В одной из записей о ноябрьских 1941 года боях в районе Усть-Тосно рассказывал о подбитом тогда танке КВ-1 с заводским номером М-5094 из 84-го отдельного танкового батальона 55-й армии Ленинградского фронта и странностях с этим номером, который более в других документах не упоминается.
Видимо, потому что, танк КВ-1 с заводским номером М-5094 к ноябрю 1941 года уже значился безвозвратно потерянным еще в сентябре 1941 года в составе 86-го отдельного танкового батальона. Причем есть акт на списание и танк проходит как безвозвратная потеря по всем документам. Кроме того, он остался на вражеской территории и теперь уже, благодаря очень характерным боевым повреждениям, опознан на многочисленных немецких снимках.
Этот КВ-1 из 86-го отдельного танкового батальона 55-й армии подвергся
бомбардировке авиацией противника 15 сентября 1941 года в деревни Глинка Слуцкого района Ленинградской области, которая расположена около юго-восточной окраины Павловского парка, и получил значительные повреждения. Другим танком КВ-1 танк оттащили на юго-восточную окраину Павловского парка, однако новая бомбардировка авиацией и занятие района немцами не позволили завершить эвакуацию танка на завод.
20 сентября 1941 года на основании показаний командира танка младшего лейтенанта Плиско и механика-водителя танка старшины Жука комиссией под
председательством заместителя командира батальона по технической части
военинженера 2 ранга Масалкина танк КВ-1 с заводским номером М-5094 был списан как безвозвратная потеря. 25 сентября акт на списание танка утвердил
начальник автобронетанкового отдела 55-й армии полковник Митрофанов.
Далее приведена информация из этого акта: «15.09.41. Машина КВ (№ корпуса 5094, № двигателя 1445-09). Командир машины мл. лейтенант Плиско А.Г.
Машина КВ у деревни Глинка попала под бомбардировку авиации противника, в результате чего были получены следующие повреждения: 1. погнулся наклон. лобовой лист брони, вырвало шаромаску с пулеметом у радиста; 2. срезало ствол пушки; 3. казенная часть пушки откатилась вовнутрь башни и уперлась на днище; 4. сорвало левый ленивец; 5. сорвало два опорных катка; 6. полностью разбита левая гусеница.
При повторной бомбардировке эвакуированной машины на юго-западной окраине Слуцка дополнительно танк получил следующие повреждения: разрушение крыши башни.
Танк из Слуцка не эвакуирован. Танк не боеспособен, восстановлению не подлежит».
Здесь нужно пояснить, что Слуцком в 1918 - 1944 годах именовался город Павловск, который ныне входит в состав Пушкинского района города Санкт-Петербург.
Ниже на карте отметил примерный район оставления этого танка КВ-1 выпуска августа 1941 года с "упрощенной" башней завода №371, который на профильной странице сайта учтен под номером 15.
Интересно с "разрушением крыши башни". Данное повреждение имеет
предположительный характер. Оставшиеся у танка механик-водитель и радист
после бомбардировки в Павловском парке подойти близко к машине не
смогли, т.к. появились немецкие автоматчики и им пришлось быстро
отходить тыл.
В показаниях механика-водителя старшины Жука содержится и еще одна интересная деталь - "...машина наша была дотащена до забора Слуцкого парка". Возможно, этот забор мы видим на нижеследующем снимке.
Танк КВ-1 с заводским номером М-5094 (командир танка - младший лейтенант Сухачев Т.В., механик-водитель - сержант Борцевич В.П.) из 22-го отдельного учебного танкового батальона на фронт выбыл 28 августа 1941 года в составе маршевой роты лейтенанта Литвинова, который погиб в тех же упомянутых ноябрьских боях 1941 года под Усть-Тосно. Рота лейтенанта Литвинова прибыла в состав 84-го отдельного танкового батальона, который в те дни действовал на южных и юго-восточных ближних подступах к Ленинграду.
9 сентября 1941 года танк с заводским номером М-5094 (номер корпуса - 813341, номер двигателя - 1445-09) вместе с еще четырьмя танками КВ из 84-го отдельного танкового батальона был передан в состав 86-го отдельного танкового батальона. Скорее всего, эти танки были переданы после ремонта на Кировском заводе.
Вероятно, во время этого ремонта по каким-то причинам был полностью заменен экипаж танка. В свой последний бой 15 сентября 1941 года танк КВ-1 с заводским номером М-5094 пошел под командованием младшего лейтенанта Плиско Арсения Григорьевича. В его "показаниях" по факту безвозвратной потери танка перечислены все танкисты его экипажа. Командиром орудия этого танк стал младший сержант Лядов Петр Яковлевич, механиком-водителем - старшина Жук Николай Иванович, радиотелеграфистом - красноармеец Мамонтов Александр Егорович, а механиком-водителем младшим, он же заряжающий - красноармеец Карьков Михаил Степанович.
Все эти танкисты ранее входили в состав экипажей танков КВ-1, которые с большой вероятностью были потеряны в конце августа - начале сентября 1941 года на южных и юго-восточных подступах к Ленинграду, так как их заводские номера не упомянуты в более поздних документах танковых частей Ленинградского фронта. Не упомянуты они и в Книге учета безвозвратных потерь боевых и вспомогательных машин частей 55-й армии ленинградского фронта, которая начала вестись с 6 сентября 1941 года.
В тот день 15 сентября 1941 года события согласно информации из "показаний" младшего лейтенанта Плиско развивались следующим образом. В 14.00 четыре танка КВ 86-го отдельного танкового батальона под командованием начальника штаба батальона старшего лейтенанта Кулясова вышли для выполнения задачи по поддержке атаки наше пехоты в направлении Слуцк - Глинка - село Федоровское.
На окраине Федоровского экипаж Плиско уничтожил артиллерийским огнем одну вражескую противотанковую пушку и подавил несколько пулеметных точек, однако потом один из снарядов дал осечку, а вытащить его «...из канала ствола имеющимися средствами не представлялось». Поэтому танк Плиско вышел из боя в деревню Глинка, где снаряд удалось все же извлечь.
После восстановления боеспособности танк вернулся к окраине села Федоровское, где в одиночку продолжил подавлять вражеский огонь по заявкам нашей оборонявшейся пехоты, так как остальные танки 86-го ОТБ к тому времени уже куда-то уехали.
В это момент наш танк в первый раз атаковала вражеская авиация в количестве трех бомбардировщиков. Однако маневрированием удалось избежать прямых попаданий.
После этой атаки командир танка решил вновь отойти к деревне Глинка, где танк был замаскирован, а командир танка отправился устанавливать связь со старшим лейтенантом Кулясовым либо с командиром роты лейтенантом Матвеевым, которых «...не нашел».
В этот момент вражеская авиация произвела массированный налет на деревню Глинка, в ходе которого был поврежден и танк КВ-1 с заводским номером М-5094. В ходе него и были получены выше упомянутые повреждения, а также ранены командир орудия танка младший сержант Лядов и радиотелеграфист красноармеец Мамонтов.
Еще через некоторое время через деревню Глинка проезжал поврежденный танк КВ лейтенанта Юфина из 84-го отдельного танкового батальона, у которого сгорел фрикцион. Однако лейтенант Юфин все же согласился буксировать поврежденный танк младшего лейтенант Плиско, зацепил его и начал тянуть в Слуцк.
Но эта буксировка продолжалась недолго, так как через некоторое время танк лейтенант Юфина окончательно вышел из строя. На счастье танкистов с уже двух поврежденных танков мимо проезжал еще один танк КВ, вероятно, также из 84-го отдельного танкового батальона либо из 1-го танкового полка 1-й Краснознаменной танковой дивизии, фамилию командира которого Плиско и Жук не знали. Этим танком КВ танк младшего лейтенанта Плиско был дотащен до до окраины Павловского парка, а потом он же потащил на ремонт и машину лейтенанта Юфина.
После этого младший лейтенант Плиско ушел определять раненных танкстов своего экипажа в госпиталь и искать связь с командованием батальона. У танка оставались механик-водитель старшина Жук и механик-водитель мл. красноармеец Карьков. В это время танк вновь попал под вражескую бомбежку и артиллерийский обстрел, а еще позже к парку подошла вражеская пехота.
Поэтому старшина Жук и красноармеец Карьков «...сделали отход» от поврежденного танка в Слуцк. Но по дороге встретили возвращавшегося младшего лейтенанта Плиско, который развернул их в обратном направлении. Однако вернутся к танку не удалось из-за сильного пулеметного обстрела местности. Издалека младший лейтенант Плиско наблюдал дополнительные повреждения башни танка, которая показалась ему «...разрушенной, так как был виден её перекос».
Далее, как уже выше говорилось, из-за занятия района оставления танка противником был составлен акт на его списание, который уже 25 сентября 1941 года подписал полковник Митрофанов. Однако окончательно списан этот танк был только 8 декабря 1941 года.
Из его экипажа до нашей Победы 9 мая 1945 года удалось дожить только командиру орудия старшему сержанту Лядову, который уже летом 1945 года был награжден медалью За боевые заслуги, в том числе и за то, что в сентябре 1941 года в качестве командира орудия танка КВ участвовал в боях за город Слуцк и получил контузию с ожогом лица и рук.
Младший лейтенант Плиско Арсений Григорьевич за сентябрьские бои 1941
года был награжден медалью "За Отвагу", а погиб 22 февраля 1944 года в звании капитана и должности помощника начальника штаба 261-го отдельного Гвардейского Красносельского танкового полка прорыва.
Гвардии старшина Жук Николай Иванович погиб 21 января 1944 года, будучи
механиком-водителем танка Т-34 7-й Гвардейской Краснознаменной танковой
бригады, в районе деревни Кшентицы Ленинградской, ныне - Новгородской области.
Радиотелеграфист Мамонтов Александр Егорович после излечения в госпитале воевал уже в пехоте. Уже на территории Германии в феврале 1945 года он умер в госпиталей от отравления неизвестной жидкостью.
Механик-водитель младший - красноармеец Карьков Михаил Степанович также в дальнейшем оказался в пехоте. Уже 3 октября 1941 года по распоряжению отдела укомплектования штаба 55-й армии весь излишествующий личный состав 86-го отдельного танкового батальона, в том числе и оставшиеся без танков танкисты из экипажей тяжелых танков КВ, были отправлены в штурмовую пехоту учебный стрелковый батальон 55-й армии. 7 ноября 1941 года стрелок 2-го разведывательного батальона 55-й армии красноармеец Карьков погиб в тех же ноябрьских боях 1941 года в районе села Усть-Тосно, с упоминания о которых и начиналась эта запись.
На этом собственно всё. Исправления и дополнения приветствуются. Если данная информация была интересна, то прошу ставить палец вверх для продвижения канала. Кто еще не подписался на канал, то обязательно подпишитесь. Подписывайтесь также и на мой Телеграм-канал: t.me/kniga_pro_kv
Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/38534.html). Публикуется с дополнениями.
Список источников:
1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);
2. Документы Автобронетанкового управления Ленинградского фронта, автобронетанкового отдела штаба 55-й армии и 86-го отдельного танкового батальона (ЦАМО РФ, сайт Память народа, ОБД Мемориал);
3. Аукционы eBay.
Записи о упомянутых в вышеприведенном тексте боях в районе Усть-Тосно :
Танки КВ-1 в боях за Усть-Тосно. Ноябрь 1941 года.
Танки КВ-1 и Т-50 на снимке из вражеского ДЗОТа. Усть-Тосно, 3 ноября 1941 года.
Бои блокировочных групп под Ленинградом