Найти в Дзене

Маленькие стражи сада: история садового гномика

Типичный немецкий гном
Типичный немецкий гном

Ни один другой образ в садовой скульптуре не вызывает такой улыбки и такого количества споров одновременно, как обычный садовый гном. Его история гораздо древнее и интереснее, чем кажется. Это наблюдение и побудило меня совершить небольшой экскурс в прошлое и проследить путь этих бородатых человечков из недр земных мифов на солнечные газоны современных дач.

Корни образа уходят в глубокую древность. Это гномы немецкого и скандинавского фольклора, подземные духи, хранители недр и талантливые кузнецы. Они были важной частью мифологического мировоззрения: считалось, что такие фигурки охраняют дом и сад от злых сил, способствуют плодородию и приносят удачу.

В Германии, которая считается родиной садового гнома, его предками были кобольды — духи шахт, которые могли как помочь, так и навредить рудокопам. Чтобы их задобрить, горняки часто вырезали из дерева или лепили из глины маленькие фигурки-обереги.

Стоит также упомянуть роль братьев Гримм, Уолта Диснея и Толкиена, которые популяризировали и трансформировали образ гнома.

-2

Первое официальное документальное упоминание о производстве садовых гномиков относится к началу XIX века в Германии. Фирма Филипа Грибеля в городке Графенрода (Тюрингия) в 1874 году начала их массовое производство из керамики. Именно эти гномики с характерными колпачками, трубками и инструментами в руках и задали канон.

Каждая деталь их облика была неслучайна. Красный колпак напоминал головной убор средневековых рудокопов (а также, по некоторым версиям, шапку-невидимку из сказок), борода являлась символом мудрости и почтенного возраста. Инструменты (кирка, лейка, тачка) подчеркивали связь гномов с землей, ремеслом и трудолюбием, а добродушное выражение лица отличало их от иногда зловредных мифологических прототипов.

-3

В конце XIX — начале XX века мода на садовых гномов распространилась из Германии по всей Европе, особенно в Великобритании и Франции. Они стали символом преуспевающего среднего класса, признаком ухоженного и "защищенного" сада.

В лондонском The Garden Museum, как я лично убедился, фигурки гномов бережно выставлены в экспозиции, недалеко от "Красной книги" Рептона. Потому что они тоже являются частью истории английского садоводства.

В XX веке, особенно с приходом модернизма и минимализма в ландшафтном дизайне, садовые гномы подверглись жесткой критике. Их объявили китчем, признаком дурного вкуса и "сладенькой" мещанской эстетики. В серьезных садах их место заняла абстрактная скульптура.

-4

Забавный факт: во Франции в 1960-х годах даже существовало "Движение за освобождение садовых гномов", активисты которого похищали фигурки, объявляя это актом против мещанства.

В конце XX — начале XXI века гномы пережили второе рождение. Благодаря иронии, поп-арту и ностальгии они снова вошли в моду. Появились гномы-панки, гномы-хипстеры и даже провокационные инсталляции. Они превратились из символа китча в арт-объект, с которым можно играть и который можно осмысливать по-новому.

Садовый гном, как и любой другой арт-объект, требует грамотного выбора места. Важно не просто поставить его на газон, а обыграть: спрятать под листом хосты, устроить диалог между двумя фигурками, создать маленькую историю. Современные материалы, от полистоуна до металла, позволяют ему быть не аляповатым, а стильным акцентом. Главное — чувство меры и чувство юмора.

-5

Путь садового гнома— это путь от мистического оберега до предмета насмешек и далее — до иконы поп-культуры. Его история — это зеркало, в котором отражается меняющееся отношение человека к природе, саду и самому себе.

И сегодня, как и сто лет назад, этот маленький бородатый страж напоминает нам, что сад — это не только уютное место для загородной жизни среди красивых растений, но и пространство для мифотворчества и веселой игры.

-6