Найти в Дзене

Личный интерес

Мы уже много раз писали о внутренней и внешней мотивации школьников и о том, что для плодотворной учёбы ученики должны взять на себя ответственность за неё. Все рассуждения в тех статьях можно свести к одной мысли:
Главным залогом успеха образовательного процесса является личная заинтересованность в нём ученика. При всей очевидности этого утверждения не ясно, как это может помочь на практике. Вроде бы понятно, что если ученик не хочет заниматься, то он мало чему сможет научиться.
Но что с этим наблюдением делать родителям, учителям да и самим ученикам? Личный интерес в контексте обучения действительно имеет чуть ли не чудодейственную силу. Ученик, который серьёзно чем-то заинтересовался, при грамотном обучении может свернуть горы. Отсюда у родителей возникает соблазн научиться как-то включать этот интерес у детей.
Как кнопку: нажал – и теперь ребёнку интересно учить химию. Однако все попытки управлять чужим интересом напрямую обречены на провал. Личный интерес не может быть контролируе

Мы уже много раз писали о внутренней и внешней мотивации школьников и о том, что для плодотворной учёбы ученики должны взять на себя ответственность за неё.

Все рассуждения в тех статьях можно свести к одной мысли:
Главным залогом успеха образовательного процесса является личная заинтересованность в нём ученика.

При всей очевидности этого утверждения не ясно, как это может помочь на практике.

Вроде бы понятно, что если ученик не хочет заниматься, то он мало чему сможет научиться.
Но что с этим наблюдением делать родителям, учителям да и самим ученикам?

Личный интерес в контексте обучения действительно имеет чуть ли не чудодейственную силу. Ученик, который серьёзно чем-то заинтересовался, при грамотном обучении может свернуть горы.

Отсюда у родителей возникает соблазн научиться как-то включать этот интерес у детей.
Как кнопку: нажал – и теперь ребёнку интересно учить химию.

Однако все попытки управлять чужим интересом напрямую обречены на провал.

Личный интерес не может быть контролируемым или введённым как-то сверху.

Ведь даже собственным интересом в реальности почти невозможно управлять.

Многие ли взрослые сумеют включить у себя личный интерес, когда им на работе дают скучную и неприятную задачу?

Хорошо, родители не могут сами управлять интересом.
Но может быть это умеют делать преподаватели?

В таком случае родители, продолжая верить в разные хитрые и манипулятивные способы увлечь чем-то ребёнка, пытаются найти репетитора-аниматора, с которым ученику будет весело и интересно.

Спрос рождает предложение, и личные страницы педагогов в соцсетях и на сайтах агрегаторов пестрят одними и теми же зазывающими строками: "Я сумею заинтересовать вашего ребёнка математикой".

Но педагог, который пишет такое про себя, изначально вводит в заблуждение других. А чаще всего просто обманывает сам себя.

Такой фразой он лишь подчёркивает, что принципиально не понимает как строится обучение и мотивация в нём.

Рождение личного интереса – процесс глубоко интимный и скрытый от посторонних глаз. Речь идет об изменениях, идущих изнутри, от самого ученика.

И чаще всего интерес вообще не осознаётся учеником или явно не вербализируем. А иногда и вовсе слишком личный, чтобы кому-то про него рассказывать.

У грамотного преподавателя нет и не может быть цели развеселить ребёнка или завлечь его в решение задач какими-то простенькими фишечками или лайфхаками .

Максимум, что получается у преподавателей-развлекаторов – увлечь формой без глубокого погружения в суть.
А через год удивлённый родитель обнаруживает, что вроде ребёнку нравятся занятия, но никакого движения вперёд нет...

Маховик мотивации раскручивается постепенно и порой не так, как преподаватели сами себе представляют.

Вот эта постепенность и последовательность очень важны.

Например, некоторые родители настолько пристально следят за интересом своих детей, настольно сильно пытаются его использовать, что это в дальнейшем играет с ними злую шутку.

Особенно это характерно для родителей, у которых есть много возможностей для развития детей.

Ребёнок упомянул в разговоре, что ему понравилось в гостях в первый раз сыграть на гитаре?
Ему сразу купят самый дорогой инструмент, наймут самого классного преподавателя-гитариста, будут отслеживать каждый шаг прогресса.

Ребенок заинтересовался роботами на выставке?
Его сразу запишут на курсы робототехники, будут расспрашивать каждый день об успехах и всячески участвовать в его хобби.

Едва разглядев каплю детского интереса, некоторые родители сразу кидаются в эту область, изучая как правильно или не правильно ему всем этим интересоваться.

Но слегка зародившийся интерес не нужно форсировать. Нужно лишь создать условия, чтобы он постепенно дозрел.
При любой форме давления и излишней принудиловки интерес не возрастает, а наоборот снижается.

Иначе это будет похоже на того китайца из притчи, который посадил горох и каждый день "помогал" ему расти, вручную вытягивая едва появившиеся ростки вверх.

А когда уставший ребёнок пытается отказаться от этого хобби и хочет переключиться на что-то другое, родители считают это чуть ли не личным предательством:
– Мы с тобой (читай "я") столько сил вложили, а ты теперь этого не хочешь...

В самом плохом варианте особенно невротичные дети так и тянут лямку принудительного хобби, проклиная тот день, когда они упомянули о своём небольшом интересе.

А дальше, уже будучи подростком, ребёнок будет просто закрываться от всех расспросов про то, что ему интересно и важно.
Потому что вполне вероятно, что если его новое увлечение будет признано благопристойным, то его снова заставят превратить едва проснувшийся интерес чуть ли не в профессию («ну если уж решил заниматься, то давай-ка занимайся серьёзно»).

Нужно очень аккуратно обращаться с чужим интересом и относиться к нему с уважением.
А чтобы научиться относиться с уважением к чужому интересу, нужно сначала научиться уважать в другом человеке отсутствие интереса.

Родители часто жалуются, что их дети ничем не интересуются.
Но на поверку это означает, что дети интересуются очень многим. Просто не тем, что хочется их родителям.
Дети молчат, потому что знают, что их высмеют и обесценят их реальные интересы («да кому нужна эта твоя скрипка»).

Как было в каком-то недавнем посте в ленте:
«Когда моя мама спросила, кем я хочу стать, я честно ответил, что юристом.
Она сказала, что это неправильный ответ и спросила снова.
Так с десятого раза я узнал, что хочу стать дорожным строителем»

Итак, интересом невозможно управлять. Но можно ли на него как-то повлиять?

В некоторых рамках – да.

Например, интерес заразителен.

Если родитель делает что-то с удовольствием (настоящим, а не показным) и ребёнок видит это, то он с большей вероятностью сможет научиться тоже получать от этого удовольствие.

Как говорится, не пытайтесь воспитывать своих детей – они всё равно будут похожи на вас.

Да и в принципе, когда ребёнок у себя в окружении имеет увлечённого человека (и тем более профессионала в своей области), на него благотворно влияет даже сам факт такого взаимодействия.
Он просто видит, какой это кайф – погрузиться в какую-то продуктивную и полезную деятельность с головой.

И особенно сильно это работает, если ребёнок уже с зарождающимся интересом попадёт в группу увлечённых людей.
Увлечённый человек сам по себе заразителен, а уж если группа, да ещё и ровесников, да ещё с каким-нибудь специфическим и не очень общепризнанным хобби с настроем "только избранные могут нас понять"...

Ещё личный интерес требует пространства для манёвра.

Это заметно на примере топовых школ и связанных с этим образовательных трагедий.

Вот ученику обычной школы нравится математика.
Его уговорили перейти в лучшую школу в городе.
А там жутчайшая потогонная система.
Такая, что у школьника не хватает воздуха, чтобы заниматься любимым делом самостоятельно.
Вроде бы он изучает продвинутые инструменты, но лично на его интерес все забили.
Остаётся только соревновательный интерес, который чаще убивает учёбу.

И в чём-то это становится похоже на демьянову уху.
А ведь из-за стола нужно всегда вставать немножечко голодным...

На эту схожую тему бытует грустная поговорка: люди, поступающие на мехмат, думают, что им нравится математика.

В этом ключе интересен формат учёбы/отдыха в летней школе. Как правило там можно выбирать курсы, причём обычно они длятся всего лишь неделю. Школьники могут выбрать себе занятие по душе, а если что-то не понравится, всегда можно пойти и на другой предмет.

Важность личного интереса касается и самих преподавателей в их работе.

Одно дело пытаться убедить потенциальных клиентов в умении зажечь интерес у ребёнка.
И другое дело самим получать удовольствие от процесса преподавания, подготовки занятий и от взаимодействия с детьми.

Если преподавателю не интересно решать задачи, то никакими методическими трюками он этот интерес в школьниках не пробудит.
Те крючки, про которые мы писали несколько лет назад, работают только при одном важном условии – если они вас самих цепляют.
Вам самим должно хотеться вернуться к той или иной необычной задаче.

Наоборот, если преподаватель якобы знает о школьной математике и о подготовке к ЕГЭ всё, если не видит в своей работе ничего нового, если его уже ничто не удивляет в профессии, значит скорее всего он давно закончился как педагог.

Это один из ключевых навыков для преподавателя – видеть необычное в обычном и привычном, открывать для себя различные грани знакомого. Как и навык каждый год с новым вдохновением играть ноктюрн на флейте задач банка ФИПИ и танцевать на этом пятачке джентльменских задач им. Ященко.

Когда в послужном списке преподавателей возникает сотня-другая учеников, многие из них, к сожалению, теряют интерес к работе. И если они не смогут его для себя найти, то это прямой путь к выгоранию.

Выгорание возникает не только из-за высокой нагрузки. Дело не только в ней.

Дело ещё и в рутине.

Есть репетиторы, которые занимаются преподаванием в разной форме чуть ли не по 10-12 часов в день и не устают и не выгорают.
Потому что для них каждое занятие как праздник – математический праздник, который всегда с тобой.
На каждом уроке они исследуют новые стороны предмета и открывает мир вместе со своими учениками.
Разве это не интрига: как очередной класс или очередной ученик будут взаимодействовать с известной задачей? сделают ли они какие-то похожие ошибки или будет что-то новое? вдруг они придумают новый способ решения?

А другие преподаватели преподают по 2-3 часа в день и устают так, будто весь день вагоны разгружали.

Однообразная безыдейная педагогическая тягомотина выматывает сильнее всего.
Впрочем как и любые действия, лишённые внутреннего смысла.