Найти в Дзене
ShadowTavern

50 деталей "Прометея", которые 99% зрителей не заметили. Вселенная Ридли Скотта сложнее, чем вы думали

Франшиза "Чужой" снова движется в новом направлении, но именно "Прометей" в своё время вернул надежду на её будущее. В начале 2010-х казалось, что студия уже окончательно выжимает из ксеноморфов последние соки, но Ридли Скотт решил вернуться в режиссёрское кресло и дать вселенной новый шанс. Он давно вынашивал эту историю и наконец получил возможность воплотить её на экране.

"Прометей" оказался неоднозначным фильмом: для кого-то разочарованием, для кого-то - откровением, но бесспорно одно - десять лет назад он снова сделал "Чужого" темой номер один и разжёг жаркие споры среди фанатов, которые все еще не окончены. Более того, именно он вдохновил других авторов пробовать себя в этой вселенной, создавая новые истории и расширяя мифологию. А теперь давайте разберём самые удивительные факты о создании картины. Уверен, многие из них вас искренне удивят.

1. Истоки вдохновения

Ридли Скотт всегда умел соединять историческое и научно-фантастическое, но "Прометей" стал для него особым проектом.

Первоначально задумывавшийся как приквел к "Чужому", фильм превратился в исследование мифологии, которую сам Скотт заложил десятилетия назад. Название выбрано не случайно: титан Прометей, принесший людям огонь, стал символом жертвы во имя знания. На историю оказали влияние работы швейцарца Эриха фон Дэникена с его теориями о древних астронавтах, космических инженерах и небесных богах.

2. Идея Ридли Скотта

Фон Дэникен дал режиссёру направление, и Скотт сам признавался: "И NASA, и Ватикан согласны, что математически почти невозможно, чтобы мы оказались там, где мы есть сегодня, без небольшой помощи извне. Это мы и рассматриваем. Мы говорим о богах и инженерах, космических инженерах. Были ли пришельцы созданы как форма биологического оружия или как биология, которая должна была зачистить планету?"

3. Простой приквел

Проект начинался как прямой приквел с названием "Чужой: Инженеры" по сценарию Джона Спэйтса.

-2

Но затем Скотт пригласил Дэймона Линделофа, и тот за восемь месяцев переписал историю, убрав большинство прямых связей с "Чужим". В итоге "Прометей" стал самостоятельным произведением, лишь косвенно связывающимся с оригинальной франшизой. К слову, сценарий "Чужой: Урожай", наделавший шума в сети, позднее был признан подделкой самим Спэйтсом.

4. Возвращение к корням

Несмотря на самостоятельность, в "Прометее" есть прямые отсылки к фильму 1979 года. Самая заметная сцена - момент, когда героиня Шарлиз Терон, Мередит Викерс, отказывает в допуске на корабль заражённому Холлоуэю.

-3

Это зеркалит эпизод, где Рипли не впускает на борт инфицированного Кейна. Сходство подчёркивается даже репликами, повторяющими диалог оригинала.

5. Связь с Вернером Херцогом

Неожиданная деталь: фильм связан с творчеством Вернера Херцога. В начале "Прометея" мы видим наскальные рисунки с изображением движущейся лошади. Они взяты из пещеры Шове на юге Франции, известной по документалке Херцога "Пещера забытых снов" (2010). И у Херцога, и у Скотта сцены сняты в 3D. Ради объёмного изображения Скотт увеличил бюджет картины на 10 миллионов долларов, но эффект стоил того: "Прометей" - один из редких фильмов, где 3D ощущалось оправданным художественным решением.

6. Рейтинг R

Возвращение Ридли Скотта во вселенную "Чужого" стало событием, к которому было приковано внимание не только фанатов, но и студии. Глава 20th Century Fox Том Ротман лично пообещал, что видение Скотта не будет урезано ради кассовых рейтингов.

-4

Для режиссёра это было особенно важно, учитывая его опыт с "Бегущим по лезвию", у которого существует несколько финалов. В случае с "Прометеем" Скотт изначально нацелился на максимально жёсткий и мрачный фильм, и позже подтвердил, что именно театральная версия - его окончательный режиссёрский вариант, без каких-либо расширенных или исправленных версий (иронично, что в BD-версии куча вырезанных или расширенных сцен, которые фанаты позже собрали в единое целое с театралкой).

7. Связь с "Дюной"

"Прометей" наглядно показывает, как изменились возможности для режиссёров в воплощении больших идей. Но ещё в 70-е одна из самых амбициозных попыток - "Дюна" Алехандро Ходоровски - так и не состоялась. При этом её наследие ощущается до сих пор.

-5

В частности, куполообразное строение с черепоподобным фасадом в "Прометее" было основано на концепт-арте Г. Р. Гигера для замка барона Харконнена на планете Гьеди Прайм. Эти рисунки создавались именно для неснятой "Дюны" Ходоровски.

8. Связь с Дэвидом Лином

Андроид Дэвид в "Прометее" буквально одержим "Лоуренсом Аравийским" и цитирует его в ключевых сценах. Этот выбор неслучаен. Режиссёр фильма, Дэвид Лин, в своё время рассматривался как один из первых кандидатов на постановку "Дюны" Фрэнка Герберта. После отказа Лина проект пытался запустить Ходоровски, а затем к нему подбирался и сам Ридли Скотт. В итоге он отказался, но именно этот путь привёл его к "Чужому", где он объединился с художниками из команды Ходоровски. Так через несколько десятилетий круг замкнулся.

9. Азбука франшизы "Чужой"

Внимательные зрители давно заметили любопытный паттерн: имена андроидов во франшизе следуют по алфавиту. Эш (Ash) в "Чужом", Бишоп (Bishop) в "Чужих", Колл (Call) в "Чужом: Воскрешение" и Дэвид (David) в "Прометее". Это мелкая, но приятная деталь, которая связывает фильмы между собой.

10. Неформальные отношения

-6

В черновом сценарии "Чужого" 1979 года была сцена интимной связи между Рипли и капитаном Далласом, задуманная как правдоподобная деталь жизни экипажей в долгих космических рейсах. В итоге её вырезали, чтобы не менять восприятие Рипли. Но к этой идее Скотт вернулся в "Прометее", где показал связь между Мередит Викерс и капитаном Янеком. Это добавило истории дополнительный штрих реализма и подчеркнуло тему человеческих отношений на фоне немыслимых опасностей.

11. Джеймс Кэмерон и Ридли Скотт

Долгое время ходили слухи о совместной работе двух столпов франшизы - Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона. Они действительно встречались, чтобы обсудить пятый фильм, где Кэмерон должен был выступить продюсером, а Скотт - режиссёром. Но у студии 20th Century Fox были другие планы: вместо этого в 2004 году вышел "Чужой против Хищника". Кэмерон полностью отошёл от франшизы, а Скотт позже использовал часть идей, рождённых на встречах, в "Прометее".

12. Кастинг новой Рипли

Традиция франшизы - сильная главная героиня, и для роли Элизабет Шоу требовалась особенная актриса. Ридли Скотт случайно встретил Нуми Рапас, когда у неё была встреча с продюсером Майклом Костиганом.

-7

Скотт уже был её поклонником: он трижды посмотрел "Девушку с татуировкой дракона" (2009) и сразу предложил ей роль. Рапас согласилась, но студийные пробы всё же пришлось пройти.

13. Связь с Хищником

Хотя "Чужой против Хищника" провалил ожидания, у "Прометея" есть любопытная связь с этим кроссовером.

-8

Последнего Инженера сыграл Иэн Уайт - тот же актёр, который воплощал Хищника в обеих частях "AVP" (2004 и 2007).

14. Акценты экипажа

Для Нуми Рапас это был один из первых крупных голливудских проектов, и она работала с тренерами по речи, чтобы найти подходящий акцент для Шоу. Идрис Эльба, напротив, позволил себе больше свободы: его речь в фильме звучит как необычная смесь нескольких южных американских акцентов, добавляя герою легкую неформальность.

15. Сон на "Прометее"

Декорации корабля получились настолько правдоподобными, что Ридли Скотт предлагал актёрам жить и даже спать прямо на съёмочной площадке, чтобы сильнее погрузиться в атмосферу.

-9

Однако правила безопасности не позволили это реализовать. Да и вряд ли кто-то захотел бы отдыхать в окружении декораций, где за каждым углом может прятаться смерть.

16. Кукурузное масло и динамики

Для эффекта движущейся слизи в урнах художники по спецэффектам использовали необычное решение. Смесь кукурузного масла и спирта помещалась внутрь, а скрытый динамик создавал вибрации.

-10

В результате жидкость начинала странно колебаться в такт низким частотам, создавая ощущение живой материи.

17. Создание LV-223

Чтобы придумать облик планеты LV-223, арт-директор Стивен Мессинг изучил огромный массив архивов NASA. За основу взяли аэрофотоснимки Исландии и иорданской пустыни Вади-Рам, после чего художники доработали их, добавив инопланетные штрихи. Так получился пейзаж, одновременно чуждый и пугающе правдоподобный.

18. Новый язык

По заказу Ридли Скотта лингвисты из Лондонского университета разработали для фильма целый язык. Анил Билту предложил использовать реконструированный протоиндоевропейский (PIE), на котором говорили тысячи лет назад и который стал основой большинства современных языков Европы и Индии.

-11

Неудивительно, что именно Дэвид сумел его понять: по сюжету он обучался у лучших специалистов, включая самого Билту, который даже появляется в эпизодах рядом с андроидом.

19. Пожилой Гай Пирс

В образе дряхлого миллиардера Питера Вейланда Гай Пирс оказался неузнаваемым.

-12

Наложение грима занимало около пяти часов, а вот снять его удавалось за один. Этот процесс стал одной из самых трудоёмких процедур на съёмочной площадке.

20. Космический Жокей

В "Чужом" 1979 года появление Космического Жокея стало одной из самых загадочных и обсуждаемых сцен. Именно эта находка подтолкнула Ридли Скотта к созданию "Прометея". Режиссёр настаивал на включении Жокея в сюжет, видя в нём ключ к новой истории о происхождении ксеноморфов и прямую связку с будущим "Чужим: Заветом".

21. Хронология франшизы

Со временем хронология "Чужого" стала путаться, но Скотт обозначил всё чётко: действие "Прометея" разворачивается за 29 лет до событий оригинального фильма 1979 года, охватывая период с 2089 по 2093 год.

22. Философ, читающий лекцию

-13

Сцена со звёздной картой, которую Дэвид позже использует в собственных целях, одна из самых красивых во всём фильме. Её визуальный образ вдохновлён картиной английского художника Джозефа Райта из Дерби "Философ, читающий лекцию о модели Солнечной системы".

23. Радикальная стрижка

Один из самых заметных персонажей - геолог Файфилд. Его яркий красный ирокез родился из идеи самого актёра Шона Харриса и Ридли Скотта.

-14

Режиссёр сделал набросок "человека с радикальной стрижкой", и этот эскиз лёг в основу окончательного образа.

24. Раскадровки

Скотт не только режиссёр, но и художник. Для "Прометея" он лично создал десятки раскадровок, получивших среди команды название "ридлиграммы". Чтобы ускорить процесс, он устроил офис рядом с отделом производственного дизайна, что позволило мгновенно обмениваться идеями и утверждать концепты.

25. Съёмки на родине

Фильм стал для Нуми Рапас важным шагом в Голливуде, но первые сцены снимались в её родной Исландии.

-15

Эта часть работы оказалась для актрисы особенно значимой: она смогла встретиться с семьёй и проводить с ней время прямо во время съёмочных дней.

26. Режиссёр-фантаст

Несмотря на культовый статус в научной фантастике, "Прометей" стал для Ридли Скотта всего лишь третьим фильмом в жанре после "Чужого" (1979) и "Бегущего по лезвию" (1982). Кроме того, это был его первый опыт работы с 3D-форматом, который в начале 2010-х находился на пике популярности.

27. Скотт у руля

"Прометей" и "Чужой: Завет" сделали Ридли Скотта единственным режиссёром, снявшим более одного фильма во франшизе. Первоначально проект хотел возглавить Карл Ринш, но студия Fox настояла, что работать будет только со Скоттом. В итоге именно он вернулся к созданию вселенной, которую когда-то запустил.

28. Спорный бег

Сцена, где Викерс и Шоу бегут от катящегося корабля, вызвала шквал шуток: зрителям казалось абсурдным, что героини не свернули в сторону.

-16

Однако поведение оказалось довольно реалистичным. Психологи отмечают, что в панике люди часто бегут по прямой линии от источника опасности, не успевая оценить альтернативные пути. Можно спорить, что персонажи должны были заметить тень корабля, но в контексте паники их действия выглядят убедительно.

29. Камео Патрика Уилсона

Появление Патрика Уилсона стало неожиданным подарком для фанатов.

-17

Его эпизодическая роль была снята за один день в декорациях "африканской деревни", построенной недалеко от Лондона.

30. Странная Викерс

Образ Шарлиз Терон получился необычным благодаря режиссёрским указаниям.

-18

Скотт попросил актрису двигаться так, будто она не человек и всё время всех "выслеживает", подчёркивая её холодность и скрытность. В результате Викерс ощущается отстранённой и загадочной, а особенно любопытным элементом стала её напряжённая "почти семейная" динамика с андроидом Дэвидом.

31. Дэвид-киноман

Андроид Дэвид раскрывается через свои увлечения. В начале фильма он цитирует "Лоуренса Аравийского" и даже старается подражать герою Питера О’Тула. Для подготовки Ридли Скотт дал Майклу Фассбендеру список фильмов, включая "Слугу" (1963), чтобы тот уловил нужные интонации. А сцена с баскетболом - отсылка к броску Рипли в "Чужом: Воскрешение", только Дэвид выполняет трюк ещё эффектнее, да ещё и на велосипеде.

32. Связь с "Доктором Кто"

В 1963 году молодой Ридли Скотт мог стать дизайнером далеков для "Доктора Кто", но тогда он был занят другим проектом.

-19

Тем не менее режиссёр, похоже, оставил небольшой поклон сериалу: героиню "Прометея" зовут Элизабет Шоу, как и помощницу Третьего Доктора из седьмого сезона шоу.

33. Плохой приём в Ватикане

Католическая газета L'Osservatore Romano опубликовала разгромный отзыв на "Прометея". В нём утверждалось, что фильм "неуклюже обращается с деликатным вопросом вечной битвы добра и зла". Такое мнение резко контрастировало с обсуждениями в кинокругах, где картину воспринимали как смелую философскую фантастику.

34. Позвони ксеноморфу

Скотт прекрасно понимал, что классический ксеноморф стал слишком предсказуемым образом, поэтому в "Прометее" решил показать его предка.

-20

Однако фанаты сочли отсутствие "настоящего" монстра упущением, и режиссёру пришлось вернуть культовое существо уже в "Чужом: Завете".

35. Влияние Питера О’Тула

Фассбендер создавал Дэвида, вдохновляясь игрой Питера О’Тула в "Лоуренсе Аравийском". В его движениях и речи ощущается холодная элегантность актёра. Сам Фассбендер позже признался, что поведение андроида также содержит черты Лоуренса Оливье, ещё одного титана классического кино.

36. Камео режиссёра

Ридли Скотт сам не появляется в кадре, но в "Прометее" всё же сыграл роль - он управлял моделью Хаммерпеда (Молотоглава), змееподобного существа, нападающего на Милбёрна.

-21

Именно Скотт оживлял куклу в сцене, где монстр ломает герою руку. Большинство эффектов были практическими, и только момент, когда существо проникает в рот Милбёрна, сделали с помощью CGI.

37. Дизайн Хаммерпеда

Внешность Хаммерпеда продумывалась с особой тщательностью.

-22

Сквозь полупрозрачную кожу должны были просматриваться скелет и мускулы, покрытые перламутровыми красками. Первое впечатление от существа должно было напоминать сочетание гладкости и мощи кобры - одновременно притягательное и отталкивающее.

38. Метод погружения с монстрами

В оригинальном "Чужом" Скотт добился подлинных эмоций от актёров, скрыв подробности сцены с грудоломом. В "Прометее" он использовал ту же тактику в эпизоде с Хаммерпедом.

-23

Когда существо неожиданно вырвалось из манекена, крики Кейт Дики и её падение назад были настоящими - актриса не знала, чего ждать.

39. Рождение существа

Для сцены с операцией на персонаже Нуми Рапас был создан реалистичный манекен её тела. Пока Трилобит находится в плацентарном мешке, он полностью цифровой. Создатели долго работали над анимацией крови и слизи внутри, чтобы добиться ощущения настоящего физического процесса. При извлечении существо дёргалось и сопротивлялось, усиливая шок у зрителя.

40. Рождение Диакона

Концепт финального монстра, получившего название Диакон, предложил дизайнер Карлос Уанте.

-24

Его идея заключалась в том, что существа, рождённые от людей, должны выглядеть более человекоподобно и менее биомеханически, чем привычные ксеноморфы. Так появился прототип, символизирующий переходную форму. Изначально этого персонажа называли "Бишоп", но в итоговой версии закрепилось название "Диакон".

41. Заимствование у Animal Planet

Вдохновением для дизайна Диакона стали реальные морские обитатели. Скотт ссылался на акулу-гоблина с её выдвижной челюстью и на удильщика со светящимся отростком перед головой. Эти черты сделали монстра одновременно чуждым и биологически правдоподобным.

42. Синий цвет в дизайне

Карлос Уанте признавался, что сам не знает, почему Диакон получился синим. На концепт-артах этот цвет использовался лишь для того, чтобы подчеркнуть белизну кожи существа в тёмной обстановке.

-25

По замыслу художников, Диакон должен был напоминать альбиноса - простого, призрачного и красивого, как белуха в глубинах Арктики.

43. Женственность в Диаконе

Создатели решили, что генетический коктейль предка ксеноморфа обязан содержать женские черты. Нил Скэнлэн отмечал: "Он произошёл от Шоу и Холлоуэя, что породило трилобита. Мы старались сохранить в нём что-то от Шоу - некую женственность. Он был рождён от женщины, прежде чем родиться от мужчины".

44. Ода женственности

Трилобит задумывался не как простой аналог лицехвата, а как его метафора.

-26

По словам Невилла Пейджа, существо должно было оставаться тентаклевым и в каком-то смысле сексуализированным. Он даже шутил, что вложил в его дизайн "больше *тут зацензурю* женских половых органов, чем когда-либо", и посчитал это уместным для образа.

45. Попугай в деле

Звуковой дизайн играл важную роль в создании атмосферы. Звукорежиссёр Энн Скибелли использовала собственного попугая: она неделями записывала его звуки и позже применила их при создании тревожных сигналов, писка приборов и даже криков инопланетного ребёнка Шоу.

46. Мы впечатлили наших создателей

В одной из удалённых сцен Инженер сталкивается с видео, которое Холлоуэй отправил на их планету в качестве первого контакта.

-27

На записи Шоу играет на скрипке. Удивительно, но Инженер впечатлён этим моментом: на его лице появляется лёгкая улыбка, словно он не ожидал, что люди станут столь утончёнными существами.

47. Левит 22:3

Название луны LV-223 - не случайный набор цифр, а отсылка к библейскому стиху Левит 22:3. В нём говорится: "Если кто из всего потомства вашего, имея на себе нечистоту, приступит к святыням, то истребится душа та от лица Моего. Я Господь". В этих словах скрыта суть фильма и судьба экипажа, которые коснулись запретного.

48. В поисках мотивации

Логан Маршалл-Грин нашёл для своего героя Чарльза Холлоуэя необычное определение.

-28

Он говорил, что играет "учёного с X Games от ESPN 1994 года" - человека, который сначала прыгает, а потом думает. Этот подход идеально описывает бестолковую смелость Холлоуэя.

49. Отсылка к "Основанию"

Голографическое обращение Вейланда к экипажу это дань уважения к Айзеку Азимову. В цикле "Основание" Гэри Селдон также оставляет послания, которые воспроизводятся уже после его смерти.

-29

У Вейланда ситуация зеркальна: он говорит, что может быть мёртв к моменту просмотра, но ещё жив. Эта параллель подчёркивает литературные корни идей Скотта.

50. Альтернативный Файфилд
Мутация Файфилда изначально была реализована через массивный аниматроник и грим, но сцену позже перерисовали CG-версией с вытянутыми конечностями и полупрозрачной головой.

-30

Эти кадры есть в материалах и разборках VFX, хотя в фильм так и не попали. Зато на BD есть расширенная сцена битвы с мутировавшим ученым - она значительно длиннее оригинала.

Спасибо, что дочитали. Больше таких разборов и актуального в моем Telegram - обязательно подпишитесь! Если было полезно - поддержите лайком и подпиской, ваша оценка важна.