Летом 2013-го года мы снова собрались в Карелию. И поскольку в первую поездку посмотрели далеко не всё, плюс пришло осознание того, что через Яндозеро в Ошту всё же дорога есть, просто по неопытности я не опознал в той канаве дорогу, то решили снова по пути зарулить в Шимозёрские края....
Из предыдущей поездки был сделан вывод, что путешествие по лесам с палаткой - не самая хорошая идея. Стоянки есть не везде, погода хорошая не всегда. Поэтому в УАЗике было оборудовано полноценное двухспальное место. Теперь для ночёвки нам достаточно было "словить горизонтальку", то есть найти ровное место, чтобы "кровать" стояла ровно. Для контроля ровности в кармане двери поселился маленький строительный уровень из магазина Fix Price. Как показала практика - даже ровная полянка может оказаться не ровной, а спать головой вниз неудобно. Из внедорожных атрибутов с собой был "стандартный набор" - ручная пила, лопата, топор, ручной шинный насос, два домкрата - один "ромбик", другой чугунный из прошлого века, доставшийся мне по наследству. Тогда я считал, что с таким набором нигде не пропадёшь.
План был примерно таким: Доехать до Пелкасски, посмотреть Чёрную яму, потом переместиться на Яндозеро, стать там "лагерем", разведать дорогу и по ней проехать.
Дальше фотографии и комментарии что из этого получилось.
Первая ночёвка была на Мологе. Чтобы УАЗ стоял горизонтально под заднее колесо были положены чурбачки.
Газовой плитки у нас тогда не было - зато был угольный самовар.
Вид на нашу стоянку на Мологе.
В то время стационарного моста через Мологу в посёлке им. Желябова не было - он только строился. Понтонной переправы уже не было. Перед новым мостом можно видеть вросший в грунт старый понтон. Отсутствие переправы - не беда - переехали Мологу в Устюжне.
Это я на "Берегу детства" в посёлке им. Желябова. Лопата в руках - мы хотели накопать червей..... Уже не помню, получилось накопать или нет.... Кстати о червях. Я не рыбак, и часто случалось так, что черви путешествовали с нами несколько тысяч километров и возвращались обратно в свой родной огород.
Сфоткался сам - сфоткай УАЗик!
Мост через Ножему - Пяжелку!
А вот это "мост" через Ножему, выше по течению она не очень большая. В Шимозеро поехали более длинным, зато более сухим маршрутом. Выехав утром из Желябово к вечеру добрались до Шимозера.
Вот и "наше" бревно...
Шимозеро. Тогда там ещё косили сено и даже жил один житель.
С Сашей, который нас приютил прошлым летом, мы не пересеклись - он куда-то уехал по делам.... Зато познакомились со вторым жителем - тоже Сашей.
Это я упражняюсь в косьбе - руки помнят.....
Не удержался чтобы не сфоткать.
Саша разрешил нам встать во дворе дома Омшевых. "Там гадюки живут - вы их не трогайте," - предупредил нас Саша.
Ну да, вот одна из них. Наши пути не пересекаются..... Правда утром из УАЗика вылезали осмотрительно на всякий случай....
Ещё нам Саша показал дорогу на Каменный наволок - там сохранилась деревянная часовня. Естественно, мы отправились посмотреть.
Начиналось очень даже хорошо - просто зарастающая лесная дорога, но тропинка угадывалась.... Довольно скоро "вечер перестал быть томным" - наш путь преградил вот такой завал! Какая гимнастика, какие только позы не приняли наши тела, чтобы пролезть между стволов и веток....
Вывороченные корни ели - жутковато выглядит.
Выбрались на опушку леса. Запомнили место где выбрались.
Иван-чай выше человеческого роста! Где тут дорога.... Двигаемся сквозь заросли, ориентируясь по деревьям вдалеке.
Ура мы на Каменном наволоке. Берег, действительно, каменистый.
Вот и часовня - нашли не сразу!
Крыша конечно в плачевном состоянии. Потом я в интернете читал, что энтузиасты кое что починили, чтобы сохранить этот памятник культуры. В каком состоянии часовня сейчас - не знаю. Есть в планах взять с собой лодку - по воде добраться проще, тем более, дороги с тех пор никто там не ремонтирует, а те, что как-то угадывались в лесу заросли окончательно. Есть конечно ещё вероятность, что народ "натоптал" новые тропы от новоделанных лесовозных дорог.....
Осмотрев часовню, вернулись обратно до Саши.
Прогулялись до берега Шимозера. Берег низкий и болотистый.
Карта Шимозёрья. Оказывается, дорога идёт почти рядом со знаменитой Чёрной Ямой! Прогулялись посмотреть.
В интернете есть фотография, когда в этой яме нет воды. Сток из Шимозера находится на дне этой ямы. По наблюдениям, вода из ямы уходит поздней осенью....
Из Шимозера отправились на Яндозеро, так как в планах было прорваться на Ошту. На этом "туристическая" часть нашей поездки закончилась - началась внедорожная.
Фотки Чёрной Ямы сделаны примерно в два часа дня, до Яндозера ехать не далеко, в июле темнеет поздно.... Соответственно, добравшись до Яндозера, я сразу же отправился на разведку дороги...
Фотик с собой не брал, либо было не до фоток.
Первая приятная неожиданность - в обход той самой канавы через лес кто-то натоптал объезд. Дальше была грязь, но.... в неё тоже кто-то положил брёвнышки и вроде как проехать было можно.... Потом дорога была относительно беспроблемной - в основном сухо, где-то были объезды грязи....
Дальше дорога упёрлась в "супергрязь" со следами борьбы за проходимость автомобиля.... На "другом берегу" я увидел на дороге странные следы - первый след оставил гусеничный (бульдозер или экскаватор) а поверх него тянулся след легковушки, обутой совсем не во внедорожную резину..... Отгадка наступила быстро - я встретил двух мужиков на Ниве, которые как раз ехали на Яндозеро со стороны Ошты! Мужики мне сообщили, что застряли они не потому, что грязь непроходимая, а потому, что у Нивы в самый неподходящий момент заглох мотор, а трактор был нужен, чтобы вытянуть обездвиженную Ниву на сухое место для ремонта. А так, если бы не подвёл мотор, они проехали бы. Я им сообщил, что мы наоборот, стоим с другой стороны этой дороги.... Трактор, точнее экскаватор, в этой глухомани оказался потому, что как раз лесозаготовители неподалёку строили новую дорогу в километрах двух. За две тысячи рублей он согласился вытащить Ниву. Потом я с мужиками вместе прогулялись по этой дороге - они до ближайшего подхода к Яндозеру, а я дальше.... По пути я приметил уютную стоянку на берегу, а после "супергрязи", та самя грязь в начале дороги показалась мне несерьёзной....
В результате у меня родился такой план: Добраться до "уютной стоянки", заночевать там, а потом уже "штурмовать" супергрязь. А что, место хорошее, если что, можно несколько дней постоять.... Надо сказать, что грязь на лесных дорогах становится поменьше, если, например, прокопать бровки и дать воде уйти.... Лопата есть, пила, чтобы напилить веточек тоже....
Не долго думая, мы тронулись дальше.
"Приехали" удивительно быстро. Из-за того, что в начале грязи кто-то уложил брёвнышки - я медленно ехал на первой пониженной, чтобы с них не свалиться.... На выезде УАЗику чуть-чуть не хватило хода, он съехал назад в грязную яму, где ещё вдобавок сел мостом на какую-то деревяшку.
Подкладывание веточек не помогло. Фото сделано в седьмом часу вечера. Одна радость, что с правого борта и сзади к УАЗу был относительно хороший доступ. Вторая радость - мосты не в воде. Ближе к вечеру пришло понимание, что сегодня ночевать будем здесь.
Работы по вызволению УАЗика были прекращены. Я организовал костёр, жена отправилась за водой - вроде и не далеко, но уже заметно стемнело.
Вода в Яндозере относительно прозрачная. Сварили кашу, поужинали. Забрались в УАЗик спать. Не зря говорят, что утро вечера мудренее. Утром пришло понимание, что.... надо вытаскивать УАЗ по-взрослому.
Было изготовлено "инвентарное бревно". Кстати, прикольно было заметить это бревно на фотках других путешественников.
Задним умом, думаю, что можно было бы снять колпаки с колёс и упереть домкрат в ступицы.... После того, как все четыре колеса были поставлены на прочные ветки, я сел в УАЗ, завёл двигатель и тронулся как с городской парковки:
Кажется, Лена машет лопатой вслед уехавшему УАЗику.
Едем дальше на "уютную стоянку" - приводить себя в порядок.
Прочертив мостами, УАЗик таки одолел пологий глиняный подъём и остановился, чтобы подождать штурмана. Рядом со следами УАЗика видны следы мишки. Мишка был судя по всему, молодой.
Получается, что мишка прошёл по дороге после того, как я сходил на разведку - маловероятно, чтобы я тогда не заметил его следы..... Деваться нам, понятное дело было некуда - погода испортилась, грязь от этого меньше не стала.
Утром погода стала лучше. Разожгли костёр, сварили кашу. Я прогулялся до ближайшей засады.....
Вообще, на карте эта дорога обозначена как "тракторная" - колёсной технике это не сулит ничего хорошего. Как-то нам уже хватило вчерашних приключений. Решили возвращаться по своим следам. В принципе, тропу в Карелию мы нашли. Если бы за нами гнались немцы, то мы по ней проехали бы....
На обратном пути я как мог улучшил дорогу - накидал еловых веток, убрал лишние деревяшки... И прехал!
А бревно-то не одно! Тут до нас тоже кто-то сидел!
Кстати, пока сидели в луже, у меня была страшная мысль, что вот сейчас приедет кто-нибудь на подготовленном джипе и вытащит нас отсюда с позором.
Наверное, нам показалось, что приключений мало, и мы решили разведать ещё одну дорогу я её условно называю "Через Пустынку". Пустынка - ещё одна нежилая деревня... Ну мы и поехали. В принципе, расстояния небольшие, а солнце было высоко, да и погода налаживалась.
После того как застряли, я прогулялся до "тематического перекрёстка" с той дорогой, которая вела в Пустынку. По следам определил, что последний раз по дороге проезжал гусеничный вездеход, лёгкий мотоцикл, а сама дорога на Пустынку в сильно заросшем состоянии.... Ночевать в лесу не стали. Развернулись и вернулись в Пяжелку.
Честно сказать, мы уже немножко устали лазить по лесам и надо было как-то выбраться в сторону Карелии.
Решили проверить ещё один маршрут - из Пяжелки поехали в сторону Колошмы, а оттуда лесовозной дорогой на север. Дорога эта идёт как бы параллельно границе Ленинградской и Вологодской области.
Год назад, кстати, мы не нашли проезда из Вологодской в Ленинградскую область. Дорога упёрлась в недостроенный участок лесовозной дороги - экскаватор вытащил грунт из болота и оставил его сохнуть и оседать.... Там пешком было идти затруднительно... а больше вменяемых отвороток в нужном направлении не было.
Нужно заметить, что между областями и даже районами внутри областей существуют "лесоразделы" - каждый тянет лес в свой район. По этой причине - лесовозных дорог между областями либо мало либо нет вообще. Сейчас ситуация меняется - лесной бизнес вышел на новый уровень....
И нам повезло.
На том месте, где год назад не было дороги, она появилась!
Осознав, что мы выбрались и дальше дорога хуже не будет - остановились попить чайку в сосновом бору - время было обедать. Дорога вывела нас в Казыченскую.
Потом была Алёховщина, Лодейное Поле и наконец-то Карелия.