Найти в Дзене
ShadowTavern

10 сюжетных дыр, которые портят целые фильмы

Оглавление

У каждого фильма есть недостатки. Даже классика вроде "Челюстей" Стивена Спилберга или "Звёздных войн" Джорджа Лукаса временами жертвует логикой ради зрелищности, и это скорее вызывает улыбку, чем раздражение.

Это мелкие придирки в фильмах, которые остаются великими. Но иногда сценаристы или режиссёры заходят слишком далеко, и сюжетная дыра становится настолько заметной, что подрывает историю целиком, а порой даже делает её несмотрибельной. Ниже - список фильмов, где именно такие моменты вызывают наибольшее недоумение. Решать, губят ли они картину окончательно, остаётся за вами - пишите об этом в комментарии!

Хомячки для динозавров: Мир юрского периода - Jurassic World (2015)

У "Мира юрского периода" хватает спорных моментов, но самый абсурдный кроется в организации самого парка. В оригинальном "Парке юрского периода" посетители катались в автоматических капсулах на рельсах, которые надёжно запирались на время экскурсии. В "Мире юрского периода" туристам позволяют свободно кататься по саванне в прозрачных шарах-гиросферах рядом с живыми динозаврами. Кто вообще решил, что это хорошая идея?

Да, формально в этом загоне находятся только травоядные, но достаточно подростка, который решит подразнить трицератопса, или пожилой туристки, случайно спровоцировавшей пахицефалозавра, чтобы шар превратился в смертельную ловушку. Ситуацию усугубляет то, что двое детей умудряются спокойно съехать с маршрута, миновать сломанный забор и оказаться на территории старого парка. Ни сигнализации, ни блокировки, ни даже автоматического отключения транспорта при въезде в запретную зону - хотя уже даже современные городские самокаты уже умеют это делать.

Получается, что парк стоимостью в миллиарды долларов оказался менее безопасным, чем прокат электросамокатов, и это рушит само ощущение правдоподобия. Если уж идея "парка с динозаврами" должна работать в фильме, то такие мелочи обязаны быть продуманы до мелочей.

Зачем лететь, если можно поговорить?: Назад в будущее 2 - Back to the Future Part II (1989)

Вторая часть трилогии Роберта Земекиса хранит в себе сюжетную дыру, которая перечёркивает всю затею. В финале первого фильма Марти Макфлай возвращается из 1955-го в 1985 год и обнаруживает, что его жизнь изменилась из-за вмешательства в прошлое. Но в продолжении Док Браун прилетает за ним и уговаривает отправиться в 2015-й, чтобы предотвратить ошибку его сына.

-2

Проблема в том, что вся эта операция абсолютно лишена смысла. Согласно правилам, которые сам фильм установил ещё в первой части, Док мог просто прилететь к Марти в 1985 году и рассказать, чем всё закончится, предупредив о будущем. Один разговор решил бы проблему ещё до её возникновения, не позволил бы Биффу украсть спортивный альманах и разрушить временную линию, а заодно избавил бы героев (и зрителей) от пытки смотреть третью часть.

Каким-то образом Палпатин вернулся: Звёздные войны: Скайуокер. Восход - Star Wars: Episode IX - The Rise of Skywalker (2019)

"Звёздные войны" никогда не стремились к строгому реализму, но даже в этой космической саге есть моменты, когда сюжет выходит за пределы фантастики и превращается в откровенную нелепость. Самый показательный пример - внезапное возвращение Императора Палпатина в девятом эпизоде.

-3

В "Возвращении джедая" он погибает, в двух новых фильмах его нет вовсе, и вот вдруг - без малейшей подготовки - он снова появляется, занимая центральное место в финале истории. Ни объяснений, ни намёков, кроме знаменитой реплики По Дэмерона: "Каким-то образом Палпатин вернулся". Это и становится главным оправданием сценаристов, если не считать туманного заявления самого Императора о том, что он стоял за событиями прошлых частей и даже был Сноуком.

Такое решение превращает весь фильм в сплошной реткон, обесценивает финал оригинальной трилогии и оставляет зрителей с чувством, что сценаристы просто достали из рукава карту, на которую сами же не знали, как сыграть.

Помощь мертвецам, которые... живы?: Человек-паук: Нет пути домой - Spider-Man: No Way Home (2021)

"Нет пути домой" нашёл элегантный способ вернуть культовых героев и злодеев из прошлых фильмов о Человеке-пауке. В кадре снова появляются Тоби Магуайр и Эндрю Гарфилд, а вместе с ними Зелёный гоблин, Доктор Осьминог, Электро, Песочный человек и Ящер. Для фанатов это был настоящий подарок, но завязка сюжета сразу вызывает вопросы.

-4

Нам говорят, что все злодеи выдернуты из своих вселенных в момент перед смертью. Для Гоблина и Дока Ока это логично, для Электро ещё можно натянуть объяснение, но Ящер и Песочный человек вообще не подходят под эту схему. Первый просто превратился обратно в человека и попал в тюрьму, второй мирно улетел после примирения с Питером. Никто из них не погибал.

Можно возразить, что это "альтернативные версии", но тогда возникает вопрос: где остальные версии Гоблина и Осьминога? Почему эта логика работает избирательно? Сюжетный ход выглядит эффектным для ностальгии, но рушится при первом же внимательном взгляде.

Пробежать быстрее лазера? Легко! Но не всегда: Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза - Star Wars: Episode I - The Phantom Menace (1999)

"Звёздные войны" богаты на сюжетные дыры, и "Скрытая угроза" подарила одну из самых заметных. В самом начале фильма джедаи Оби-Ван и Квай-Гон оказываются под обстрелом дроидеков. И что они делают? Включают сверхспособность: бегут так быстро, что лазеры не успевают их догнать. Мгновение - и они спасены. Казалось бы, отличная демонстрация силы джедаев.

-5

Но проблема в том, что больше этот приём не используется никогда. Особенно странно это смотрится в финальной дуэли. Оби-Ван оказывается отделён от учителя силовыми полями, которые открываются с большой задержкой. Всё, что ему нужно, - использовать ту самую способность и добежать до Квай-Гона, чтобы помочь. Вместо этого он просто нервно расхаживает, крутит световой меч и ждёт. В результате Квай-Гон остаётся один на один с Дартом Молом - и мы знаем, чем это закончилось.

Если вы вводите эффектную способность в начале фильма, её нельзя просто выбросить из сценария того же самого фильма ради удобного исхода. Именно такие моменты и превращают напряжённый эпизод в комическую несостыковку.

Я косморейнджер, но замру, если войдёт человек: История игрушек - Toy Story (1995)

"История игрушек" - один из самых любимых мультфильмов, но даже у него есть логическая дыра, о которой зрители спорят до сих пор. Она связана с Баззом Лайтером. Когда он появляется в комнате Энди, он убеждён, что он настоящий космический рейнджер, выполняющий миссию на планете Зург. Он пытается связаться со штабом, чинит свой корабль и ведёт себя как герой научной фантастики.

-6

И вот тут возникает вопрос: если Базз не считает себя игрушкой, почему он замирает, когда в комнату входит Энди? Он не знает, что "правильное" поведение игрушки - притворяться неодушевлённым предметом, пока рядом человек. Откуда эта привычка? Существует какой-то встроенный протокол миссии, о котором мы не знаем? Или это просто сценарная дыра, которая нужна, чтобы история работала?

Да, искать логику в мультфильме о говорящих игрушках звучит глупо, но создатели сами установили правила этого мира - и тут же нарушили их. Именно поэтому поведение Базза в первой части до сих пор вызывает вопросы у внимательных зрителей.

Победный удар, нарушающий все правила: Парень-каратист - The Karate Kid (1984)

Если вы смотрели "Кобру Кай", то наверняка знаете об этой сюжетной дыре, ведь именно она стала одним из источников конфликтов в сериале. В оригинальном фильме 1984 года Дэниел ЛаРуссо выходит на турнир по карате, чтобы наконец-то противостоять школьным хулиганам. В финале он встречается с Джонни Лоуренсом из "Кобра Кай". Джонни использует запрещённые приёмы, за что получает предупреждения, но кульминацией становится знаменитый "удар журавля" от Дэниела, который приносит ему победу.

-7

И вот проблема: в самом начале турнира судья прямо озвучивает правило - удары в лицо запрещены. Финальный приём Дэниела нарушает это правило, но почему-то все судьи и зрители делают вид, что ничего не произошло, и тут же признают его победителем. Можно возразить, что и Джонни дрался грязно, но в его случае хотя бы фиксировались нарушения. Дэниел же выигрывает главный бой фильма, нанеся удар, который формально не должен был засчитаться.

Проще научить бурильщика летать в космос?: Армагеддон - Armageddon (1998)

"Армагеддон" Майкла Бэя - квинтэссенция кино 90-х. Он шумный, пафосный, до абсурда глупый, но при этом невероятно зрелищный и заряженный харизмой. Тут есть всё: ураганный экшен, грубоватый юмор и неизменный саундтрек Aerosmith. Но чтобы насладиться фильмом, зрителю приходится закрывать глаза на самую нелепую дыру в сюжете - его завязку.

-8

По сюжету NASA решает нанять команду бурильщиков, чтобы за несколько дней подготовить их к полёту и высадке на астероид. Идея настолько абсурдна, что сам Бен Аффлек однажды спросил у Майкла Бэя: "Почему проще научить бурильщиков быть астронавтами, чем астронавтов бурить?". Ответ режиссёра был прост: "Заткнись".

Да, от блокбастера не ждёшь строгой логики, но здесь глупость сценария доходит до такого уровня, что начинает выбивать из погружения. "Армагеддон" всё равно остаётся культовым, но его основу лучше не пытаться анализировать.

Призрак, который ходит на встречи: Шестое чувство - The Sixth Sense (1999)

М. Найт Шьямалан сделал себе имя благодаря "Шестому чувству", и до сих пор этот фильм вспоминают из-за финального поворота: детский психолог Малкольм Кроу, всё время помогавший мальчику, на самом деле сам был мёртв. Поворот сработал идеально в моменте, но при внимательном разборе он начинает разваливаться.

-9

Шьямалан сознательно строил сцены так, чтобы зритель поверил в "нормальное" взаимодействие персонажей, хотя его там не было. Например, когда мы видим Малкольма за столом с матерью мальчика, создаётся впечатление, что они общались. Но в реальности она его не видит. Значит, он просто вошёл в дом, сел и молча ждал ребёнка? Как он вообще "назначал встречу"? Откуда знал, когда прийти?

Вопросов становится ещё больше: как он записывал свидания с женой, ужинал с ней или даже просто попадал в закрытые помещения? Где он ночевал, менял ли одежду? Финальный твист мощный, но если задуматься о деталях, то вся его логика рушится, а сюжет начинает казаться искусственным фокусом ради шока.

Миссия Капитана Америки, которую нельзя было выполнить: Мстители: Финал - Avengers: Endgame (2019)

Финал саги о Мстителях строится на путешествиях во времени: герои собирают Камни Бесконечности, чтобы отменить щелчок Таноса, а затем кто-то должен вернуть их обратно, чтобы не разрушить временные линии. Эту задачу за кадром берёт на себя Капитан Америка. И именно здесь кроется проблема - его миссия в показанном виде была попросту невозможной.

-10

Каждый камень существовал в уникальной форме и требовал особых условий для получения. Камень Души можно было достать только через жертву. Камень Пространства существовал как Тессеракт, который нужно было восстановить с помощью асгардских технологий. Камень Реальности вообще был извлечён из кровотока Джейн Фостер. Камень Времени Халку доверила Древняя, но никакой гарантии, что Стиву она поверила бы. А Камень Разума пришлось бы отдать прямо в руки ГИДРЕ.

Получается, что Капитан Америка физически не мог вернуть все камни так, как это представлено в фильме. Даже если допустить, что он каким-то чудом справился, его действия всё равно породили бы новые временные линии - именно на это и указывала Древняя.

Спасибо, что дочитали. Больше таких разборов и актуального в моем Telegram - обязательно подпишитесь! Если было полезно - поддержите лайком и подпиской, ваша оценка важна.