Шепот барочных хоралов, торжество русской симфонии и прощальное «Аллилуйя» по Принцессе и Тенору — 6 сентября в истории классической музыки.
Когда Лейпциг снова запел: день рождения Кнюпфера
Лейпциг, середина XVII века. Тридцатилетняя война опустошила город, надолго смолк величественный хор Святого Фомы. Но 6 сентября 1633 года рождается мальчик, которому суждено вдохнуть новую жизнь в эту музыкальную традицию — Себастьян Кнюпфер.
Став томаскантором (кантором хора при церкви Святого Фомы), он на 19 лет возглавил музыкальную жизнь Лейпцига. Под его руководством город оправился от послевоенного упадка и вновь стал ведущим музыкальным центром Германии. В своих хорах и кантатах Кнюпфер соединял строгую красоту старых церковных напевов с яркими красками нового барочного стиля.
Именно он положил начало тому расцвету Лейпцигской школы, кульминацией которого стали творения его преемников — Иоганна Шелле, Иоганна Кунау и самого Иоганна Себастьяна Баха. Из мальчика, родившегося в далёком Аше на западной окраине Богемии, вырос мудрый музыкант Лейпцига – невидимый учитель для будущих гениев.
Тихий камертон династии Бахов: Георг Кристоф Бах
6 сентября 1642 года в семье Бахов рождается ещё один наследник легендарной музыкальной династии — Георг Кристоф Бах. Для этого рода музыка была фамильным делом: представители семьи Бахов на протяжении трёх веков служили органистами, канторами или городскими музыкантами.
Георг Кристоф продолжил традицию: он стал церковным кантором в городе Швайнфурте и сочинял духовные произведения. Именно он приходился дядей будущему великому Иоганну Себастьяну, представляя собой старшее поколение, на чьих плечах вырос гений барокко. Можно представить, как юный Иоганн Себастьян слышал в семье истории о музыкальных подвигах предков — ведь Бахи бережно хранили своё наследие, передавая его от отца к сыну.
Георг Кристоф — одна из тех скромных фигур в тени истории, без которых не случилось бы звёздного взлёта фамилии Бах в XVIII столетии.
Дирижёр эпохи: как Евгений Светланов стал голосом русской симфонии
6 сентября 1928 года, Москва. Появился мальчик, которому суждено было прославить русскую симфоническую музыку. Евгений Светланов с детства впитывал мелодии — от народных песен до Чайковского.
Со временем он стал одним из крупнейших дирижёров страны, чьё имя символизировало целую эпоху музыкальной культуры. В 1965 году Светланов возглавил Государственный симфонический оркестр и руководил им почти 35 лет, записав сотни произведений и фактически создав аудио-летопись русской симфонии. Под его твёрдой рукой оркестр звучал с жаром и размахом, сохраняя традиции школы Рахманинова, Чайковского и Мусоргского для новых поколений.
Особенно трепетно маэстро относился к музыке Рахманинова: его интерпретации «Колоколов» и Второй симфонии высоко ценились слушателями и критиками. Светланов умел находить путь к сердцу любой публики — и дома, и за рубежом. Благодаря ему симфоническая музыка снова зазвучала для миллионов слушателей.
Особенно трепетно маэстро относился к Рахманинову: его трактовки — от симфоний до «Колоколов» — высоко ценились слушателями и критиками; символично, что именно «Колокола» прозвучали на последнем концерте Светланова в апреле 2002-го.
«Песнь об Афине» на похоронах принцессы Дианы
6 сентября 1997 года, Лондон, Вестминстерское аббатство. В величественной тишине готических сводов раздаётся печальный хор: капелла протяжно поёт «Аллилуйя». Так звучит «Песнь об Афине» — произведение британского композитора Джона Тавенера, прозвучавшее на похоронах принцессы Дианы.
Эту духовную песнь Тавенер написал в память о подруге по имени Афина, погибшей в 1993 году; композитор соединил в ней слова православного заупокойного канона и строки из трагедии Шекспира. На траурной церемонии англиканский хор исполнял сочинение, пронизанное восточно-христианскими мотивами — словно древний византийский чин прозвучал посреди английской традиции.
Музыка начиналась шёпотом и вырастала до величественного форте, вызывая у слушателей мурашки. После этих похорон Song for Athene обрела всемирную известность — её многоголосое «Аллилуйя» теперь навсегда ассоциируется с прощальным светом Дианиной памяти и утешением в скорби.
Прощание с Голосом Столетия: умер Лучано Паваротти
6 сентября 2007 года. Мир прощается с Лучано Паваротти — человеком-эпохой, голосом, которым для миллионов звучала сама опера. Этот итальянский тенор сделал академическое искусство массовым. Вместе с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом он создал феномен «трёх теноров» — оперного трио, собирающего стадионы по всему миру.
Их первый альбом стал самым продаваемым классическим диском в истории, а сам Паваротти за карьеру продал свыше 100 миллионов записей. Его лучезарная улыбка и фирменный белый платок стали узнаваемы повсюду — символ того, как высокое искусство может выйти за стены театра.
Паваротти выступал не только на оперной сцене, но и на эстраде: пел с рок-легендами, собирал миллионы на благотворительность. Он доказал, что великая музыка принадлежит не только избранным, и поэтому его смерть стала утратой не только для мира оперы, но и для всей мировой культуры.
История дня: коронация и премьера. Как Моцарт наспех сочинил «Милосердие Тита»
Сентябрь 1791-го. Прага бурлит праздничным волнением: в городе готовятся короновать императора Леопольда II королём Богемии. Улицы украшены флагами, в тавернах шумно обсуждают грядущее торжество, а театралы с замиранием сердца ждут новую оперу Моцарта, написанную специально к этой коронации.
Заказ поступил срочный — времени катастрофически мало. Но Вольфганг Амадей не отступил перед вызовом. Он заручился поддержкой придворного поэта Катерино Мадццолы, который переделал старое либретто Метастазио в живую двухактную историю (даже добавил комические черты, чтобы опера не казалась чересчур старомодной).
Сам же Моцарт, как гласит легенда, сотворил музыку с невиданной скоростью. Говорят, прошло всего 18 дней от первых набросков до репетиций! Наставник торопился настолько, что часть речитативов доверил своему ученику Францу Зюссмайру, приехавшему с ним в Прагу помочь завершить партитуру.
В вечер премьеры 6 сентября зал Ностицкого театра (ныне Сословный театр) сиял свечами и блестел от дворянских мундиров и бальных платьев. В оркестре рядом с местными музыкантами сидел друг Моцарта, кларнетист Антон Штадлер — композитор привёз его из Вены специально для исполнения новых соло.
В знаменитой арии Секста «Parto, parto» зал замер: мягкий бархатный голос басет-кларнета в руках Штадлера перекликался с пением, пробирая слушателей до мурашек. Музыка сочетала старинную торжественность жанра опера-сериа и живые чувства героев. Казалось, ещё немного — и Прага взорвётся такими же овациями, как четыре года назад на «Дон Жуане».
Однако чуда не произошло. Публика приняла «Милосердие Тита» уважительно, но без прежнего восторга — ни тебе бурных аплодисментов, ни требовательного вызова композитора на сцену. Императрице Марии Луизе, по слухам, и вовсе не понравилось представление. Моцарт уехал из Праги подавленным, чувствуя горечь разочарования.
Вскоре, 5 декабря 1791 года, великого композитора не стало, и коронационная опера осталась в тени его последних шедевров. Лишь годы спустя ценители переосмыслили «Милосердие Тита»: сегодня эта опера звучит на мировых сценах, напоминая о том праздничном вечере в Праге. Ведь даже сочинённая в спешке, музыка Моцарта не теряет силы — ария с басет-кларнетом до сих пор завораживает и знатоков, и новичков, оправдывая милосердие времени к когда-то недооценённому творению.
Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!
#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #6Сентября #Опера #ЛучаноПаваротти #ЕвгенийСветланов #Моцарт #СебастьянКнюпфер #ДжонТавенер #ГеоргКристофБах #ПринцессаДиана #Бах #Культура
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.