В последние 10-15 лет мы наблюдаем новый расцвет жанра ужасов. И не просто расцвет, а настоящее развитие, возрождение на новом художественном уровне. Плеяда молодых амбициозных режиссёров с чётким авторским видением расширяют художественную палитру, скрещивая хоррор с другими жанрами, привнося элементы юмора, сатиры, социальной критики или глубокого символизма. Используют изощрённые кинематографические приёмы, которым поаплодировал бы сам Орсон Уэллс. Фильмы, которые я внес в список, не исключение. Они не просто по-настоящему пугают. Они ломают устоявшиеся штампы, заставляют задуматься, оставляют глубокое эмоциональное послевкусие и радуют глаз красивой, выверенной эстетикой. Просмотр этих шедевров может оказаться не просто вечерним развлечением, но одним из самых захватывающих киноопытов в вашей жизни.
1. Повелители Салема (2012)
Я поражён, насколько умелым и уверенным режиссёром оказался рок-музыкант Роб Зомби. С личным, вполне узнаваемым авторским почерком. Не случайно один американский кинокритик назвал его "Тарантино от жанра ужасов", достойного высшего уважения коллег-кинематографистов. Я начал "на пробу" смотреть "Дом 1000 трупов", и закончилось тем, что я пересмотрел все его фильмы, и он стал одним из моих любимых режиссёров. Но даже в ряду его блестящей фильмографии мистический триллер "Повелители Салема" стоит особняком. В нём изображается, как в печально известном городе Салем, штат Массачусетс, возрождается древний ведьмовской культ. Фильм приёмами и эстетикой отсылает к классике жанра: "Ребёнку Розмари" Романа Полански, "Маске Сатаны" Марио Бавы, "Сиянию" Стэнли Кубрика и "Суспирии" Дарио Ардженто. В нём почти нет насилия, экшен-сцен и черного юмора, зато тщательно нагнетается атмосфера неизбежно надвигающегося кошмара. А завершается всё финальным кровавым катарсисом и зловещей опустошённостью.
2. Окулус (2013)
Сегодня Майк Флэнаган - один из столпов жанра, "Окулус" - его первый фильм. И это тот случай, когда малоизвестному дебютанту удалось сразу создать шедевр. Он сам придумал историю, снял и смонтировал. По сюжету молодые взрослые брат и сестра убеждены, что старинное зеркало является причиной смертей и несчастий, постигших их семью. Вместе они пытаются уничтожить его и положить конец растянувшемуся на несколько веков кошмару... Фильм отличается выверенной режиссурой и доставляет удовольствие едва ли не каждым кадром. А также интригующим ощущением неясности и неопределённости: примерно час зрителю не дают точно понять, зеркало действительно обладает мистической силой или персонажи просто сошли с ума от горя. В результате "Окулус" оказывается не просто пугалкой, но притчей о противоречии между рациональным мышлением и интуитивным знанием, также невозможности волевого контроля над судьбой. В качестве вишенки на торте - шокирующая концовка.
3. Оно идёт за тобой (2014)
Один из лучших хорроров 2010-х с рейтингом кинокритиков 95%. Сюжет повествует о девушке, которую после сексуального контакта со своим парнем начинает преследовать сверхъестественное существо. Жуткий, напряжённый и выдержанный, фильм сознательно обыгрывает жанровые стереотипы, не скатывясь в постмодернистскую иронию. "Оно" работает на нескольких уровнях и после просмотра оставляет неизгладимое впечатление... и ощущение экзистенциальной тоски. Поскольку представляет собой ужасающую аллегорию о конце невинности, взрослении и неизбежности смерти... а также печальной бессмысленности жизни. Особенно щемящую ноту вносит то, что любовь и секс (деторождение), которые мы привыкли считать способом обрести бессмертие и одолеть смерть, здесь наоборот её приближают и идут с ней рука об руку. Режиссёр Дэвид Роберт Митчелл демонстрирует талант тонкого визуального стилиста, который наиболее ярко проявляются в искусно поставленных виртуозных 360-градусных панорамах.
4. Бабадук (2014)
Австралийское кино не очень широко известно, но высоко ценится истинными знатоками за нестандартный подход, тонкость и стремление избегать штампов. В данном случае мы имеем шедевр от дебютантки Дженнифер Кент по её же сценарию. Фильм рассказывает историю овдовевшей матери-одиночки, которая вместе со своим сыном должна противостоять таинственному человекоподобному монстру в их доме. Рейтинг у критиков 98 %, создатель "Изгоняющего дьявола" Уильям Фридкин назвал "Бабадука" одним из величайших когда-либо созданных фильмов ужасов и самым страшным из тех, что видел он сам. Может быть он и преувеличил, но история действительно ужасает. Не только виртуозно поставленными хоррор-сценами, но и страшной правдой, которая кроется в человеческой душе и нашей повседневности. Шестилетнему актёру Ноа Уайзману не давали читать полный сценарий, чтобы не травмировать его психику. В целом история представляет собой скорее психологический триллер, снятый в стиле Роман Полански, с отголосками "Сияния" Кубрика. Чувствуется также смутное влияние Ларса фон Триера, у которого Кент работала ассистенткой на съемках "Догвилля". Она сама напросилась к нему в ученицы. Кстати, "Бабадук" - это "Бука" на сербско-хорватском. Слоган фильма: "Вы не сможете избавиться от него".