Найти в Дзене
Позитивный гном

Гиперактивный ребенок - невоспитанный дикарь, чудовище или тоже имеет право на жизнь?

Моя предыдущая статья про то, как мой сын начинал свой первый класс, не справлялся с новым укладом жизни, бурно проявлял свой дискомфорт и как по этому поводу его пытались попросить на выход из школы вызвала большое оживление в комментариях. По многим негативным комментариям заметно, что из авторы никогда в реальной жизни не сталкивались с гиперактивностью, особенно в контексте своей семьи и своего ребёнка. А ещё у меня сложилось впечатление, что на свете немало людей, недолюбленных в детстве, которых только муштровали и воспитывали, чтобы они не позорили семью, но не обнимали, не жалели, особо не церемонились с ними и не спрашивали о том, что их беспокоит и как они себя ощущают в этом мире. И теперь эти недолюбленные дети, став взрослыми, применяют аналогичную модель поведения к своим детям, вымещая свои скрытые детские обиды при первой возможности и ставя клеймо неадекватности тем, кто не вписывается в каноны и параметры, не давая даже шанса на исправление. Ведь гораздо проще момент

Моя предыдущая статья про то, как мой сын начинал свой первый класс, не справлялся с новым укладом жизни, бурно проявлял свой дискомфорт и как по этому поводу его пытались попросить на выход из школы вызвала большое оживление в комментариях. По многим негативным комментариям заметно, что из авторы никогда в реальной жизни не сталкивались с гиперактивностью, особенно в контексте своей семьи и своего ребёнка. А ещё у меня сложилось впечатление, что на свете немало людей, недолюбленных в детстве, которых только муштровали и воспитывали, чтобы они не позорили семью, но не обнимали, не жалели, особо не церемонились с ними и не спрашивали о том, что их беспокоит и как они себя ощущают в этом мире. И теперь эти недолюбленные дети, став взрослыми, применяют аналогичную модель поведения к своим детям, вымещая свои скрытые детские обиды при первой возможности и ставя клеймо неадекватности тем, кто не вписывается в каноны и параметры, не давая даже шанса на исправление. Ведь гораздо проще моментально раздавить и уничтожить неугодных, чем пытаться разбираться в проблеме и что-то делать для её мирного разрешения.

Впрочем, я несколько отвлеклась от основной темы...

Прежде чем вернуться к повествованию, хочу сразу дать пояснения для тех, кто не читал или не очень внимательно читал предыдущие статьи.

1) Мы живём в Италии, и здесь школьная система несколько отличается от российской. Общеобразовательная программа рассчитана на 13 лет. Каждая ступень образования обособлена и имеет свой отсчёт: 5 лет начальной школы, 3 года средней, 5 лет старшей. (Поэтому мой сын и пошёл в этом году "второй раз во второй класс".)

2) Мои статьи на данную тему не являются репортажем в реальном времени. Это воспоминания о том времени, когда возникли проблемы, о которых я рассказываю, а также ретроспектива последующих действий и событий. На момент начала данной истории моему сыну было 6 лет, и он пошёл в первый класс начальной школы, согласно предписаниям итальянского законодательства. Сейчас ему 12 лет, он успешно закончил начальную школу и теперь учится в средней.

3) Мои рассказы на данную тему не являются досужими домыслами, а базируются на личном опыте, которым мне хотелось поделиться.

Итак, мы остановились на том, как нам предложили подумать о переходе в другую школу, а также на том, как директор решил изменить тактику и вместо наездов попробовать поговорить с ребёнком и стал для первоклашки маяком надежды в школе.

Между тем я была в полной панике и растерянности.

С одной стороны, мне было неловко перед школой, учителями, одноклассниками и их семьями за ненадлежащее поведение моего сына (хочу успокоить всех переживающих комментаторов, учебный процесс остальных 11 учеников на регулярной основе никто не срывал, всем удалось благополучно освоить всю программу начальной школы). Разумеется, после каждого случая ненадлежащего поведения дома проводились "разборка полётов" и воспитательные беседы. Но тут неожиданно возникло дополнительное затруднение. Когда ребёнок "накосячил" и совершил неправильные действия, взрослый должен принять меры и определить наказание, чтобы считать свою миссию выполненной. Но как быть, если ребёнок и так осознаёт, что поступил неправильно и огорчил родителей, раскаивается в этом и, опережая родителей, наказывает себя сам, причём самым суровым образом? Могу сказать по собственным ощущениям, что такой оборот поначалу выбивает из колеи и приводит в замешательство: что делать дальше?! Ведь ребенок вроде уже всё осознал и отбывает наказание, но ты, взрослый, вроде как не приложил руку к этому. Кроме того, маленький ребёнок не в состоянии сбалансированно определять степень наказания. В частности, мой шестилетка был к самому себе чрезвычайно, даже чрезмерно суров, так что его приходилось буквально выуживать из его самоизоляции.

С другой стороны, было очевидно, что ребёнок не является ни закоренелым негодяем, ни убеждённым хулиганом, он ещё не сформировавшаяся личность, которой требуется помощь, чтобы справиться с самим собой и собственными эмоциями. (Предваряя очередной шквал нападок сразу скажу, что мой гиперактивный ребёнок не представлял социальную опасность, он никогда ни на кого не нападал ни с ножницами, ни с кулаками, история с тетрадями была разовой акцией, он не пытался разрушить школу и сорвать учебный процесс. По поводу шокового состояния, в котором он находился, когда я его забирала по звонку из школы, вы когда-нибудь видели глаза загнанного в угол зверька, который до жути боится кричащих и тыкающих в него палкой людей, скалит зубы, но в то же время не знает, как ему выпутаться из ужасной переделки? Вот примерно так это выглядело. Приход мамы, хоть и вызывал стыд, но всё же был спасительным избавлением.)

В сложившейся ситуации мы, родители, решили обратиться за помощью к специалистам. Было не очень понятно, кого именно и где искать, но тут пришёл на подмогу наш педиатр, порекомендовавший обратиться к детскому нейропсихиатру* для оценки состояния ребенка и выработки оптимальной стратегии действий.

Картинка позаимствована из Интернета
Картинка позаимствована из Интернета

Детский нейропсихиатр — это специалист с медицинским образованием, врач, который объединяет подходы неврологии, психиатрии и психологии для диагностики, лечения и коррекции нарушений в развитии нервной системы у детей, особенно если они влияют на поведение, обучение, речь, внимание, память и другие когнитивные функции.

Чем занимается детский нейропсихиатр:

  1. Диагностика нарушений развития:
    Задержка речевого, моторного, психоэмоционального развития.
    Нарушения внимания и памяти.
    Трудности в обучении (например, дислексия, дисграфия).
    Гиперактивность (СДВГ).
    Аутизм, РАС (расстройства аутистического спектра).
    Последствия родовых травм, ЧМТ, неврологических заболеваний.
  2. Психоневрологическая коррекция:
    Работа с когнитивными дефицитами (внимание, восприятие, мышление).
    Развитие межполушарного взаимодействия.
    Поддержка и тренировка мозговых функций через специальные упражнения.
  3. Консультации и сопровождение:
    Помощь родителям в понимании особенностей ребенка.
    Рекомендации по обучению и воспитанию.
    Совместная работа с логопедами, психологами, педагогами.

Я не раз сталкивалась с ситуациями, когда родители не решались или стеснялись обращаться к нейропсихиатру из опасения, что окружающие будут считать их ребёнка психом или ненормальным и сторониться их семьи. Однако это не так. Когда ребёнку требуется помощь, например, если он плохо или совсем не говорит в возрасте после 3 лет, испытывает трудности с обучением (запоминанием, чтением, письмом, счётом), подвержен повышенной тревожности, страхам, агрессии, истерикам, очень неусидчив и не может сосредоточиться, тогда непременно стоит обратиться именно к детскому нейропсихиатру. Именно этот специалист поможет ребёнку и семье адаптироваться к жизни и разрешить имеющиеся проблемы. И ничего стыдного в этом нет!

Нам очень повезло: мы попали к потрясающе квалифицированному и чуткому врачу! Эта женщина, беззаветно преданная своей профессии, начала с беседы с родителями, затем для получения полной картины она дополнила полученную информацию тщательным обследованием ребенка. Был выявлен СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), при этом тестирование показало высокий уровень интеллектуального развития.

Уважаемые злые комментаторы! Гиперактивные дети не являются ни умственно отсталыми, ни тупицами или дебилами, каковыми вы их считаете, (вообще я считаю совершенно неэтичным и неприемлимым использование подобных эпитетов к детям) они очень даже умеют разумно мыслить, просто нужно направлять их неуёмную энергию в правильное русло, причём делать это максимально уравновешенным образом, без крика и насилия. Именно этим начала заниматься наша доктор.

Вопреки расхожим мнениям, нейропсихиатры совсем не стремятся напичкать пациентов, тем более самых юных, психотропными таблетками. К ним прежде всего применяются прочие виды терапии в соответствии с возрастом, диагнозом и состоянием пациента. Медикаменты и госпитализация в данном случае - это крайние меры.

В начале терапии врач предложила моему сыну нарисовать рисунок "Я в школе". Поначалу он пытался отвертеться и очень не хотел рисовать картинку, тем более на тему, доставляющую ему беспокойство. Поняв, что увильнуть не удастся, он взял большой лист формата А4 и нарисовал в нижнем углу крошечную фигурку, пояснив, что это он в школе. Когда врач удивлённо поинтересовалась, почему он не использовал всё пространство листа и изобразил себя таким маленьким, ребёнок ответил, что в школе ему вообще хотелось бы стать невидимым.

Второй рисунок на школьную тему (несмотря на широкий выбор цветных фломастеров, ребёнок рисовал только чёрным) занимал весь лист. На нём было изображено чудище с клыками, шипами и растопыренными конечностями, а также маленькая фигурка человечка внизу. Пояснение было таким: "Это чудище, вернее, это синьор (это итальянский термин для обозначения взрослого человека и обращения к нему), которого все считают ужасным монстром, только на самом деле это неправда, он никакой не монстр и даже не взрослый синьор, а всего-навсего шестилетний ребёнок". Честно говоря, от такого рисунка и пояснения у меня пошёл мороз по коже. Шестилетний ребёнок дал совершенно чёткое определение того, как он себя ощущает и как его воспринимают окружающие!

Благодаря грамотному специалисту выяснилось, что наш разговорчивый и любознательный ребёнок, страдал чрезвычайно заниженной самооценкой, зачастую становившейся одной из причин его эмоциональной неустойчивости. Он злился сам на себя даже при малейших неудачах. Порой негативные эмоции нарастали, а он не знал, как их подавить и умерить. И если в этот момент добавлялась негативная энергия извне (например, кто-то из взрослых начинал кричать на него или проявлять агрессию), он замыкался в своём бурлящем коконе, впитывая заодно внешний негатив, что производило необратимый эффект. Со временем, благодаря терпеливой и кропотливой работе со специалистами, ребёнок научился управлять своими эмоциями, самостоятельно проводить аутотренинг и гасить вспышки гнева до того, как они достигнут "пожарной" мощности. Могу сказать, что коррекционная терапия в нашем случае была очень эффективной благодаря тому, что:

  • нам посчастливилось попасть к очень грамотным специалистам;
  • ребёнок осознавал важность и пользу терапии и старался сотрудничать и плодотворно взаимодействовать;
  • мы, семья, также старались соблюдать рекомендации и следить, в том числе, за собой и своим поведением при общении с ребёнком;
  • школа тоже начала прислушиваться к рекомендациям специалистов, работавших с ребёнком.

В результате постепенно жизнь стала налаживаться (правда, в середине первого класса случилась пандемия, все засели на удалёнку, так что во втором классе пришлось заново привыкать к школьным распорядкам). Для того, чтобы ребёнку было проще выдерживать на первых (самых трудных) порах школьный день, я каждый день рисовала ему своего рода схему дня с изображением часов. Он сравнивал изображение на схеме с часами, висевшими в классе, и таким образом отслеживал ход школьного дня. Я в своих размышлениях поняла, что для ребёнка младшего школьного возраста (как "проблемного", так и "беспроблемного") очень важно иметь чёткий режим (как для дневной активности, так и для отхода ко сну), а также представление о том, как строится его день.

Столкнувшись с проблемой СДВГ, я научилась прежде всего внимательно наблюдать как за своим ребёнком и самой собой, так и за остальными людьми (и детьми, и взрослыми). Далее я поняла, что не всё в мире так однозначно, как может показаться на первый взгляд, а также, что не всегда стандартные методы подходят для достижения нужного эффекта. Гиперактивный ребёнок - это не божье наказание и не угроза социуму, а вполне разумный маленький человек, которому требуется чуткое и мудрое руководство для того, чтобы направить и приложить свою энергию в надлежащем направлении.

Спасибо всем, кто оказался неравнодушен к нашей истории. Сейчас мой сын успешно учится в средней школе, четвёртый год занимается лёгкой атлетикой три раза в неделю, посещает дополнительные занятия по своим интересам и по-прежнему легко находит общий язык со сверстниками.

Я готова ответить на любые вопросы по поводу коррекционной терапии, взаимодействия со школой и проч. Только очень прошу комментаторов помнить о том, что озлобленные и обиженные в юном возрасте дети, к которым никто не проявил душевного участия, со временем вырастают в озлобленных и агрессивных взрослых.

#СДВГ #гиперактивность #дети #родители #школа