Найти в Дзене

Истории на каждый день: 5 сентября в классической музыке

5 сентября подарило миру немало интересного в истории классической музыки. В этот день родились великие композиторы и исполнители, состоялись значимые премьеры — от удачных до провальных. Иоганн Кристиан Бах, младший сын Иоганна Себастьяна Баха, родился в Лейпциге 5 сентября 1735 года. Его называли «Лондонским Бахом» — композитор прожил двадцать лет в Англии и стал там придворным музыкантом. В отличие от отца, творившего в барочной манере, Иоганн Кристиан писал в новом классическом стиле и оказал влияние на юного Моцарта. Именно он в Лондоне музицировал с 8-летним Вольфгангом и, по сути, наставлял будущего гения. Популярность Иоганна Кристиана в свое время была велика, хотя позже его имя затмила слава других. Тем не менее вклад этого Баха в развитие симфонии и оперы классической эпохи значителен — недаром его считают связующим звеном между барочным наследием отца и зарождающимся стилем венской классики. 5 сентября 1803 года завершился жизненный путь французского композитора и флейтиста
Оглавление
5 сентября подарило миру немало интересного в истории классической музыки. В этот день родились великие композиторы и исполнители, состоялись значимые премьеры — от удачных до провальных.

Иоганн Кристиан Бах: «Лондонский» сын великого Баха

Иоганн Кристиан Бах, 1735–1782 гг.
Иоганн Кристиан Бах, 1735–1782 гг.

Иоганн Кристиан Бах, младший сын Иоганна Себастьяна Баха, родился в Лейпциге 5 сентября 1735 года. Его называли «Лондонским Бахом» — композитор прожил двадцать лет в Англии и стал там придворным музыкантом.

В отличие от отца, творившего в барочной манере, Иоганн Кристиан писал в новом классическом стиле и оказал влияние на юного Моцарта. Именно он в Лондоне музицировал с 8-летним Вольфгангом и, по сути, наставлял будущего гения.

Популярность Иоганна Кристиана в свое время была велика, хотя позже его имя затмила слава других. Тем не менее вклад этого Баха в развитие симфонии и оперы классической эпохи значителен — недаром его считают связующим звеном между барочным наследием отца и зарождающимся стилем венской классики.

Загадочная судьба Франсуа Девьена

Франсуа Девьена, 1759–1803 гг.
Франсуа Девьена, 1759–1803 гг.

5 сентября 1803 года завершился жизненный путь французского композитора и флейтиста Франсуа Девьена. Современники называли его «французским Моцартом» за изящество и мелодизм музыки.

Девьен прославился как виртуоз флейты и фагота, писал концерты для этих инструментов, а также комические оперы, мелодии из которых распевали даже на улицах революционного Парижа. Он был одним из первых профессоров только что основанной Парижской консерватории, активно участвовал в музыкальной жизни бурной революционной эпохи.

Однако напряжение тех лет подорвало его здоровье: последние месяцы жизни композитор провел в психиатрической клинике Шарантон близ Парижа, где и скончался в возрасте 44 лет. Творческое наследие Девьена огромно — около 300 произведений, многие из которых и сегодня известны исполнителям, особенно флейтистам, благодарным «французскому Моцарту» за блестящий репертуар.

Родился Луи Кёлер

-3

5 сентября 1820 года в Брауншвейге появился на свет Луи Кёлер — немецкий композитор, пианист и педагог. Сегодня его собственные сочинения почти забыты, но имя Кёлера знакомо многим пианистам по учебным этюдам и школам игры.

В Кёнигсберге он основал фортепианную школу и воспитал целое поколение музыкантов, прославившись именно как преподаватель фортепиано. Кёлер написал свыше 300 произведений — оперы, балеты, пьесы и методические труды.

Особенно ценными оказались его педагогические работы: спустя столетие некоторые из них снова востребованы, ведь принципы обучения Кёлера помогают совершенствовать мастерство игры до сих пор.

Провал премьеры оперы «Король на час» Джузеппе Верди

-4

Не каждое творение гения сразу признается публикой. 5 сентября 1840 года Джузеппе Верди представил в миланском театре Ла Скала свою вторую оперу — комическую «Король на час».

Премьера оказалась неудачной: неподготовленная к фарсу публика холодно встретила спектакль, и театр отменил остальные показы. Сам Верди переживал тяжелый период — незадолго до этого он потерял жену и двоих маленьких детей, что наложило тень на создание оперы.

После провала композитор чуть было совсем не оставил музыку. Он не возвращался к жанру комической оперы более полувека – до триумфального «Фальстафа» в 1893 году. Неудача же «Король на час» со временем стала лишь историческим курьезом на фоне длинного ряда шедевров Верди.

Эми Бич: первая леди американской классики

Эми Бич, 1867–1944 гг.
Эми Бич, 1867–1944 гг.

В американском городке Хенникер 5 сентября 1867 года появилась на свет Эми Марси Чейни, более известная как композитор Эми Бич. С детства вундеркинд, она рано начала выступать как пианистка, а позже прославилась как первая успешная женщина-композитор в США.

Эми Бич стала автором симфонии «Gaelic» и множества камерных произведений, вошла в историю как участница знаменитой «Бостонской шестёрки» композиторов. Ее путь вдохновлял многих женщин в музыке, показывая, что талант и упорство преодолевают предубеждения эпохи.

Рождение пианиста, для которого нет невозможного

-6

Канадский пианист-виртуоз Марк-Андре Амлен родился 5 сентября 1961 года в Монреале. Музыкальный мир знает его как выдающегося исполнителя с феноменальной техникой. Амлен прославился интерпретациями как классического репертуара, так и редких, «виртуозных» сочинений.

В его концертах и записях звучат фортепианные сочинения запредельной сложности: от переложений Листа и этюдов Шопена в обработке Годовского до сонат Николая Метнера и гигантского «Концерта для фортепиано соло» Шарля Валантена Алькана.

Сегодня Амлен — символ непревзойдённого пианизма, обладатель множества наград и номинаций на «Grammy», продолжающий удивлять публику по всему миру.

История дня: Перголези и премьера «Служанки-госпожи»

-7

5 сентября 1733 год, Неаполь, театр «Сан-Бартоломео». Публика заполняет зал, готовясь к серьезной опере-сериа. Но между актами зрителей ждет неожиданный подарок — короткая комическая интермедия «Служанка-госпожа» молодого Джованни Баттисты Перголези.

Два певца и немой слуга разыгрывают остроумную историю про пожилого холостяка Уберто и его бойкую служанку Серпину, которая хитростью добивается руки хозяина. Зал сначала удивлен: вместо богов и героев на сцене простые люди, слуга дерзит господину, а музыка легкая и озорная. Но уже через несколько минут неаполитанцы хохочут и аплодируют. Премьера проходит с триумфом — эта забавная история сразу же снискала успех у публики. Маленькая опера затмевает основное представление вечера и начинает собственную жизнь.

«Служанка-госпожа» стала одной из ключевых вех и образцом комической интермедии, повлиявшей на становление оперы-буффа. Простые и веселые мелодии, живые бытовые персонажи — всё это оказалось настолько понятным и близким зрителям, что оперы-буффа мгновенно приобрели популярность.

Спустя годы интермедия Перголези дошла и до Парижа, вызвав там знаменитую «войну буффонов» — спор поклонников французской и итальянской музыки. Сам Перголези, увы, не застал всемирной славы своего детища — композитор умер совсем молодым, в 1736 году, прожив лишь 26 лет.

Но «Служанка-госпожа» пережила века: эта очаровательная мини-опера по сей день не сходит со сцены, продолжая дарить улыбки и напоминая, как хитрая служанка однажды смогла стать госпожой.

Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!

#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #5сентября #Композиторы #Бах #ИоганнКристианБах #Девьен #Кёлер #Верди #Опера #ЭмиБич #Амлен #Перголези #Культура #Искусство

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.