Есть с женою у нас традиция - за морошкой собрать экспедицию И ползёт наш УАЗ нагруженный по лесным дорогам глухим..
. Из-за строительных работ на фазенде время поджимало. Запланировали ехать с одной ночёвкой, но выехать пораньше, чтобы в день приезда что-то успеть.
Начало июля в Карелии выдалось в этом году холодное и дождливое, но ближе к середине погода повернула на лето.
В багажник УАЗа были погружены лодка с мотором, но вот удочки я даже брать не стал. В этот раз у меня была идея сплавать на лодке до Чёрной ямы и замерить её глубину. Глобальной целью экспедиции было обрести личное понимание причины периодического исчезновения Шимозера.
От нашей карельской фазенды до Шимозера ехать не далеко - всего порядка трёхсот километров. Проблемными из которых являются последние десять - просто разбитая дорога, на которой надо просто включить вторую пониженную и медленно на ней ползти.
Мы выбрали наиболее "асфальтовый" маршрут - через Лодейное Поле и Винницы.
По пути из Карелии в Вологодскую область приятно остановиться на берегу Крёстного озера - оно рядом с дорогой.
А ещё мы пересекли несколько раз Оять. Разбирая летний фотоархив я не сразу вспомнил, "для чего мы снимали вот эти ёлки". Потом рассмотрел внимательнее и увидел воду - это и есть река Оять, если посмотреть по карте, то очень близко от места своего истока. Если бы не навигатор, то можно было проехать и не заметить.
Что характерно, в прошлом году навигатор от Яндекса дорогу до места назначения знал плохо, точнее проложил только пеший маршрут, а в этом году он этот же маршрут уже сделал "автомобильным".
Как экспедиция могла потерпеть неудачу на самом старте
А всё очень просто. Для того, чтобы выйти в Шимозеро на лодке, эту самую лодку удобно спустить у бетонного моста, который пересекает протоку между Шимозером и Долгозером. Неудобство только одно - у нас тихоходная лодка и путь по протоке занимает примерно полчаса. Ночевать мы планировали там же "на дамбе". Рыбаки оставляют здесь свои машины и едут в озеро. На островах есть рыбацкие домики. Как стоянка - место на дамбе никакое.
Когда приехали на Шимозеро, погода чуть было не испортилась - совсем недалеко повисла грозовая туча, и мы полчаса просто сидели в машине, наблюдая куда же её унесёт. Облака в небе двигались очень медленно. Над нами дождь так и не собрался, туча уползла куда-то на юг.
А ещё, я решил проехать на стоянку на берегу озера, тем более, что я знал, что стоянка есть и народ к ней проезжает. Поехал "по азимуту". Но, утоптанная дорожка быстро сменилась грязной колеёй со следами борьбы за проходимость автомобиля. Я "пролетел" грязное место, дотянул до ближайшей берёзки и под ней развернулся. Обратно ехать было труднее - дорога шла немножко в гору. Вторая пониженная и равномерный газ - УАЗик проехал и в обратном направлении. Колёса УАЗика фоткать не стал - сфоткал плюху грязи на средней стойке.
Следует заметить, что после проезда по грязной колее, от УАЗика пахло так, как будто мы проехали по навозу. Во что превратилась бы эта дорожка, если бы пошёл дождь - лучше не думать.
Я мысленно представил, что было бы, если бы мы застряли. Так-то ничего страшного, но время было бы потеряно. Пока собирали лодку грозовая туча окончательно куда-то делась и наступил чудесный летний вечер. Мы двинули в сторону Чёрной Ямы.
Поиски Чёрной Ямы
Когда отошли от берега, я вспомнил, что не взял с собой ни пилы ни топора, про бензопилу вообще в мыслях не было. Вода стоит низко и путь вполне мог быть завален деревьями. Почему не взял - лодка маленькая, да ещё надувная, лишние острые предметы на борту не нужны.
Включил в телефоне навигатор с топографической картой - всё очень просто: "После третьего островка надо зарулить в протоку" или что там есть.
Судя по времени на фотографиях, за сорок с небольшим минут мы дошли до устья протоки, которая ведёт к Чёрной Яме. По пути пришлось пару раз очищать винт мотора от намотанной травы.
Вот эта протока, что на фото ниже - судя по всему, устье Вешкручья. К сожалению, исследовать устье Вешкручья было некогда.
Сама протока оказалась очень удобной для навигации - мы встретили только один топляк!
После мыса протока сначала была широкой, потом сузилась, потом снова расширилась. Надо заметить, что год назад вот этот сухой березняк стоял затопленный в воде и местность выглядела скорее всего более мрачно. Берёзки жалко. Им скорее всего лет десять - пятнадцать. было.
До Чёрной Ямы я ходил пару раз пешком через лес, опасался, что не опознаю её с воды. Но, когда увидел, сомнения отпали - это Она!
Наука начинается там, где начинают измерять
Я достал приспособление для измерения глубины.
Кстати, груз я подобрал удачно и "верёвку" в виде матерчатой рулетки тоже - момент достижения грузом дна ощущался хорошо и качество дна ощущалось тоже.
Недостаток подготовки - надо было телефон упаковать в непотопляемый футляр. Телефон я не утопил, но мысль как бы его не утопить, портила настроение.
С погодой нам повезло, а самое главное, мы случайно зашли в Чёрную Яму в удачное время суток - солнце освещало лес на берегу и он выглядел не так мрачно.
Кстати о лесе, если присмотреться к ёлкам на берегу, то видно, что подтопление они пережили, но с трудом.
Ещё надо заметить, что никаких признаков утекания воды под землю я на поверхности не обнаружил! Чёрная Яма выглядела как обычная бухта на озере. В протоке течения тоже не ощущалось никакого. К сожалению, на замеры скорости течения не было времени, да и "инструмента" тоже.
Долго оставаться на Чёрной Яме нам было нельзя - надо было идти обратно, плюс была идея "одним рейсом" посетить часовню Кирика и Иулитты в Каменном Наволоке.
На обратном пути мы остановились и я сделал несколько промеров глубины в самой узкой части протоки, но об этом будет в "научной" части.
Обратный путь по воде
На обратном пути Лена сфотографировала вот такую большую птицу, судя по всему, это цапля:
Дошли до Каменного Наволока. Часовня на месте.
Я прогулялся до часовни и на этом карта памяти в фотоаппарате закончилась. Прошлым летом волонтёры из группы “Общее Дело. Возрождение деревянных
храмов Севера” отремонтировали эту часовню и тем спасли её от разрушения.
Ещё рядом с часовней я встретил вот такой камень:
Камень с такой же поверхностью я так же видел в этих краях на обочине свежеотсыпанной лесовозной дороги. Откуда взялись такие камни попробую рассказать во второй "научной части". Пока только замечу, что точно такую же форму приобретает песок на мелководье Ладожского озера.
Бетонный мост
Благодаря низкой воде на этот раз удалось поближе рассмотреть "бетонный мост" через протоку между Долгозером и Шимозером, по которому идёт дорога в Пелкасску.
Сооружение капитальное. И как видно, бетонные секции были привезены, а не залиты на месте. Когда-то в этих краях кипела жизнь! От местного жителя я узнал, что бывает так, что вода не только полностью скрывает этот мост, такое я и сам видел, но даже затапливает дорогу! Вот уже не помню где читал, что причиной ликвидации окрестных деревень стало то, что Шимозеро начало выходить из берегов. На самом деле, просто до этих мест далеко. В Карелии деревни на таком же удалении от "цивилизации" тоже расселены.
Оставив Лену на берегу, я не мог отказать себе в удовольствии пройти на лодке под этим мостом.
И я оказался в Долгозере.
В отличие от протоки, под мостом течение ощущалось! Зная сечение и скорость течения, можно достаточно точно определить расход воды. Покатавшись под мостом, я вытащил лодку - пора уже было ужинать и спать.
На следующий день
Мы поехали в лес, а перед этим я сделал ещё один замер - измерил температуру воды в озере:
По дороге мы доехали до мостика через Вешкручей. Ехать по нему я не решился. Некоторые брёвна в этом мостике мне знакомы ещё с 2013-го года. Вытаскивать провалившийся УАЗ в наши планы не входило. Прогулялись немножко пешком.
За мостиком наш ждала вот такая картина - никем не тронутые белые грибы, растущие прямо на дороге. Но, к сожалению, жара и солнце сделали своё дело - червивые и местами высохшие.
А вот и "наше бревно". В наш первый приезд в эти края мы ручной пилой и топориком разобрали завал на этой дороге - фрагмент перепиленной нами ёлки лежит до сих пор. Ностальгия. Это бревно мы пилили в 2012-м году.
На жаре в лесу мы пробыли не долго. Я отметил про себя, что когда в лесу жарко, то даже комары как-то не кусают, а может Лена им понравилась больше. На обратном пути решили завернуть на Нажмозеро. Нажмозеро примечательно тем, что подъезд к нему "без экстрима", и вода в нём довольно прозрачная.
Ещё остановились у начала тропы на гору Гапсельгу - самую высокую точку Ленинградской области.
На гору идти было некогда, да и я там уже был. Судя по всему, тропу обустроили ещё лучше.
Ненаучный итог экспедиции
Из лесных трофеев - набрали немножко морошки:
Самое главное, в результате этой короткой поездки в самом начале отпуска у меня произошла как бы перезагрузка - меня окончательно отпустила работа.
А ещё для себя я прояснил некоторые моменты загадочного поведения Шимозера. Мыслями поделюсь во второй "научной" части статьи. Пока надо заняться собственным ликбезом в области геологии - причесать мысли. Невзрачное на вид место, если к нему присмотреться оказывается очень интересное. Постепенно зреют планы на следующую экспедицию.
Как нас затянуло в эти края можно почитать здесь:
Мои размышления о причинах и механизмах периодического обмеления Шимозера