Весной 2024 года состоялось знаменательное событие, которое открыло новую веху в истории легендарного отечественного производителя. В марте прошлого года, в Ростове-на-Дону, был открыт новый тракторный завод Ростсельмаш. Трактора российского бренда производились и раньше, но на мощностях комбайнового производства. Теперь же у тракторов РСМ появился собственный дом с отдельными конвейерными линиями, цехами мехобработки, сварки, окраски, окончательной сборки и контроля качества.
Новый тракторный завод позволил увеличить уровень локализации выпускаемой продукции, сократить издержки и задуматься над запуском в серию новых моделей тракторов и дорожно строительной техники. Трактор 1000-ой серии уже официально представлен, информация о прототипах 3000-серии появилась совсем недавно. Что касается ДСТ, то уже представлены предсерийные прототипы: экскаватор-погрузчик, фронтальный и телескопический погрузчик, которые так же будут производится на новом заводе.
Но первой моделью трактора, которая сошла с конвейера молодого предприятия. Стал трактор Ростсельмаш 2400. Самая популярная и востребованная модель, именно она и стала первенцем нового завода. РСМ 2400 и в 2025 году является основной агромашиной сходящей с конвейера тракторного завода.
В чем секрет популярности данного трактора? Во-первых, это шарнирно-сочлененная рама, позволяющая маневрировать даже на ограниченном пространстве. Такая конструкция дает возможность совершать развороты минимального радиуса, несмотря на довольно внушительные габариты трактора. Во-вторых, полноприводная трансмиссия с надежными мостами. Тракторы 2400 оснащены усиленными бортовыми редукторами, которые эффективно передают всю мощность на тяговый брус. Блокировка дифференциала для переднего и заднего мостов входит в базовую комплектацию. Бескомпромиссный полный привод существенно повышает проходимость техники в сложных условиях.
Третье важное преимущество - возможность установки сдвоенных колес, что позволяет в два раза снизить давление на почву, обеспечить надежное сцепление и улучшить проходимость. Такая колесная формула востребована при работе с широкозахватными орудиями.
Модернизация тракторов Ростсельмаш идет постоянно. Из существенных дополнений можно отметить собственную разработку инженеров Ростсельмаш. ВОМ (вал отбора мощности) на 1000 об/мин, позволяет серьезно расширить функциональность трактора. ВОМ может оказаться полезен для применения с широким набором дополнительного оборудования.
Данная опция осуществляет привод навесных и прицепных машин, а также автономных агрегатов различного назначения. Именно наличие вала отбора мощности делает трактор по-настоящему универсальной машиной, которую можно эффективно применять в самых разных сферах. Появление опции расширяет возможности тракторов 2000-й серии: теперь с ним доступны для агрегатирования прицепы и орудия (с приводом рабочих органов от ВОМ): бункеры-перегрузчики (накопители) зерна, разбрасыватели органических или минеральных удобрений, роторные фрезы, некоторые виды сеялок, опрыскиватели (с приводом рабочих органов от ВОМ) и другое оборудование.
Кроме прочего можно отметить наличие гидравлической системы производительностью до 260 л/мин, заднюю трехточечную навеску и тяговый брус. Все это существенно расширяет применимость трактора, превращая его в универсальную агромашину, которая способна справиться с самыми требовательными посевными комплексами и любым другим дополнительным оборудованием.
Что касается коробки передач, то здесь тоже хорошие новости. Весной 2024 года Ростсельмаш открыл еще один завод. Новое предприятие по выпуску коробок, мостов, редукторов отныне снабжает комплектующими и тракторный завод. В частности, для трактора Ростсельмаш 2400 там производят механическую коробку передач.
Естественно, и другие элементы трансмиссии производятся на том же заводе. Побывал на предприятии еще в прошлом году, внимательно рассмотрел весь процесс. Все начинается с механической и термической обработки поковок (обычных металлических болванок), которые превращаются в готовые шестерни и валы. А затем отправляются на дальнейшую сборку.
Большое количество современных станков с ЧПУ обеспечивают точность. А окончательная сборка осуществляется с применением передовых инноваций и использованием цифровых систем.
На выходе готовые узлы и агрегаты, которые идут на конвейер нового тракторного завода и для производства комбайнов. В ближайшее время на заводе трансмиссии в Ростове-на-Дону начнут производить еще и автоматическую коробку передач для тракторов. Информация о новинке уже доступна в сети.
Механическая трансмиссия трактора Ростсельмаш 2400 оснащена тремя
диапазонами скоростей. Каждый диапазон имеет четыре синхронизированные скорости с плавным переключением. Передаточные отношения скоростей подобраны таким образом, чтобы обеспечить гибкость и максимальную производительность в критически важном диапазоне – от 4,8 до 16 км/ч.
Главными преимуществами механической коробки передач являются простота конструкции, надежность, возможность ручного управления во всех режимах движения. Высокий крутящий момент передается МКПП к колесам трактора
без потерь на проскальзывание, благодаря жесткой связи между двигателем и колесами, сохраняя при этом высокие показатели топливной экономичности.
Вот мы с вами дошли и до главного вопроса - какой двигатель стоит на тракторе РСМ 2400? Секрета здесь нет, после ухода иностранных брендов, под капотом российского трактора прописался китайский двигатель WP12 объемом 11.6 литра. Это рядный 6-цилиндровый турбодизель развивающий 430 л.с. Но и в этом направлении Ростсельмаш решил пойти по пути импортозамещения. Недавно был представлен новый трактор Ростсельмаш 2405.
Вы спросите, что изменилось, кроме индекса модели? Главным отличием тракторов 2400 и 2405 является, как раз двигатель. На РСМ 2405 установлен отечественный турбодизель - КАМАЗ Р6.
Новый дизель из Набережных Челнов специально адаптировали под работу с тракторами Ростсельмаш. Это рядная 6-ка рабочим объемом около 12 литров. Двигатель Р6 номинальной мощностью 405 л. с. (максимальная
433 л.с.) адаптирован для применения в тракторах Ростсельмаш для достижения максимальной производительности, низкого расхода топлива и минимального уровня шума. Двухступенчатый фильтр с функцией ручной подкачки включает в себя один фильтр-сепаратор воды (грубая очистка) и фильтр тонкой очистки. Фильтр тонкой очистки с функцией подогрева топлива, а также подогрев впускного воздуха значительно облегчает запуск в холодную погоду.
Двигатель КАМАЗ Р6 с индексом 960.31-405 предназначенный для модели трактора 2405 выдает около 1900 Нм крутящего момента. Рабочие характеристики двигателя обеспечивают стабильную мощность в диапазоне от 1500 до 2100 об/мин и запас крутящего момента более 30% для работы в тяжелых условиях с применением широкозахватного оборудования. Двигатель Р6 соответствует экологическим требованиям Stage IIIA.
Если с механической частью все понятно, то что с современными электронными системами? Ведь современное сельское хозяйство давно превратилось в невообразимое поле инноваций. И в этом направлении тракторам Ростсельмаш 2000-ой серии есть чем похвастать. В частности, система РСМ Агротроник Пилот 1.0 позволяет трактору получить функцию автоматического вождения по сигналу GPS/ГЛОНАСС. Трактор Ростсельмаш 2400 совместим с установкой как электрического подруливающего устройства, так и более точного руления, при помощи гидравлического клапана. В итоге РСМ Агротроник Пилот 1.0 существенно увеличивает производительность трактора за счет минимизации пропусков и перекрытий при обработке почвы и посеве. Более высокая скорость выполнений операций и меньшая утомляемость механизатора заметно повышает эффективность работы.
В ближайшей перспективе, на конвейере нового тракторного завода, кроме машин 2000-ой серии, появятся трактора 1000-ой и 3000-ой серии. Это позволит расширить модельный ряд агромашин Ростсельмаш.