"Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово".
Анна Ахматова.
На днях в Пекине прошли торжества по поводу окончания Второй Мировой войны. Напомним, что 9 мая мы празднуем победу над гитлеровской Германией в Великой Отечественной войне. Но наша армия продолжала боевые действия. И 2 сентября 1945 г. на борту американского линкора "Миссури" японская делегация подписала акт о капитуляции в присутствии советской и британской делегации. А также делегаций других стран.
Эту годовщину Китай, который потерял больше человеческих жизней, чем СССР (не говоря уже о других странах) праздновал особенно торжественно. Си Цзиньпин (глава Китая) собрал большое число глав других государств: Россия, Индия, Вьетнам, Белоруссия и многие другие (включая одного короля). А вот из Европы прибыли только лидеры Сербии и Словакии. Хотя звали и других. Трампа тоже приглашали, но он не прибыл. Хотя мог прислать вместо себя делегацию. Как это сделала Венгрия. Но и так в Пекине собрались десятки стран, которые представляют более 40% человечества.
Вторая Мировая война изменила не только мировую геополитику. Она изменила внутреннее состояние многих стран. Перейдём к нашей теме.
В 1937 г советское руководство начало новый виток гонений на Православную Церковь (и не только на неё). Это при том, что, согласно переписи, верующими называли себя более 1/3 городских жителей и около 2/3 деревни. Но в 1939 г. было схвачено порядка 1500 священнослужителей. Из них около 900 казнены. А в 1940 г. арестовано более 5000 и порядка 1000 расстреляны. В Минске не осталось храмов вообще.
Но с нападением гитлеровской Германии (и её союзников) на СССР ситуация стала очень медленно, но меняться. Очень скоро выяснилось, что воевать за Советскую власть и партию большевиков народ не очень хочет, но за "веру и Отечество" (царя-то нет) ещё готов.
Тем более, что свою позицию Русская Православная Церковь обозначила с первого же дня войны. 22.06.41 митрополит Московский Сергий (Страгородский) обратился ко всем православным верующим с обращением, в котором заявил, что Церковь всегда разделяла судьбу своего народа.
Патриарха тогда не было, а Сергий был Местоблюститель, т.е. фактический глава РПЦ.
Его Высокопреосвященство подчеркнул, что "фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали", постигнет та же участь, что и других захватчиков, когда-то вторгавшихся в нашу страну.
Уже через два дня Сергий Страгородский отслужил в Москве молебен "О даровании победы", и с того дня во всех храмах страны и до самого конца Войны этот молебен служился.
Примечательно, что Сталин начал своё знаменитое обращение к народу словами "братья и сёстры".
Война, которую он назвал Великой Отечественной, разворачивалась совсем не так, как предполагал наркомат обороны в Москве. Немецко-фашистские войска стремительно наступали по всем направлениям.
Нависла угроза над Ленинградом и Москвой. Но Русская Православная Церковь продолжала занимать патриотическую позицию. И митрополит Сергий обращался к православному народу с патриотическими посланиями 24 (!!!) раза.
В начале войны в адрес Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина поступила телеграмма от архиепископа, в котором священнослужитель, находящийся в ссылке в Красноярском крае, сообщал, что, являясь специалистом хирургии, "готов оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено". Более того, он выражал готовность вернуться обратно в ссылку после победы.
Его прошение было удовлетворено, и с октября 1941 г. 64-летний профессор Войно-Ясенецкий был назначен главным хирургом местного эвакуационного госпиталя и стал консультантом всех красноярских больниц. Он делал по 3-4 блестящих операции в день. В одном случае он (за недостатком средств) зашил опаснейшую рану волосом медсестры и раненый выжил.
Был награждён медалью и Сталинской премией. Но главное: он оставил после себя учеников. Это главный признак настоящего учёного: после него остаётся Школа.
В "Фонд Обороны" православными верующими было направлено 300 миллионов рублей. На эти деньги были построены и переданы в действующую армию танковая колонна "Димитрий Донской", а также истребительная эскадрилья "Александр Невский". Многие воевали сами. Иеромонах Пимен (Извеков) - будущий Патриарх - был заместителем командира стрелковой роты.
Представители нашей Церкви полностью разделяли со своим народом "все тяготы и ужасы войны". Так, будущий Патриарх - митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) - оставался в городе на Неве весь самый жуткий период блокады, проповедовал, ободрял, и служил зачастую один, без диакона. Тот был многодетным отцом, и Его Высокопреосвященство часто отправлял его домой, опасаясь бомбёжки.
После прорыва блокады города он вместе с группой православных священнослужителей был отмечен боевой наградой - медалью "За оборону Ленинграда".
"Союз воинствующих безбожников", буквально терроризировавший всех верующих, фактически прекратил свое существование, а 4 сентября 1943 года Сталин встретился с руководством Московской Патриархии. В стране начали открываться храмы и семинарии, появились православные газеты и журнал. Вернёмся к тому, с чего начинали?
На сегодняшний момент в Индии есть несколько десятков тысяч православных, большая часть из которых - прихожане РПЦ. В Китае - 4 епархии.
Храни Вас Бог. Читайте наш канал (и другие) и ставьте лайки. Только помните: некоторые наши выпуски могут читать исключительно подписчики. Рекомендуем:
Мы благодарим наших подписчиков из Липецка и Ставрополья, а читателям из Иваново и Астрахани предлагаем не стесняться и тоже подписываться.