Многие россияне становятся жертвами телефонных мошенников. Поэтому с сентября введены новые правила обращения с финансами, направленные на борьбу с кибермошенничеством. Подробности — в нашем материале.
Новая система защиты
Жители Адыгеи всё чаще страдают от действий мошенников. Аферистов интересуют их личные кабинеты на портале «Госуслуги», где хранятся персональные данные.
«По телефону они представляются сотрудниками МФЦ и говорят, что на ваше имя пришло электронное письмо. Чтобы его получить, надо назвать код из СМС. И тогда у мошенников окажутся ключи от вашего личного кабинета на «Госуслугах», — сообщили в пресс-службе МВД по РА.
Чтобы этого избежать, теперь можно ставить самозапрет на выдачу кредитов и займов на портале «Госуслуги» и через МФЦ. Информация о самозапрете вносится в базу данных бюро кредитных историй (БКИ). При проверке заёмщика банки и МФО получают уведомление, что выдача кредита или займа запрещена. Мошенники останутся ни с чем. Установить и снять этот самозапрет можно неограниченное количество раз.
Ещё одна афера связана с желанием граждан обогатиться. Так, 58-летний житель Теучежского района, пользуясь мобильным приложением, увидел объявление о получении компенсации от государства. Заинтересовавшись, мужчина перешёл по ссылке. С ним связался якобы менеджер и объяснил процедуру получения выплаты. Потребовалось оплатить пошлину в размере около 20 тыс. руб. После перевода с потерпевшим связался другой «менеджер» и предложил заработок на бирже, который предполагал взносы для получения повышенных процентов. На продиктованные счета пострадавший перевёл более 200 тыс. руб.
«Чтобы снизить число подобных афер, граждане могут назначать доверенное лицо для подтверждения операций по вкладам и переводам. Если операция по счёту покажется ему подозрительной, он может отклонить её. Эта мера наиболее актуальна для пожилых людей. Также и банки, если операция кажется подозрительной, могут ограничить снятие наличных через банкомат на сумму более 50 тыс. рублей в сутки. Внимание обращается на следующие критерии: операция нетипичная для человека (он снимает большую сумму в три часа ночи), или заёмщик пытается обналичить кредит в течение суток после получения», — рассказал эксперт в области кибербезопасности Игорь Королёв.
Возможность подумать
Ещё одно важное правило в борьбе с жуликами — период охлаждения при выдаче кредитов. Промежуток времени между подписанием кредитного договора и перечислением суммы на счёт даётся клиентам банка, чтобы успокоиться и прийти в себя после общения с мошенниками. Если сумма их кредита или займа от 50 до 200 тыс. руб., деньги им переведут через четыре часа после подписания договора. Если сумма кредита или займа свыше 200 тыс. руб., ждать придётся не меньше двух суток (48 часов).
«Консолидация участников рынка в борьбе с телефонным мошенничеством и законодательные инициативы позволяют совершенствовать технические решения и предвидеть следующий шаг злоумышленников. Для нас крайне важно развивать меры защиты клиентов», — считает гендиректор мобильного оператора Антон Годовиков.