Найти в Дзене
Камера

13 нестандартных хорроров, доставляющих эстетическое наслаждение. Часть 2

В последние 10-15 лет мы наблюдаем новый расцвет жанра ужасов. И не просто расцвет, а настоящее развитие, возрождение на новом художественном уровне. Плеяда молодых амбициозных режиссёров с чётким авторским видением расширяют художественную палитру, скрещивая хоррор с другими жанрами, привнося элементы юмора, сатиры, социальной критики или глубокого символизма. Используют изощрённые кинематографические приёмы, которым поаплодировал бы сам Орсон Уэллс. Фильмы, которые я внес в список, не исключение. Они не просто по-настоящему пугают. Они ломают устоявшиеся штампы, заставляют задуматься, оставляют глубокое эмоциональное послевкусие и радуют глаз красивой, выверенной эстетикой. Просмотр этих шедевров может оказаться не просто вечерним развлечением, но одним из самых захватывающих киноопытов в вашей жизни. Патологоанатомы маленького городка получают труп неизвестной молодой женщины, найденной при странных обстоятельствах, и они должны будут выяснить обстоятельства ее непонятной гибели.
Оглавление

В последние 10-15 лет мы наблюдаем новый расцвет жанра ужасов. И не просто расцвет, а настоящее развитие, возрождение на новом художественном уровне. Плеяда молодых амбициозных режиссёров с чётким авторским видением расширяют художественную палитру, скрещивая хоррор с другими жанрами, привнося элементы юмора, сатиры, социальной критики или глубокого символизма. Используют изощрённые кинематографические приёмы, которым поаплодировал бы сам Орсон Уэллс. Фильмы, которые я внес в список, не исключение. Они не просто по-настоящему пугают. Они ломают устоявшиеся штампы, заставляют задуматься, оставляют глубокое эмоциональное послевкусие и радуют глаз красивой, выверенной эстетикой. Просмотр этих шедевров может оказаться не просто вечерним развлечением, но одним из самых захватывающих киноопытов в вашей жизни.

5. Демон внутри (2016)

-2

Патологоанатомы маленького городка получают труп неизвестной молодой женщины, найденной при странных обстоятельствах, и они должны будут выяснить обстоятельства ее непонятной гибели. Но как только они начинают вскрытие, то обнаруживают еще больше странностей и загадок, видя вещи, которые нельзя объяснить рационально. Тем временем в морге начинают происходить еще странные вещи...

Можно ли сделать увлекательной рутинную возню и нервные перебранки двух персонажей в замкнутом пространстве? Можно, если сценарий хорош и ремесленное мастерство в наличии. Датский режиссёр Андре Овредал решил начать голливудскую карьеру с чего-то простого, позволяющего продемонстрировать владение формальными приёмами. После просмотра "Заклятия" он попросил агента найти ему сценарий хорошего фильм ужасов. За месяц сценарий был найден. В результате получилось то, что Стивен Кинг назвал лучшим хоррором 2016 года. Это неслучайно, поскольку подобную историю мог бы сочинить сам "король ужасов". Во многом это связно с локацией - провинциальным новоанглийским городком, где жизнь замкнута в узких рамках и вызывает ощущение удушья и клаустрофобии, словно стены запертого наглухо морга. А время словно остановилось - и потому мы легко верим, что нечто древнее и злое могло проникнуть в современность.

6. Суспирия (2018)

-3

Мистический хоррор Луки Гуаданиньо, вдохновлённый одноимённым шедевром Дарио Ардженто 1977 года. С коим, впрочем, он не имеет почти ничего общего и является самостоятельным творением. В нём Дакота Джонсон играет американку, которая поступает в престижную танцевальную академию в Берлине, которой управляет ковен ведьм. И всё это на сумрачном фоне "немецкой осени" 1970-х. В отличие от оригинального фильма, в котором использовались преувеличенно яркие цвета, Гуаданьино определил свой визуальный ряд как «зимний», приглушенный и мрачный. Естественно, всё это создаёт давящую, тягостную, липкую атмосферу непреодолимо надвигающегося кошмара. Снято всё очень изощрённо, эстетски, в почти артхаусном стиле. Чтобы добиться эффекта 1970-х годов, в фильме используются замедленная съёмка и многочисленные зумы камеры, типичные для того периода. Кроме того, фильм стал настоящим бенефисом Тильды Суинтон, сыгравшей сразу три роли: ведущего хореографа школы, мужчины-психотерапевта (!), и зловещей королевы ковена. Саундтрек написан лидером Radohead Томом Йорком. Рецензент Los Angeles Times писал: "Гуаданьино, который говорил, что хочет переснять «Суспирию» с тех пор, как впервые увидел её более 30 лет назад, демонстрирует как своё почтение, так и серьёзность намерений, отступая от неё во всех мыслимых отношениях — визуально, акустически, драматургически, эмоционально. Это артхаусное исследование эстетики хоррора поднимет ужас оригинала на новый уровень".

3. Маяк (2019)

-4

После выхода общепризнанного шедевра "Ведьма" все ждали от Роберта Эггерса чего-то особенного, и он не подвёл. Выпустив новый шедевр - ожидаемый и в то же время совершенно неожиданный. Начиная с того, что весь фильм снят в чёрно-белом цвете и стилистике кино начала 20 века, и продолжая исполнением основных ролей Робертом Паттинсоном и Уиллемом Дефо. И заканчивая сюжетом: смотрителей маяка в девятнадцатом веке, оказавшихся отрезанными от мира на отдаленном аванпосте в Новой Англии из-за сильного шторма. Фильм не поддается точной классификации, и его интерпретируют как фильм ужасов, психологический триллер или исследование характеров. Идея фильма впервые возникла в результате переосмысления Эггерсом неоконченного одноименного рассказа Эдгара По. В качестве завершающего дополнения взят трагический случай 19 века на маяке в Уэльсе, когда во время сильного шторма команда смотрителей из двух человек оказалась отрезана от внешнего мира. Один погиб вследствие "несчастного случая", второй сошёл с ума - и по слухам, он и убил первого. Английский фильм "Маяк" 2016 года также основан на этой истории, которая привела к тому, что команды стали состоять минимум из 3-х человек. Для создания особого визуального стиля Эггерс использовал фотографии Новой Англии 1890-х годов, фильмы 1930-х на морскую тематику и картины художников-символистов. Режиссура, визуальные эффекты и актерская игра Паттинсона и Дефо получили широкое признание критиков. Но главным достоинством является, конечно, атмосфера - то, что почти невозможно создать намеренно. Один из рецензентов заметил: "Фильм доказывает, что Роберт Эггерс обладает чем-то большим, чем безупречное жанровое мастерство. У него есть способность погрузить вас в лихорадку происходящего на экране. Это кино, от которого гудит в голове и душе" . Кто-то даже сравнил игру Паттинсона с Дэниелом Дэй-Льюисом в "Нефти", а сюжет назвал "трагедией Шекспира, которая происходит в аду".

4. Солнцестояние (2019)

-5

Как будто мало было "Маяка", и в том году вышел ещё один шедевр, ломающий стандарты жанра и создающий не просто ощущение "ужаса при дневном свете", но эффект соприкосновения с чем-то потусторонним. Один из критиков назвал его "фильмом, снятым самим Дьяволом". На деле же это было новое творение ещё одной надежды жанра - Ари Астера. Это также один из самых эстетских фильмов, которые вы можете увидеть. По сюжету американская пара с друзьями, оказываются втянутыми в обряды жестокого языческого культа в сельской Швеции. Стиль фильма очень медитативный, сюрреалистичный и неожиданно красочный и детализированный. Крови при этом минимум. "Солнцестояние" как будто и не пытается быть хоррором и при этом вызывает какой-то глубинный, нутряной ужас. Один из зрителей назвал его "восхитительно странным". Понять и полюбить его с первого раза сможет далеко не всякий. Но попробовать определённо стоит. Обратите особое внимание на вводную сцену смерти родителей главной героини: здесь важна каждая мимолётная деталь.

-6
"Восстание зловещих мертвецов" - лучший фильм ужасов, который я видел
Камера3 декабря 2023