Снять хороший фильм - с толковой режиссурой, внятным сценарием и харизматичными героями - ещё не гарантия успеха. Всё решает упаковка. Трейлеры и постеры важны, но главная деталь - это название. Именно оно либо цепляет зрителя сразу, либо делает так, что картину пролистывают мимо. Яркое или интригующее название - половина успеха. А вот безликое, банальное или специально запутывающее становится билетом в кассовую яму.
Недавно на Reddit разгорелась дискуссия на эту тему, и я собрал 10 фильмов, которые сами себя похоронили из-за названия.
Безликое имя: Джон Картер - John Carter (2012)
Прошло больше десяти лет, но логика Disney при выборе названия для своего дорогостоящего научно-фантастического блокбастера всё ещё вызывает вопросы. Фильм снимался по роману Эдгара Райса Берроуза "Принцесса Марса", однако студия решила, что такое название отпугнёт мальчиков. Вариант "Джон Картер с Марса" обсуждался, но в итоге был отвергнут — считалось, что слово "Марс" способно отпугнуть женскую аудиторию. Дополнительным фактором мог стать и провал недавней анимационной картины Disney "Мама для Марса", после которой студия явно старалась избегать любых упоминаний Красной планеты.
Проблема в том, что "Джон Картер" не передаёт сути фильма. Для зрителя это просто имя случайного человека без намёка на фантастику или приключения. Стремясь угодить всем, Disney не зацепил никого, и результатом стали катастрофические кассовые сборы. Сам фильм нельзя назвать шедевром, но с более ярким и интригующим названием его судьба точно могла сложиться удачнее.
Лишние буквы: Судья Дредд 3D - Dredd 3D (2012)
Когда в прокат вышел перезапуск "Судьи Дредда", зрителям представили его под названием "Dredd 3D". Такой выбор сразу давал понять, что главная ставка делается не на суровый экшен и атмосферный триллер, а на эффект 3D, который к тому времени уже переставал быть модным и точно не мог вызвать особого интереса. В итоге у аудитории сложились неверные ожидания, а желание сравнивать новый фильм с нелепым проектом 1995 года со Сталлоне только усилилось.
Критики и немногие зрители, которые всё же пошли на показ, оценили картину очень высоко, но сама вывеска нанесла репутационный удар. Многие попросту не пришли в кино, и "Дредд" провалился в прокате даже при сравнительно скромном бюджете в 45 миллионов долларов. На домашнем видео ситуация выглядела лучше, и неслучайно именно там фильм выпускался уже без приставки "3D", однако момент был упущен — продолжение так и не появилось.
Путаница жанров: Колдун - Sorcerer (1977)
Фильм Уильяма Фридкина "Колдун" — напряжённый ремейк французской классики 1953 года "Плата за страх". Но в прокате картина провалилась по одной простой причине: у неё было абсолютно обманчивое название. В "Колдуне" нет ничего сверхъестественного — это жёсткий триллер о четырёх беглецах, вынужденных перевезти через джунгли два грузовика с нестабильным динамитом.
Зрители, помня предыдущую работу Фридкина "Изгоняющий дьявола", ждали мистики и хоррора, а получили историю о человеческой храбрости и обречённости. Само название объясняется просто: один из грузовиков носит имя "Sorcerer", навеянное альбомом Майлза Дэвиса, а для режиссёра это символизировало злую судьбу, управляющую жизнями героев. Однако для массового зрителя такая логика была слишком далека, и непонятно, как Universal и Paramount согласились на подобное решение, ведь у "Платы за страх" уже было название, которое и звучит эффектно, и идеально отражает суть истории.
Непонятный агент: Квант милосердия - Quantum of Solace (2008)
Когда объявили, что продолжением "Казино "Рояль"" станет фильм с названием "Квант милосердия", многие зрители откровенно недоумевали. У бондианы всегда хватало странных заголовков, включая легендарную "Осьминожку", но именно этот оказался самым трудным для восприятия широкой аудиторией.
По сути, это словесный винегрет, "Quantum of Solace" в буквальном смысле означает "малая мера утешения". В контексте истории это логично: 007 переживает последствия трагических событий "Казино "Рояль"" и пытается найти хоть какое-то внутреннее равновесие, параллельно сталкиваясь с новой организацией "Квант". Но само название звучит слишком сухо и академично, лишено той притягательности, которой всегда славились фильмы о Бонде. Оно не сексуально, не загадочно и не манит к кассе. Картина всё же была успешной, но собрала меньше предшественника, и виной этому можно считать не только более скромное качество самого фильма, но и заголовок, который изначально сбивал с толку и не отсылал к супер-шпиону.
Без Майкла Майерса: Хэллоуин 3: Сезон ведьм - Halloween III: Season of the Witch (1982)
Выход третьей части "Хэллоуина" стал для фанатов настоящим разочарованием. После двух фильмов зрители были уверены, что снова увидят Майкла Майерса и его кровавую резню в Хэддонфилде, но Джон Карпентер задумал другое. Вместо прямого продолжения он решил превратить франшизу в антологию, где каждая часть рассказывала бы новую историю. Так появился "Сезон ведьм" — проект Томми Ли Уоллеса, в котором зловещая корпорация готовит массовое жертвоприношение детей, пряча языческие ритуалы в праздничных масках со встроенными микрочипами. Ну бред же.
Идея могла бы сработать, если бы создатели не оставили в названии слово "Хэллоуин" и особенно цифру "три". Большинство зрителей чувствовало себя обманутыми отсутствием Майерса, и обсуждение фильма свелось исключительно к этому. Лишь годы спустя "Сезон ведьм" начали воспринимать как самостоятельное произведение, и он обрёл культовый статус. Но в 1982-м неправильное название убило шансы на развитие антологического формата и вынудило студию вернуть культового маньяка уже в "Хэллоуин 4: Возвращение Майкла Майерса".
Непродажная жизнь: Жизнь Чака - The Life of Chuck (2024)
Фэнтезийная драма Майка Флэнагана "Жизнь Чака" получила отличные отзывы и от критиков, и от зрителей, а на кинофестивале в Торонто даже забрала приз зрительских симпатий. Но в прокате картина собрала всего 11,5 миллиона долларов по всему миру — провал для фильма, который ещё недавно рассматривался как потенциальный оскаровский претендент. Продать сложную адаптацию Стивена Кинга аудитории без спойлеров и так было непросто, а выбранное название сделало задачу почти невозможной.
Да, это имя новеллы Кинга, но стоит вспомнить, что сама она выходила в сборнике с куда более интригующим заголовком — "Если оно кровоточит". "Жизнь Чака" же звучит как спокойная бытовая драма, а не как масштабная фантастическая притча. В результате зрители просто не понимали, что их ждёт на экране, и это стало одной из нескольких маркетинговых ошибок студии Neon. Дополнительный удар нанёс и годичный простой на полке после премьеры на TIFF: интерес публики успел остыть, а к моменту выхода эффект от фестивальной шумихи давно исчез.
Что за буквы?: Большой и добрый великан - The BFG (2016)
На бумаге адаптация классического романа Роальда Даля под руководством Стивена Спилберга выглядела как гарантированный хит. Но на практике "The BFG" провалился в прокате, и главным подозреваемым сразу стало название. В этом случае чрезмерная верность исходному материалу сыграла против фильма: Спилберг сохранил аббревиатуру из оригинальной книги 1982 года, не учитывая, что для современного зрителя она звучит абсолютно непонятно.
На бумаге адаптация классического романа Роальда Даля под руководством Стивена Спилберга выглядела как гарантированный хит. Но на практике "The BFG" провалился в прокате, и главным подозреваемым сразу стало название. В этом случае чрезмерная верность исходному материалу сыграла против фильма: Спилберг сохранил аббревиатуру из оригинальной книги 1982 года, не учитывая, что для современного зрителя она звучит абсолютно непонятно и отсылала к оружию BFG в популярной игре Doom.
Слишком обыденно: Пустой человек - The Empty Man (2020)
Этот фильм стал одним из самых недооценённых хорроров последних лет. "Пустой человек" вышел в разгар пандемии, получил хорошие отзывы, но студия Fox буквально отправила его на убой, не веря в проект и выбрав для него максимально невыразительное название. Уже сама вывеска рисует картину как очередной шаблонный ужастик про сверхъестественное, какой зрители видели десятки раз.
Вместо того чтобы подчеркнуть уникальность истории, название моментально вызвало ассоциации с "Слендерменом" и "Бабадуком". Критики получили лёгкий повод для шуток про пустые залы в октябре 2020-го, и это окончательно закрепило провал. Тем не менее на домашнем видео "Пустой человек" обрел вторую жизнь: фанаты хорроров постепенно открыли для себя атмосферный, необычный и куда более талантливо сделанный фильм, чем можно было предположить по его безликому названию.
Название-пустышка: Грань будущего - Edge of Tomorrow (2014)
Один из самых крепких и ярких научно-фантастических фильмов десятилетия, "Грань будущего", так и не сумел в прокате отбить гигантский бюджет в 178 миллионов долларов. Причины во многом лежат в плоскости маркетинга, а главным камнем преткновения стало выбранное студией название. Paramount отказалась от оригинала романа Хироси Сакуразаки "Всё, что тебе нужно — это убивать", опасаясь, что слово "убивать" отпугнёт массового зрителя.
Режиссёр Даг Лайман предлагал альтернативу — "Живи, умри, повтори". В итоге эту фразу использовали лишь как рекламный слоган, а в качестве основного названия закрепили "Грань будущего". Но что оно вообще означает? Это максимально общее и размытое сочетание слов, которое звучит абстрактно и не даёт зрителю ни малейшего представления о сути фильма. После слабых сборов студия начала активно продвигать вариант "Живи, умри, повтори" уже на домашнем видео, а на цифровых платформах фильм и вовсе выходил под двойным названием. Жаль, что это решение не было принято изначально: более цепкий и честный заголовок вполне мог бы обеспечить проекту несколько продолжений.
Обман ожиданий: Оно приходит ночью - It Comes at Night (2017)
Психологический хоррор Трея Эдварда Шульца оказался умеренно успешным в прокате, но реакция зрителей была заметно холоднее, чем у критиков. И главная причина — название, которое откровенно обещает одно, а на деле даёт совершенно другое. Фраза "Оно приходит ночью" напрямую намекает на чудовище или хотя бы на зловещую силу, которая будет терзать героев, но в фильме этого попросту нет.
На экране нет монстра, зомби или сверхъестественной угрозы. Это камерный триллер о недоверии и паранойе в постапокалиптическом мире, где главный ужас рождается из человеческих страхов и подозрений. Название, выбранное в метафорическом ключе, многих зрителей попросту обмануло, и разочарование было неизбежным. В итоге фильм обрел репутацию "хоррора без хоррора", хотя на самом деле это крепкая драматическая работа. A24, впрочем, вряд ли сильно сожалела: при бюджете в 5 миллионов долларов картина собрала 20 миллионов и принесла студии прибыль.
Спасибо, что дочитали. Больше таких разборов и актуального в моем Telegram - обязательно подпишитесь! Если было полезно - поддержите лайком и подпиской, ваша оценка важна.
Поддержать канал можно по ссылке ниже! Спасибо!