Криминальная драма “Расёмон” – фильм Акиры Куросавы, который получил Золотого Льва на Венецианском кинофестивале в 1951 году (12th Venice International Film Festival).
Для меня этот фильм примечателен тем, что в нем Куросава работал с Тосиро Мифунэ (Toshiro Mifune). Это было начало их длительного плодотворного сотрудничества (начавшегося в 1948 году с социальной драмы “Пьяный ангел” (Yoidore tenshi). Вместе они сделали 16 фильмов, включая и те, которые стали настоящей классикой мирового кинематографа. Помимо “Расёмона”, который породил в популярной культуре понятие “эффект Расёмона”, в их совместную фильмографию ярко вписаны “Телохранитель” (1961), “Семь самураев” (1954), “Рай и ад” (1963). В 1951 году, после “Расёмона”, Куросава выпускает фильм “Идиот” по Федору Достоевскому, в котором Мифунэ исполняет роль Дэнкити Акамы (Парфён Рогожин у Достоевского). Мифунэ – великолепный актер, он творил просто чудеса в кадре, и в “Расёмоне” блистает одна из его граней – дикого разбойника из чащи. Неудивительно, что Акира Куросава так любил с ним работать – он мог воплотить и благородного человека, и бандита, и героя.
Интересный факт. После того, как в 1965 году был выпущен фильм “Красная борода” (Akahige), Мифунэ решил основать свою продюсерскую компанию, чтобы стать актером на фрилансе и свободнее выбирать роли. А Куросава воспротивился этому решению. Позже Куросава раскритиковал появление Мифунэ в американском телевизионном мини-сериале "Сегун" (1980, Shōgun), расценив это как предательство их творческого партнерства – это послужило причиной многолетнего разрыва между ними. Пусть они больше не работали вместе, но, несмотря на конфликт, в публичном пространстве относились друг к другу с уважением.
В основу сценария драмы “Расёмон” положен рассказ японского писателя Рюноскэ Акутагава “В чаще” (1922, Yabu no naka – Ryūnosuke Akutagawa). Акутагава активно работал в эпоху Тайсё, его стали называть прародителем жанра короткого рассказа.
Сюжет
Япония, XI век. У полуразрушенных ворот (rashōmon – “замковые ворота”) от проливного дождя спрятались три человека – дровосек, монах и крестьянин. Дровосек и монах поведали крестьянину ужасную историю о преступлении в лесу.
Дровосек обнаружил в лесу мертвого самурая. Он сообщил об этом властям. Потом на суде показания давали разбойник Тадзёмару, первый подозреваемый в преступлении, жена самурая и сам самурай (через женщину-экстрасенса).
Но, оказалось, что у каждого человека имеется своя точка зрения на случившееся. Потому правду обнаружить сложно.
“Расёмон” – один из первых примеров иллюстрации постмодернизма в кино
Постмодернизм бросает вызов идее о том, что существует одна истина или единственный способ понимания вещей, то есть он подразумевает отход от традиционных представлений об истине и определенности. Поскольку в фильме представлены противоречивые интерпретации одного и того же события разными людьми, он идеально вписывается в понятие постмодернизма – множественности и ненадежности различных точек зрения.
Постмодернизм – это утверждение, что реальность беспорядочна, люди, по сути, выдумывают ее походу дела и рассказывают истории, которые немного (или сильно) отличаются друг от друга, что, собственно, правда теряется.
В фильме Акиры Куросавы в самом начале задается тон – “Ложь у людей в обычае, мы и с собой не можем быть честными”. Что поддерживает идею культурного сдвига в сторону множественности точек зрения.
Сам Куросава так говорил о сценарии: “Люди не способны быть честными с самими собой. Они не могут говорить о себе, не приукрашивая. В этом сценарии показаны такие люди – те, кто не может выжить без лжи, которая заставляет их чувствовать себя лучше, чем они есть на самом деле. Это даже показывает греховную потребность в льстивой лжи, которая распространяется и за пределы могилы – даже мертвый персонаж не может отказаться от своей лжи, когда обращается к живым через женщину-экстрасенса. Эгоизм – это грех, который человек несет в себе с рождения; его труднее всего искупить”.
Символически это поддерживается полуразрушенными воротами, под которыми дровосек, монах и крестьянин прячутся от дождя. Ворота служат метафорой и мира, и переходного периода, и границ, которые люди способны пересечь (судя по версиям произошедшего, которые озвучиваются по ходу действия, люди беспощадны по отношению друг к другу).
Более того, в фильме звучит фраза о демоне, который, по слухам, кроется в воротах и питается страхами людей. Страхи, надо полагать, рождаются на почве множества размышлений, сомнений, точек зрения, тотального непонимания или недопонимания, которое, порой, страшнее открытой ссоры.
Но Куросава решил внести крохотную долю оптимизма в этот мрачный рассказ. Линия с младенцем, который был брошен кем-то у ворот, служит метафорой проблеска оптимизма, зарождения искренности и чистоты. Но, опять же, эта искра/проблеск, попадает в руки одного из солгавших, что вызывает тревогу. Как именно дровосек распорядится светом в своей жизни, позволит ли он ему сохранить чистоту.
История как “зеркало” и без главного героя
Я бы сказала даже, что в этом фильме нет главного героя. Фильм служит “зеркалом”, испытывающим зрителя на прочность. Он показывает пороки и некрасивость человеческого существа, он позволяет задать себе вопрос, готовы ли вы признать, что способны на приукрашивание, стыдясь своих поступков. Этот фильм просто не должен приносить радость при просмотре, он и должен быть некомфортным.
В фильме одна и та же история показана четыре раза (четвертый – якобы независимый, с точки зрения дровосека, возможно, это взгляд самого Куросавы).
Разбойник Тадземару – коварный и искусный противник, ему нет равных в бою. По его словам, он победил самурая в честном бою, правда, тот был так силен, что Тадземару пришлось скрестить мечи 23 раза, хотя до этого было не больше 20.
Самурай поведал душещипательную историю, вызывая к себе жалость, что свел счеты с жизнью. Это было единственным выходом после того, как жена выбрала разбойника. В линии самурая постмодернизм проявляется с новой силой, потому что он не сам рассказывает историю, а через экстрасенса, что тоже наталкивает на мысль о недостоверности. Опять же истина под сомнением.
Жена самурая вызывает на суде к себе жалость слезами, она утверждает, что ее взяли силой, хотя в истории разбойника это выглядело иначе.
Независимый свидетель в лице дровосека и вовсе дает другой ракурс – это женщина стравила двух мужчин, заявив, что настоящим мужчиной она может назвать только того, кто завоюет женщину мечом. Она уличает их обоих в трусости и слабости, что заставляет их вступить в схватку. После раскрытия независимой точки зрения сильнее всех оказалась именно женщина, и ни один из дерущихся не был ни смелым, ни умелым. Получается, со слов дровосека, они о себе красиво прихвастнули.
В качестве заключения
Мне нравится смотреть старые фильмы, они, как ни странно, помогают мне смотреть новые. Часто старые фильмы поражают своей актуальностью, даже если с момента премьеры прошло 75 лет (ведь “Расёмону” в этом году как раз исполнилось 75 лет) или всего лишь 44 (например, “Мой ужин с Андре” 1981 года), а с экрана звучат понятные мысли о том, что мир выводит людей из равновесия, поражая жестокостью и мрачностью. Люди удивляют людей тем, насколько они далеки от милосердия.
Но, конечно, есть моменты, которые современного зрителя могут и рассмешить. Например, в 20-х годах XXI века реплика в “Расёмоне”, адресованная женщине, – “Ты побывала с двумя мужчинами, тогда почему ты не убила себя?” – звучит смешно и нелепо. Хотя и есть понимание того, что речь идет о Японии XI века, но, по крайней мере, в плане свободы выбора и количества партнеров мир эволюционировал.
Да и в целом, сама идея подачи истории с разных точек зрения весьма интересна и увлекательна. Во время просмотра вспомнила историческую драму Ридли Скотта “Последняя дуэль” (2021), которая преподносит историю в той же манере и нравится мне чуть больше “Расёмона”.
Но эти два фильма замечательно приводить в пример как яркие продукты своего времени. “Расёмон” для 50-х стал образцом постмодернизма, изобличив ‘любовь’ человека к искажению реальности; “Последняя дуэль”, используя ту же структуру повествования и представляя события неверно истолкованными, все же затрагивает текущий тренд в борьбе за отстаивание женской чести, которая страдает в патриархальном мире (отголосок MeToo), что является острой темой сейчас.