В последние 10-15 лет мы наблюдаем новый расцвет жанра ужасов. И не просто расцвет, а настоящее развитие, возрождение на новом художественном уровне. Плеяда молодых амбициозных режиссёров с чётким авторским видением расширяют художественную палитру, скрещивая хоррор с другими жанрами, привнося элементы юмора, сатиры, социальной критики или глубокого символизма. Используют изощрённые кинематографические приёмы, которым поаплодировал бы сам Орсон Уэллс. Фильмы, которые я внес в список, не исключение. Они не просто по-настоящему пугают. Они ломают устоявшиеся штампы, заставляют задуматься, оставляют глубокое эмоциональное послевкусие и радуют глаз красивой, выверенной эстетикой. Просмотр этих шедевров может оказаться не просто вечерним развлечением, но одним из самых захватывающих киноопытов в вашей жизни.
9. Нечестивые (2021)
Экранизация английского грандмастера ужасов Джеймса Херберта (роман "Святыня" 1983 года) не только пугает, но затрагивает фундаментальные моральные, религиозные и философские вопросы. Фильм рассказывает об опальном журналисте (Джеффри Дин Морган), который обнаруживает серию, казалось бы, божественных чудес в маленьком городке Новой Англии и использует их, чтобы возродить свою карьеру, хотя эти «чудеса» могут иметь гораздо более мрачное происхождение. Продюсером выступил Сэм Рэйми, режиссёром - греческий дебютант Эван Спилиотулопулос, что придало картине налёт европейского трагического эстетизма. Фильм погружает в соответствующее настроение, начиная с титров. И всё, что следует за ними, держит планку. "Нечестивые" напоминают гибрид "Омена" и "Изгоняющего дьявола". Movieguide, который рецензирует фильмы с христианской точки зрения, высказал мнение, что «Нечестивые» — это «хорошо снятый, захватывающий фильм ужасов с сильным христианским мировоззрением. С самого начала становится ясно, что христианские персонажи осознают противостояние добра и зла».
10. Пэрл (2022)
До чёртиков напряжённый, мрачный, стилизованный и нестандартный синтез хоррора и костюмной драмы Тая Уэста, сделавший Мию Гот новой королевой жанра. Она же, кстати, монтировала фильм совместно с режиссёром. Картина повествует о девочке с фермы, чьё пылкое стремление стать кинозвездой сталкивается с ограничениями семейной жизни и странностями характера, что приводит к вспышке неудержимого насилия в техасском поместье её семьи. Действие происходит в 1918 году и, помимо прочего, показывет жизнь в Америке во время Первой Мировой войны. Визуально фильм вдохновлён "Волшебником страны Оз" (1939) и диснеевскими сказками. Режиссёр заявил, что, хотя картина представляет собой триллер с элементами слэшера, он хотел бы, чтобы зрители воспринимали её как "классический фильм". Гот исполнила свою роль просто потрясающе. Один из рецензентов назвал "Пэрл" лучшим хоррором 2022 года, а также «лучшим фильмом года и настоящей кинематографической классикой". Мартин Скорсезе также был впечатлен фильмом, назвав его «завораживающим» и заявив, что он «движим чистой, неразбавленной любовью к кино».
11. Собиратель душ (2024)
Фильм, демонстрирующий зрелое мастерство Озгуда Перкинса. Действие разворачивается в 1990-х, когда агент ФБР получает задание выследить серийного убийцу-оккультиста, ответственного за убийство нескольких семей по всему Орегону. В процессе расследования он - точнее, она - сталкивается не только с убийцей, но и с потусторонним злом... а также страшной правдой о самой себе. Каждый кадр пропитан атмосферой таинственности, сгущающегося мрака и нагоняет ужас, даже если ничего особенного не происходит. Маньяка как всегда гениально сыграл Николас Кейдж. Чувствуется влияние классики: "Семь" и "Молчание ягнят". Поэтому фильм зашёл не только молодым зрителям, но и тем, кто ностальгирует по лучшим картинам жанра. Финал «Собирателя душ» напоминает концовку первого фильма Перкинса, «Февраля»: он настолько же безнадежный и в то же время дает зрителю много возможностей додумать судьбу персонажей. Боб Штраус из San Francisco Chronicle написал: «Больше всего впечатляет то, как Перкинс сочетает психологический и сверхъестественный ужас в невиданной ранее манере. „Cобиратель душ“ — это волшебство мрачного, поэтичного кино, где дьявол определённо кроется в деталях».
12. Еретик (2024)
Я считаю "Еретика" одним из двух лучших фильмов 2024 год (второй - "Джокер: безумие на двоих"). Уже первые 20 минут этого фильма уделывают стилистически, эмоционально и интеллектуально всю современную российскую кинопродукцию, вместе взятую. По сюжету две молодые миссионерки заходят в дом приветливого и обаятельного пожилого мужчины, который как будто проявляет интерес к их проповедям. Очень скоро они пожалеют об этом... Главную отрицательную роль играет Хью Грант, и одно лишь его обаяние способно вытянуть весь фильм и удерживать внимание зрителей. Глядя на него, особенно забавно вспоминать, что этот же самый человек в 90-х играл милых и чудаковатых романтиков. Ещё один пример "игры против типажа", как это называют на Западе. Кроме безупречного и неослабевающего ни на минуту саспенса, фильм предлагает немало пищи для ума и поводов серьезно задуматься. Кроме того, он просто красив.
13. Эбигейл (2024)
Крайне нестандартный, ироничный, эстетичный хоррор с Дэном Стивенсом и Кэтрин Ньютон в актерском составе. Сюжет:
Группа бандитов по заказу какого-то криминального авторитета похищают дочку другого криминального авторитета - малышку-балерину лет 11-12 по имени Эбигейл. Задание у них проще некуда - сутки просидеть в пафосном старом особняке, следя за девчонкой. Естественно, все идет слегка не по сценарию... Далее разворачивается кровавое, разудалое, веселое зрелище с капелькой крипоты. Фильм просто искрит творческой дерзостью. Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт - опытные мастера, за плечами которых создание таких фильмов как "Я иду искать" и новый "Крик". Каждое убийство и каждый поворот сюжета исполнены с большим мастерством, заставляя зрителя затаить дыхание. Игра актёрского состава и изящный стиль помогают превратить довольно избитую идею в нечто незаурядное. "Эбигейл" была включена во многие списки лучших фильмов 2024 года.