Драма «Сладкая женщина» (1976) – это история Ани Доброхотовой, которой всю дорогу не везло с мужчинами. При том, что она каждый раз недоумевала: почему – так? Ей упорно доставались те, кто с ней априори не совпадал.
Конечно, тут имеется и её вина – никто в эти союзы её насильно не тянул. Тем не менее, Анну можно пожалеть – никакого счастья в личной жизни, а отношения для таких, как Доброхотова – чуть не самое важное.
Итак, молодость. За ней начинает неуклюже ухаживать юный студент-медик, которого по сию пору называют Лариком (к слову, в повести он Марик). То есть не Ларион (и не Марк), а вот так по-детски.
Сейчас выскажусь грубо. Ларик смотрит на девушку, как на спелую, красивую самку, а не как на грёзу любви. Ибо что может быть общего между потомственным интеллигентом и фабричной девчонкой, мало что читавшей и столь же мало знающей.
Это – натуральный бунт тела. Ане же слегка приятно, что её не хватают за локоть, а угощают, читают стихи (непонятные). Ларик ей не нравится – у неё всё же иные вкусы.
Но гормоны и любопытство взяли своё – Аня забеременела. При этом она вовсе не собралась за Ларика замуж – ей нужен справный мужик, а не этот хлюпик. Да и сам Ларион как-то не горит желанием сочетаться браком. Надо было – женился, а так – нет.
Потом Анна познакомилась, как раз, со зрелым мужчиной – с фронтовиком Николаем Егоровичем Кушаковым. Заботливый, трудолюбивый, честный. Сразу принял Юрку, сына от Ларика, сделавшись самым лучшим на свете отцом.
Вроде бы всё в порядке. Но нет. Кушаков без конца учит Анну – всё-то она делает не так, и думает не эдак. Что в итоге? Высказал ей: «Некультурная ты женщина». Всё – почему? Для Доброхотовой самое важное – это материальные ценности.
Ради них она и живёт. Кстати, в повести (в отличие от фильма) явлено, почему Анна такой сформировалась – она провела нище-голодное детство в послевоенной деревне, и для неё сытость, довольство – это самое главное.
Дальше она просто не заглядывает – так наголодалась. К ней же предъявляют странные требования. Потом этот Кушаков тихо слинял, оставив Анну одной. Даже не поговорил с глазу на глаз. Это правильно? Думаю, нет.
Но он со всех сторон – положительный, а она – бякa некультурная. Третий «заход» и вовсе неудачный – в электричке подкатил красивый Тихон и принялся тут же её воспитывать. Там же, в поезде.
Потом он и вовсе устраивал ей эмоциональные качели – то явится, то пропадёт, то к сердцу прижмёт, то – к чёрту пошлёт. В финале он и вовсе поступил с Анной по-свински. Тихон тоже из тех, кто не заморочен на материальном – оно для него почти ничего не значит.
В принципе, Анне подошёл бы мужчина-куркуль, для которого достать мебель и хорошо поесть – счастье. Всё – в дом. И, чтобы «как у людей». Они бы радовались коврам, хрусталю, поездкам на курорты, шашлыкам. Была бы гармония образов!
Доброхотовой же попадались те, чьи ценности контрастировали с её природными установками. Поэтому и она для них была дурна, и они – для неё. По факту, несчастная тётка. В повести к ней приезжает сын, чтобы жить вместе, тогда как в фильме – печаль в пустой квартире.
Zina KorZina (c)