Создание крупных броненосных кораблей, а затем и целых эскадр броненосцев в конце XIX века поставило перед флотами мировых держав вопрос о разработке тактических способов применения новых боевых единиц и соединений на их основе. Военно-морской флот каждой страны по-разному и в разных объемах отрабатывали вопросы применения своих боевых эскадр, проверяя их сплаванность, согласованность действий, умение маневрировать и управлять огнем. Причем постепенно от выполнения простых и сложных маневров где-то на знакомом рейде все чаще и чаще командующие соединениями и эскадрами переходили к более сложным, часто многодневным учениям. Отличались и подходы к выбору участников таких учений. Так, в России на Балтике ежегодно формировалась Практическая эскадра, в которую входили различные боевые корабли для отработки тактических эволюций, маневров, стрельб и учений. С 1869 года на Балтике ежегодно формировался Учебно-артиллерийский отряд Балтийского флота, а с 1874 года - Учебный минный отряд, причем в эти плавания выделяли корабли и из боевого состава флота (не всегда самые современные). При этом главные акцент делался на том, чтобы готовить специалистов, для укомплектования боевых кораблей флота, чем на общую подготовку эскадр, постоянного состав которых определялся чаще всего только для заграничных плаваний.
В свою очередь британский флот ежегодно проводил учения, привлекая для этих целей штатные корабли флота Метрополии, Средиземноморский флот и другие соединения. Маневры у Триполи, в котором погиб флагман адмирала Трайона - броненосец "Виктория", как раз одни из многих. Американский флот пошел еще дальше, решив проверит готовность своего флота к масштабным океанским переходам, а заодно повысить сплаванность экипажей кораблей и их командиров. И отправил в кругосветное плавание (1907-1909 годы) свой "Большой белый флот" (Иногда его называют - "Великий") из 16 новейших броненосцев.
Любопытно, что в Германии в 1908 году даже озадачились вопросом, а может ли Великобритания сделать нечто подобное, а именно, отправить в заграничные воды такой же по силе флот, как американский, и при этом не оказаться ослабленной перед строившимся германским флотом. Расчеты (по существующим тогда методиками подсчета боевых коэффициентов флотов) показали, что, имея 24 эскадренных броненосца, 8 броненосцев береговой обороны и 8 броненосных крейсеров, германский флот обладает боевым коэффициентом равным 1440. В тоже время Великобритания, имея 55 эскадренных броненосцев, 38 броненосных крейсеров - 4600. Что оставалось в этом случает германскому флоту? Правильно - совершенствовать боевую выучку существующих эскадр и уповать на постройку дредноутов, которые были уже заложены. Причем маневры германского флота были довольно регулярными, проводились по конкретным замыслам с привлечением тех сил, которые имелись у флота. Предлагаем познакомиться с замыслом и ходом одних таких учений, проведенных осенью 1905 года (как раз в эти дни сентября).
Для маневров германского флота, в промежуток времени с 6 по 12 сентября (н.ст.) 1905 года была назначена тема: «Неприятельский флот блокирует устье Эльбы, а заблокированный там флот старается прорваться в море».
Блокирующая эскадра («желтая» сторона), находившаяся под командою вице-адмирала Фишеля, состояла из 9 эскадренных броненосцев («Мекленбург», «Веттин», «Заринген», «Кайзер Карл дер Гроссе», «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», «Кайзер Фридрих III», «Верт», «Бранденбург», «Вейсенбург»), 1 большого крейсера «Принц Генрих», 4 малых крейсеров и 2 отрядов миноносцев. Как видим основу "атакующей эскадры" составили три эскадренных броненосца типа "Виттельсбах" ("Мекленбург", "Веттин", "Заринген"), три эскадренных броненосца типа "Кайзер" («Кайзер Карл дер Гроссе», «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», «Кайзер Фридрих III») и три броненосца типа "Бранденбург" ("Верт", "Бранденбург", "Вейсенбург").
Блокируемая им эскадра («синяя» сторона) под командой вице-адмирала Бодиссена, состояла из 3 броненосцев («Эльзас», «Брауншвейг», «Виттельсбах»), 2 броненосцев береговой обороны), 5 малых крейсеров и 4 отрядов миноносцев. Здесь основной силой можно считать два новейших эскадренных броненосца типа "Брауншвейг" ("Брауншвейг", "Эльзас"), которые менее года как вошли в строй немецкого флота и броненосец "Виттельсбах".
Главный распорядитель маневров, адмирал фон Кестер держал свой флаг на броненосце «Кайзер Вильгельм II» (тип "Кайзер"), и находился при блокируемой эскадре. Как видим, в этих маневрах принял участие почти весь "линейный флот" Германии, отсутствовали броненосцы "Швабен" (типа "Виттельсбах") и "Кайзер Барбаросса", даже "бранденбурги" использовали (кроме одного). Что касается броненосцев береговой обороны "синей" эскадры - то по всей видимости в их качестве использовались броненосцы типа "Зигфрид", которые (судя по "Ташенбух 1909 года") все еще числились в составе флота, или пара броненосцев типа "Один".
В описании этих маневров, которое было опубликовано на страницах русского "Морского сборника" в 1905 году отмечается, что: "...Состав обоих эскадр показывает, что «желтая» сторона отличалась однородностью типов судов и их боевого вооружения и защиты и обладала эскадренной скоростью хода в 17 узлов. Наоборот, «синяя» сторона была весьма слаба в этом отношении, так как там имелись только 3 линейных корабля одинаковые между собою в отношении боевого вооружения, защиты и скорости хода. В состав ее входили 2 небольших броненосца береговой обороны (по 4000 т) и 5 крейсеров, из которых 3 были новой постройки, остальные же 2 - очень старые. Эскадренная скорость хода этой стороны не превышала 15 узлов".
В целом можно согласиться с такой оценкой, но надо отметить, что атакующая эскадра, от которой требовались решительные действий, все же состояла из кораблей трех типов, которые хотя и имели примерно одинаковые ТТХ (в части скорости, например), но все же отличались конструктивно. Так три броненосца типа "Бранденбург" все таки выделялись, хотя бы 283-мм орудиями (причем с длиной ствола 37 и 32 калибра), от двух других типов с 238-мм/37 орудиями. Можно допустить, что на существующих в то время дальностях огня это было не существенно, и немцы все еще рассчитывали на шквал 150-мм снарядов, однако корабли "условного противника" были современнее. Два линейных корабля (броненосца) "синей" эскадры из трех имели современные 283-мм/37 орудия, а также по 14-173-мм/37 орудий среднего калибра с более тяжелым (чем у 150-мм) снарядом. Что касается скорости - то ведь не обязательно ставить в линию броненосцы береговой обороны, в тоже время три современных броненосца - были не менее быстроходны чем корабли "условного противника".
В свою очередь, обращает внимание, что «синяя» (обороняющаяся) сторона имела в своем распоряжении 4 отряда миноносцев, а «желтая» только 2, то предполагалось, это могло возместить неравенство в численности линейных кораблей и дать «синей» стороне возможность, в случае успешности произведенных ранее минных атак, попытаться прорваться в море и помериться силами с противником в открытом бою. Согласитесь - интересный замысел, только какой смысл трем броненосцам прорываться в море для эскадренного боя против девяти броненосцев? Прорыв не имел в этом случае смысла, если бы его задача не стояла в попытке уйти в другие базы (пользуясь скоростью).
Любопытны условия маневров, которые касались и базирования кораблей противоборствующих сторон. Так, броненосцы блокирующей эскадры расположились удобным образом вне пределов видимости берега. А их большие и малые крейсера, и миноносцы разместились последовательно в таком же порядке ближе к берегу. Вероятно, в этом была какая то идея, но не ясно на чем она основывалась - согласно этой легенды блокирующий флот (предположим, британский) должен был подойти к германскому побережью и возле него как то "удобно разместиться". Немцы ориентируются на опыт адмирала Того и его стоянки на островах Эллиот? Но согласитесь, одно дело - найти стоянку японцам у берегов Китая, другое - британцам у германского побережья.
А вот Обороняющая сторона была поставлена в более невыгодные условия. Казалось бы - им проще, они находятся в районе своей базы под прикрытием береговых батарей. однако согласно легенды учений "Заблокированному флоту приходилось бороться с сильными приливными течениями и пользоваться, как убежищем, якорными стоянками весьма слабо укрепленными". Единственное что облегчало задачу - устье реки Яде предполагалось загражденным затопленными судами и минами, а для наблюдения за этим заграждением было назначено особое судно. Вот такие исходные данные.
Для заметок: можно предположить, что германское командование намеренно ставило "синюю" эскадру в сложное положение, так как предполагала, что именно немецкому флоту придется в подобных условиях противостоять превосходящему противнику. Кстати, странно, но почему еще не учитывался фактор Гельголанда?
Маневры начались 6 сентября 1905 года и первые два дня (6-7 сентября) происходили действия лишь между крейсерами и миноносцами, при чем блокирующая эскадра условно потеряла 3 бронированных (так в источнике) крейсера и 2 малых крейсера, а блокируемая эскадра - 1 крейсер и 5 миноносцев. Кстати, на этом этапе можно признать, что преимущество в данный период оказалось на стороне "синих".
Здесь сразу возникает вопрос - как потери могут составить три крейсера, если у вице-адмирала Фишеля был только один. Да, в действительности в составе «желтой» эскадры находился лишь один броненосный (большой) крейсер - «Принц Генрих», а потеря ей трех крейсеров этого класса объяснялась условием, принятым "в виду извлечения возможно большей пользы для офицеров и команд из столь непродолжительных маневров и состоявшим в том, что один и тот же корабль мог последовательно представлять несколько судов своего класса". Как бы мы сейчас сказали - игровая условность, которую учитывали "посредники".
8 сентября 1905 года маневры перешли в активную фазы - «желтый» флот, воспользовавшись проливным дождем, приблизился к выходу. Наблюдавшее за заграждением судно "синих" было вынуждено отступить, и прежде, нежели оно вернулось с подкреплениями (радио не функционировало?), блокируемые успели разрушить заграждение и занять такую позицию, из которой их нельзя было выбить. К сожалению, "Морской сборник" не конкретизирует что за "позицию" можно было занять в море, на рейде.
В ответ, на следующий день, 9 сентября, на рассвете, «синие» броненосцы и крейсеры вышли полным ходом из Эльбы с целью произвести внезапное нападение на неприятельские крейсеры и "захватить их" (возможно, этот прием предполагался правилами учений). Миноносцы "синих" не принимали участия в этом предприятии из-за слишком сильного для них волнения. Однако оказалось, что в районе разрушенных заграждений вражеских броненосцев нет, более того «желтые» крейсеры также уже ушли, и лишь один из них, возвратившийся было для производства разведок, был выведен из строя огнем атакующей эскадры.
Между тем к месту боя подошли линейные корабли блокирующего флота, и завязался бой с дальних дистанций, окончившийся отступлением «синей» стороны в устье Эльбы, что не удивительно - три против девяти. Урон, понесенный обоими противниками, в точности неизвестен (нет данных), но, как кажется, обе стороны потерпели одинаково.
Для заметок: в таких ситуациях всегда интересно каким образом определялась эффективность артиллерийского огня кораблей. Стреляли они по щитам? Или вели огонь холостыми зарядами?
Ночью 11 числа 1905 года на море был мертвый штиль, и луна была закрыта густыми облаками. Таким образом, все условия были благоприятны для производства минной атаки, которая и была предпринята отрядами «синих» миноносцев. Последние были замечены с линейных судов противника лишь после того, как подошли к ним на расстояние минного выстрела. По обнаруженным миноносцам были сразу "нацелены" малокалиберные пушки и электрические прожекторы (это часто считается имитацией ответного артиллерийского огня). Число погибших при этой атаке «желтых» броненосцев, в отчетах о маневрах не указывается, что же касается миноносцев «синей» стороны, то из них благополучно вернулась к своей эскадре лишь одна треть, остальные же две трети были признаны выбывшими из строя. Но в целом они задачу, видимо, решили, так как в последний день маневров блокируемая "синяя" эскадра форсировала выход из устья Эльбы, вышла в море и затем около полутора часов "ожесточенно сражалась" с неприятельскими силами около Гельголанда. Можно предположить, что если бы у "желтых" не было бы потерь в броненосцах этот "учебный бой" вряд ли продлился долго.
В тоже время, затем «синие» все же отступили в Эльбу преследуемые «желтыми», попавшими при этом в сферу действия Куксгафенских фортов, которые и открыли по ним огонь из своих орудий. Одновременно с тем и «синие» миноносцы вновь произвели атаку неприятеля, окончившуюся полным поражением блокирующей эскадры. И этой атакой и закончились маневры.
Для заметок: Как заметил критик в то время, значение этих учений заключалось в том, что впервые перешли от обычной академической разработки стратегической задачи к довольно точной отработке подготовки к будущей войне. После заключительного морского парада корабли вернулись в свои гавани и приступили к осенней смене мест базирования.
Вот так прошли маневры немецкого флота 120 лет назад. Много осталось "за кадром", многое не ясно, но ясно одно - немецкий флот заранее отрабатывал тактику борьбы с ближней блокадой и отражения нападений вражеского флота на свои базы. Менее чем через десять лет начнется Первая мировая война, которая покажет, что борьба на море будет несколько иной. Да, так бывает.
PS.Кнопка для желающих поддержать автора (знаю что их не будет) - ниже, она называется "Поддержать", )).