвоевывают долю у японско-американских гигантов, особенно на ценочувствительных рынках, к которым относится Россия.
Выбор китайского мотора сегодня — это не лотерея, а взвешенное решение, основанное на понимании баланса между стоимостью, мощностью и готовностью к определенному уровню сервисного обслуживания.
Но, не вс так однозначно...
Если помните, три года назад я публиковал статью о том — почему лодочники в Сибири предпочитают японские моторы. Почему жители бедных регионов нашей страны готовы снять последнюю рубашку, но купить "фирменный" мотор. Ссылка на эту статью.
Её, потом, раз 20 переписали и пересказали на свой лад другие каналы, СМИ и блогеры.
Да, китайские производители (не только лодочных моторов) растут и быстро развиваются. Но, пока ещё, нельзя сказать что Hangkai = Yamaha. Будет ли так лет через 5-7?.. Поживём — увидим.
Telegram-канал "Лодочник" можно найти по этой ссылке. А ниже, обещанная ссылка на статью с более широким перечнем брендов от китайских заводов.